Предложения с чужой речью

Разделы: Русский язык


Тип урока – урок обобщающего повторения.

Оборудование: презентация (Приложение 1)

Основные этапы урока:

  1. Организационный этап.
  2. Этап подготовки к активной деятельности на уроке. Разминка.
  3. Этап обобщения и систематизации изученного.
  4. Рефлексия. Этап осмысления значимости проведенной работы для каждого участника.

Формы организации работы детей на уроке:

  • коллективная,
  • групповая,
  • самостоятельная.

Формы организации работы учителя:

  • наблюдение за работой обучающихся,
  • анализ работы обучающихся,
  • дифференцированные задания,
  • контроль над выполнением заданий.

Формы контроля знаний, умений, навыков:

  • фронтальный опрос,
  • практические задачи разного уровня,
  • контрольная письменная работа.

Цели:

  • Образовательные:
    • обобщение и систематизация теоретических сведений о предложениях с чужой речью;
    • совершенствование умения использовать разные способы передачи чужой речи;
    • формирование пунктуационных навыков при употреблении предложений с прямой и косвенной речью;
  • Развивающие
    • развитие коммуникативных свойств речи (экспрессивности, выразительности).
  • Воспитательные:
    • привитие любви к чтению; работа над культурой письменной и устной речи;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке мы повторим изученное, проверим наши знания. Сначала узнаем, хорошо ли вы знаете теоретический материал. Проведем разминку.

II. Разминка

– Выберите вопросы. Дайте ответы.

  • Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование.
  • Слова, вводящие прямую речь, называются …
  • Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму.
  • Разговор двух, реже нескольких лиц.
  • Слова, обращенные к собеседнику.
  • Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения.
  • Дословная выдержка из какого либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова.
  • Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
  • Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
  • Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.
  •  Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?

III. Практическая часть урока

Группа А – базовый уровень. Группа В – профильный.

Способы передачи чужой речи.
Группа А Группа В
I. Определить способ передачи чужой речи.

а) «Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг», – советовал К.Г. Паустовский.
б) М. Горький писал, что книга научит уважать человека и самих себя.
г) Учитель говорил нам о роли книг в жизни человека.

I. Передать чужую речь разными способами.

«По кругу чтения можно определить человека».

 

Предложения с прямой речью.
Группа А Группа В
Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

а) Где же крепость спросил я ямщика.
б) Пугачев посмотрел на Швабрина и сказал с горькой усмешкой Хорош(?) у тебя лазарет.
в) Если бы у меня был табун в тысячу кобыл сказал Азамат я отдал бы его за твоего Карагеза.
г) Ты бредишь слепой сказала она я ничего не вижу.

Запишите предложения с прямой речью, поставив слова автора в середине прямой речи.

а) Я памятник воздвиг себе нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа. (писал А.С. Пушкин)
б) Василиса Егоровна прехрабрая дама. Иван Кузмич может это засвидетельствовать. (заметил важно Швабрин)
в) А почему ехать вправо? Где ты видишь дорогу? (спросил ямщик с неудовольствием)

 Нарисуйте схемы предложений.
 Объясните выделенные орфограммы.

 

Предложения с косвенной речью.
Группа А Группа В
Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.
  • «Славная песня, сват», – сказал винокур.
  •  «И все-таки на деньги играть не надо», – задумчиво сказала Лидия Михайловна.
Замените косвенную речь прямой, усиливая экспрессивность речи междометиями, вводными словами, обращениями и т.д.
  • Отец восхищенно крикнул, что они молодцы и что сегодня все будут веселиться.
  • Покраснев еще сильнее, она сказала, что Филька говорит глупости.

 Слова какой части речи помогают характеризовать говорящего?

Цитата и способы цитирования.

Назовите способы цитирования, использованные в предложениях:

1) В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».
2) О языке комедии  «Горе от ума» А.С. Пушкин писал: «О стихах не говорю, половина должна войти в пословицы».
3) По словам Д.С. Лихачева, « у человека должны быть любимые произведения, к которым он  обращается неоднократно».
4) С.Я. Маршак писал, что «литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели».

IV. Итоговая работа

Группа А Группа В
Книга поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий. М. Горький
Цель литературы –  помогать человеку понимать самого себя. М. Горький
Введите данные цитаты в предложения разными способами. Напишите небольшое эссе (5-10 предложений) о роли книг (литературы) в жизни человека, включите цитату в свою речь известным вам способом.

V.Итог урока

– Что в работе было для вас самым сложным и самым интересным?
– Что еще нужно повторить?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Узнали ли вы строки из прочитанных произведений? Назовите их.
– Какую строчку, мысль вы уносите с собой?

VI. Домашнее задание (на выбор):

1) выписать из художественного произведения отрывок с диалогом, объяснить знаки препинания.
2)  Упражнение 576.