Проект развивающего курса "Наблюдения"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


“Государство и общество должно думать о завтрашнем дне – о нравственности и культуре подрастающего поколения. Необходимо, чтобы интерес к культуре, к истории семьи, страны, стал ПОТРЕБНОСТЬЮ Это лейтмотив одной из июньских передач “Основной инстинкт” 2004 года. Культура должна стать альтернативой безнравственности, без духовности.

Кому, как не школьным работникам знать, что происходит сейчас в обществе, кому, как не нам давать прогнозы будущего страны! Во все времена школа была звеном промежуточным, но одним из главных, между детством и взрослой жизнью: здесь закладываются привычки – характеры – судьбы. Но началом всему была и будет семья.

В наше время роль семьи настолько трансформировалась, настолько свелась к нулю, что, в большинстве своём, только школа может дать молодой поросли духовное начало, сделать из неё не человекоподобное животное, живущее по законам инстинктов, но крепкую нравственно и духовно богатую личность. Это очень не простая цель. Но, в данном случае, цель оправдывает средства.

Давайте посмотрим, что нам, школе, надо иметь на выходе, а затем, исходя из этой целевой установки, определить задачи, которые могут быть разрешены при достижении этой, главной цели.

Итак, цель назрела в обществе и поставлена перед школой – воспитание духовного начала в будущем Гражданине. Почему начало? Да потому, что школа, восполняя функцию семьи по духовному зарождению, не продолжает эту функцию, а закладывает, по возможности, форсируя её.

Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение отличается душевной чёрствостью, прагматичностью, равнодушием к социальным, политическим, общечеловеческим явлениям.

Разбудить в человеке Человека, заставить его сопереживать, быть сопричастным с окружающим миром, осознано видеть, понимать и делать добро, отличая его от зла, научиться видеть и понимать красоту, отличая её от безобразия – вот основная цель, которую мы берёмся достичь, осуществляя программу. Имея конечной целью воспитание духовно и нравственно цельной личности, можно смело взять девизом программы “Красота спасёт мир” – имеется в виду красота души и нравственная чистота молодого Гражданина.

Цель обозначена. Как её осуществить? Какие задачи решаются при её достижении? Каким предметам отдать приоритет, какие могут обеспечить достижение цели?

В дореволюционной России эта цель достигалась, в основном, за счёт религиозного просвещения. Оно закладывало нравственно-духовное начало с младенческих лет, а затем религиозное просвещение продолжалось в школе (в странах Западной Европы Религия до сих пор является обязательным предметом школьной программы).

В российской школе урока Религии нет в расписании. Его функция частично возложена на другой, казалось бы, не похожий на него предмет – Мировую художественную культуру. Через произведения искусства происходит приобщение к миру прекрасного, закладываются бесценные зёрна сопричастности с этим миром, освобождение от душевного равнодушия, очищение от нравственной грязи.

Мировая художественная культура – предмет, появляющийся лишь в конце второй школьной ступени – 8–11-х классах. Для достижения нашей благой цели слишком поздно, слишком мало времени для выполнения поставленных задач.

Начинать-то надо с 1-го класса.

Что же, точнее, кого же, какой “материал” мы имеем в 1-м классе?

Можно дать рекомендацию при приёмке в 1-й класс: спрашивать у детей о том, были ли они на Красной площади? Где она находится? Что там находится? С кем были дети на Красной площади?

Был ли ребёнок с родителями в театре? В каком театре? Как он называется? Какой спектакль смотрел? Как назывался спектакль? О чём он?

Был ли ребёнок в художественном или каком-то другом музее? В каком? Что запомнилось?

Какие фильмы ребёнок любит смотреть? Где он их смотрит: дома по телевизору, по видеоплейеру, в кинотеатре?

Это своего рода входной мониторинг: с каким уровнем пришёл ребёнок, кто занимался его развитием, – это наша точка отсчёта.

(Не удивляйтесь результатам – они будут удручающими: редкий ребёнок был в театре, и тем более в музее; любимые фильмы – это ужастики или боевики; о Красной площади слышал, но там не был и мало, что расскажет о ней)

С чего начинается Родина?

Мы ведь живём в Москве – столице самого большого в мире, самого, в недавнем прошлом, могущественного государства, с необыкновенной, неординарной историей, государстве – России.

Корни свои знать необходимо. То, чем гордится мир, страна, наш город мы обязаны знать.

На каждой ступени школы эти познавательные моменты должны соответствовать возрастному уровню, они должны быть пройдены в определённой последовательности, т.к. в каждом моменте приобретаются навыки, используемые в возрастающей последовательности. Их нельзя менять местами, т.к. не будет ожидаемого результата.

Перед началом изучения Мировой художественной культуры учащимся рекомендуется ответить на вопросы анкеты, основанной на пройденном материале таких предметов, как москвоведение, история, литература, изобразительное искусство, музыка, а также вопросы, связанные с посещением театров, с многочисленными экскурсиями, которые учителя (классные руководители), организовывали для своих подопечных. Ведь любое благое начинание должно иметь конкретную цель и решать вполне определённые задачи. Не количество проведённых мероприятий определяет развитие, а качественное его исполнение. (Как не вспомнить выражение – “Лучше меньше, да лучше!”.)

Характерен выбор ответа на один анкетный вопрос: “Чем для вас является экскурсия?:

– возможность оторваться от дома,

– тусовка,

– возможность узнать что-то новое”.

Наверное не вызовет сомнение – это первый и второй ответы (в старших классах). У малышей скорее первый ответ. Не учитывать это при выборе экскурсий нельзя. Большое количество неподготовленных мероприятий не остаются в памяти школьников (результаты анкеты). Доказано, что запоминается на всю жизнь только то, что хорошо подготовлено и разобрано. Экскурсия, как урок: хороший урок надолго запоминается, приносит желаемый результат. Неподготовленный урок не оставляет у ребёнка никаких положительных эмоций – он случайный в их жизни. Результат неподготовленных уроков очень низкий – такие уроки вызывают отторжение, не желание изучать такие темы и, как следствие предметы. Следовательно, и к экскурсиям надо подходить очень продуманно, тщательно готовя детей постепенно шаг за шагом уже с 1-го класса. Но как?

А начинать надо…с культуры поведения. Да, с ЭТИКЕТА, потому что говорить о мировых ценностях при общей бытовой низкой культуре не эффективно – мы все на своём опыте знаем, как даже блестящий урок может быть сорван, если наша аудитория не организована и элементарно не воспитана.

… ..Дети пришли в новее социальное окружение. Некоторые из них – из домашней среды, кто-то явно дворовый ребёнок, но все они здесь, вместе. Им всем надо уметь вести себя так, чтобы не мешать друг другу и научиться, уважая себя и окружающих достойно обучаться и дать учителю обучать.

Продумать уроки этикета. (За счёт какого времени?) Рассмотреть правила поведения на перемене, в классе, в столовой, в транспорте, в музее, на экскурсии, в гостях, за столом, в компании. Подавать эти каноны надо не в назидательной, а в игровой форме, разыгрывая отдельные этюды, как в театре. Дети любят играть! Эту особенность надо здесь использовать. В столовой делать рейды-конкурсы: “Кто самый воспитанный в столовой? Какой класс самый воспитанный?” После знакомства с каждым правилом определять самого воспитанного в каждой из номинаций в каждом классе. В конце года устроить конкурсы-этюды, викторины по выявлению самого воспитанного ученика и ученицы в параллели.

1-й класс – сложный класс. Дети входят в новую среду, адаптируют к условиям существования в ней, поэтому видится более разумным начинать работу с детьми, конечно, с уроков этикета – чтобы сразу знали, что существуют правила поведения, а детские “хочу – не хочу” остаются дома.

Второе. Не менее важным является знакомство с историей школы, её традицией, знакомство с лучшими представителями школы в ретроспективе и в наши дни, с теми, кто оставил славный след в истории alma mater. Этим закладывается начало уважительному отношению к труду учителя, к школе, которая воспитывает и даёт знания всем, кто хочет стать достойным человеком.

Третье. Знакомство на уроках с микрорайоном, в котором живём. Для 1-го класса это первая пешая экскурсия по историческим местам микрорайона. Первый раз дети совершают экскурсию на небольшое расстояние, слушают рассказ учителя, вспоминая ранее услышанное на занятиях. Эта экскурсия – закрепление знаний визуально подкреплённое. Безотказно запоминается надолго (если не навсегда).

Стремиться к выездным экскурсиям не целесообразно, т.к. в малом возрасте, в первых массовых экскурсиях, при большом количестве детей как раз и воспитывается ощущение тусовки.

Закончить год можно проведением конкурса рисунка на тему “Моя школа”, “История школы”, “Из истории моего района”, где дети могут изобразить наиболее интересные моменты услышанного и увиденного ранее. И опять это будет закрепление знаний, полученных за год. Кроме того, у детей формируется фантазия, образное мышление, необходимое в дальнейшем в курсе средней школы.

Можно предложить детям провести экскурсию по району для своих родителей. Родственники пишут рецензию на мероприятие, проведённое их ребёнком (Родители становятся сопричастными с процессом развития их ребёнка, заинтересовываются работой классного руководителя и школы в целом).

2-й класс. В этом году мы начинаем знакомиться с творчеством художника-сказочника В.Васнецова. Изучать будем в течение всего года. Сценарий, испытанный многолетним опытом работы учителей изобразительного искусства, следующий.

Не меняя тематики урока рисования, на доске вывешивается репродукция одной из картин В.Васнецова, при этом учитель обращается к детям: “Обратите внимание на эту картину” Весь урок дети ненароком поглядывают на картину (память фиксирует, зрительно запоминая образ).

2-й урок. У него своя тема, но, в начале, учитель вновь, вывесив эту же репродукцию, на сей раз знакомит с автором: “Ребята! Это картина известного русского художника Виктора Васнецова. Называется она... Запомните её”. И весь урок картина пред глазами, но уже второй раз увиденная и представленная.

Последующие уроки в той же последовательности вывешиваются другие репродукции В.Васнецова и происходит визуальное и вербальное знакомство с его произведениями.

В конце полного просмотра вывешиваются все ранее выставленные репродукции. Ученики должны будут написать все названия на отдельных листках – проводится первый тур конкурса на самого лучшего знатока картин В.Васнецова. Здесь же ребята указывают самую запомнившуюся, самую лучшую, как им кажется, картину. На следующем занятии проводится второй тур “Кто самый лучший рассказчик (музейный экскурсовод)? Из каждого ряда выбираются мальчик и девочка, которые рассказывают о том, что они увидели на приглянувшейся картине, и чем она им понравилась. Лучшего рассказчика тайным голосованием выбирают сами дети.

После проведённых туров учитель знакомит ребят с понятием “жанр” в изобразительном искусстве на примере картин В.Васнецова (сказочно-былинный, бытовой).

Закачивается этот цикл знакомства походом в дом-музей В.Васнецова (экскурсия заказывается в начале учебного года) Во время проведения экскурсии пригодятся знания этикета в транспорте, музее и вырабатываются навыки владения им (этикетом). После похода обязательна рефлексия: Что видели? Что нового узнали? Что наиболее понравилось? Как вели себя? Кто особенно отличился? Нарисуйте дом-музей

Завершаем знакомство с творчеством В.Васнецова посещением Третьяковской галереи, зала его работ. Это первое посещение большого музея, об истории создания которого должен рассказать учитель. Завершая год, учитель знакомит с творчеством брата В.Васнецова – Аполлинарием. Можно порекомендовать экскурсию в квартиру-музей А.Васнецова.

Можно предусмотреть выход школьников в театр на спектакли со сказочным сюжетом, например: в театр им. Станиславского и Немировича-Данченко на балет “Снегурочка” – в продолжение сказочной темы В.Васнецова, или поход в Молодёжный театр на спектакль-сказку. В любом случае на уроках рисования изобразить наиболее запомнившиеся сцены из спектакля.

3-й класс. В этом году учащиеся продолжают “выходить в свет” – на главную площадь страны, Москвы – на экскурсию на Красную площадь, в художественный музей – в Третьяковскую галерею, в театры с детским репертуаром.

Закреплением увиденного, услышанного могут служить отбор лучших рисунков, рассказов. Этот вид деятельности вырабатывает необходимость внимательного прослушивания, просмотра спектаклей, экскурсий. Проводимые конкурсы приучают к здоровому чувству соперничества, кроме того, развивают воображение, закрепляют полученную информацию.

На уроках учитель продолжает свою просветительскую миссию – знакомит с творчеством художника-пейзажиста (на выбор) в той же последовательности, что и знакомство с работами В.Васнецова. Цикл знакомств завершается экскурсией в зал художника в Третьяковской галерее.

В этом, 3-м, классе в конце знакомства уже можно, подобрав музыкальный ряд из произведений русских композиторов попытаться подобрать музыку, соответствующую картинам; найти стихотворение, отражающее настрой картины; попытаться самим написать сочинение на тему сюжета картины.

В этом учебном году возможна автобусная экскурсия в Абрамцево – подмосковную Мекку русских художников. Это первая автобусная целевая экскурсия, достаточно утомительная физически, но необходимая для дальнейшего развития детей. После неё рекомендуется разобрать ход поездки на классном часу.

4-й класс. Это выпускной класс начальной школы – будущее лицо школы. На выходе уже можно говорить о том, что мы – школа, конкретный классный руководитель, – дали нашим подопечным, насколько они усвоили наши уроки развития. Для этого можно предусмотреть выходной мониторинг, который вещественно покажет роль начальной школы в развитии и воспитании детей.

Какую программу по развитию детей в этой параллели можно предложить?

1.Совершенствование знаний этикета. Впереди выпускной концерт и поведение учеников, пришедших в зал должен отличаться от поведения тех первоклашек, которые начинают свою жизнь в школе – это юные интеллигенты (очень хотелось, чтобы это было так!)

2.Знакомство с творчеством более сложного художника – В.Перова.

3.Экскурсия в художественный музей в зал его картин.

4.Знакомство с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского на примерах его работ: “Детский альбом”, “Времена года”, фрагменты из балетов “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”.

5.Посещение театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Спектакли-балеты “Щелкунчик”, “Лебединое озеро”.

6.Автобусная экскурсия в дом-музей П.И.Чайковского.

7.Заключительный конкурс – “Самый знающий ученик 4-го класса” (название можно откорректировать, оставив суть) по материалам, полученным за четыре года на уроках и вне их с вручением дипломов.

Каков предполагаемый прогноз предлагаемого курса?

При реализации этого курса решаются следующие задачи:

  1. Учащиеся получают навыки элементарной культуры поведения в различных ситуациях. Отсюда, в среднем звене легче будет давать знания, т.е. большая часть учительского времени будет посвящена постижению учениками учебного материала, а воспитательная сторона будет прикладной.
  2. Приобретаются навыки концентрированного внимания, умение применять знания на практике, как в области этикета, так и в полученной информации (проведение экскурсий для родственников, разыгрывание сценок, оформление своих впечатлений).
  3. Развивает воображение (иллюстрирование, зарисовки ).
  4. Умение синтезировать разные виды искусств (живопись-музыка, живопись-музыка-поэзия, театр-живопись).
  5. Расширяет кругозор ребёнка.
  6. Идёт процесс привыкания к экскурсиям, как к источнику приобретения новых знаний.
  7. Зарождает интерес к прекрасному – появляется потребность узнавать новое, что и требовалось получить на выходе.
  8. Процесс развития идёт в контакте с родителями, что делает их более заинтересованными в результатах своих детей.