Урок обществознания по теме "Право на образование"

Разделы: История и обществознание


Цель: помочь учащимся осмыслить необходимость существования школы и права на образование, выразить отношение к школе, связав его с вопросом о человеческих правах.

Тип урока: комбинированный

Учебное оборудование: карточки, Закон РФ «Об образовании», Конституция.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Изучение новой темы

 Учитель:    В начале урока мы с вами совершим небольшой экскурс в историю. У каждого из вас на парте лежит карточка № 1 с записью этапов развития человечества, набор слов, относящихся к этапам развития.
Задание: Приведите  в соответствие ступень развития человечества и характеристику каждого этапа. Выберите из набора слова, подходящие к каждой ступени.

Карточка № 1

  • Первобытность
  • Древность
  • Цивилизация

Слова: человеческое стадо, земледелие, ремесло, охота, город, государство, земледелие, собирательство, огонь, прямоходящий, пещера,
2 млн лет назад, 40 тыс лет назад, 5 тыс лет назад, рубило, лодка, копье, дом,

Задание: Приведите в соответствие уровень развития человечества и характеризующие его слова. Чем отличается каждая ступень развития человечества?

  • Т.о. чем характеризуется каждый уровень развития человечества?
  • Что является главным отличием древности от первобытности, цивилизации от древности?

(Выполнение задания – 3 мин.)

Учитель: Теперь вы называете ступень развития человечества, даете характеристику и объясняете, почему выбрали именно эту позицию?

– Чем отличается каждая ступень развития?

(В это время учитель на доске фиксирует соответствия)

Вопрос: Скажите, что является главным отличием древности от первобытности, цивилизации от древности? (Ответы учащихся)

Вывод: Отличие цивилизации от древности заключается уровнем развития образования. это является важнейшим фактором прогресса любого государства. Человек развивается. Становится умнее. Он передает опыт, накопленный одним поколением – другим. Таким образом, из поколения в поколение передаются накопленные знания. А это основа развития любой цивилизации. И сегодня на уроке мы поговорим об образовании.

Тема урока: «Право на образование»

– Мы с вами живем на третьей ступени развития общества – цивилизации. А цивилизация подразумевает создание государства. В любом государстве общество регулируется законами.

Вопрос: Назовите основной закон государства? (Ответы)
В Конституции нашей страны есть статья о праве на образование. Перед вами находится Конституция. Найдите в ней статью о праве на образование. (ст 43). Зачитывается вслух.

Вопросы:

  • Что означает право на образование?
  • Кому оно адресовано?
  • Что означает обязательность общего основного образования?
  • К кому относится эта норма?
  • Какой вывод можно сделать на основе всего сказанного?

Вывод: Итак, в Конституции РФ закреплено право граждан на получение образования, причем имеется виду не только общее (школьное), но и дошкольное, и высшее, профессиональное.

Учитель: Теперь поработаем непосредственно с самим законом «Об образовании». Перед вами карточки № 2 с кратким изложением принципов государственной политики в области образования и вопросы.

Карточка № 2

ЗАКОН  РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

(извлечение)

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  • общедоступность образования…
  • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • свобода и плюрализм в образовании;
  • демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Автономность образовательных учреждений.

Вопросы и задания:

  • Какие положения Закона РФ «Об образовании» соответствуют статье 2 Конституции РФ? Подтвердите текстом документа.
  • Как вы понимаете слова «воспитание», «обучение»?
  • Что означает выражение «гуманистический характер образования»? О каких общечеловеческих ценностях идёт речь в п.1 ст. 2?
  • Как вы понимаете содержание п.2 ст.2? При объяснении приведите конкретные примеры.
  • Что означает выражение «светский характер образования»? Согласны ли вы с необходимостью этого принципа?

Вывод: Мы выяснили, что в законе «Об образовании» раскрывается содержание конституционной обязанности получения образования.

Учитель: Каждый человек имеет право на образование. Обратите внимание, на доске записаны ступени образования. верно ли они записаны. Приведите в соответствие: (начальное, основное общее, среднее (полное)

Вопросы:

  • Можете ли вы представить себе человеческую жизнь без школы?
  • Необходима ли школа лично вам?
  • Что вам дает школа?
  • Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?
  • Все ли реализуют право на образование в наше время?
  • Следует ли продолжать образование после школы?

Вывод: Конечно, школой не ограничивается ваше образование. Для определения своего жизненного пути, для получения профессии нам необходимо продолжить обучение.

Учитель: Вы 9-тиклассники. Вы уже определились с выбором профессии.

Задание: Перед вами листочки желтого цвета. Напишите на них название своей будущей профессии и те предметы, которые  вам необходимы для получения данной профессии и почему?

(Учащиеся через некоторое время вслух зачитывают свои записи, а учитель на доске фиксирует ответы)

Вывод: Школьное образование дает основу, фундамент знаний. Реализуя свое право на образование, мы достигаем в жизни того, к чему стремились.

3. Рефлексия

4. Домашнее задание: п 47.