Формирование жизнеспособности у учащихся через развитие творческих способностей

Разделы: Начальная школа


Актуальность.
Будучи одним из важных компонентов цели образования, вопросы развития творческих способностей учащихся концентрирует на себе пристальное внимание представителей современной педагогической науки. Поиск оптимальных путей для развития творческого потенциала детей обладает несомненной актуальностью. Возникла потребность в такой личности, которая бы быстро адаптировалась в новой жизни и имела бы созидающий потенциал, используемый на пользу себе и другим.

Цель исследования.
Определить значимость творческих способностей для формирования жизнеспособной личности.

Объект исследования.
Творческое развитие младшего школьника.

Предмет исследования.
Формирование жизнеспособности через развитие творческих способностей каждого ученика.

Гипотеза исследования.
В основу исследования было положено предположение, что развитие творческих способностей в учебной деятельности способствует формированию жизнеспособной личности. Ведь только творческая личность способна быстро реагировать на все изменения, подстраиваться под новые условия жизни. В данной работе сделана попытка решить вопрос о формировании жизнеспособности у учащихся через развитие творческих способностей.

Творчество и его развитие в младшем школьном возрасте.

Важный путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, – усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно – творческих способностей у всех детей, обучающихся в начальной школе. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые могут при правильной их организации обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества.

“Жизнеспособность” – это стремление человека выжить, не деградируя, в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство, стать индивидуальностью, реализовать свои задатки, творческие способности, преобразуя при этом, среду обитания, делая ее благоприятной для жизни, не разрушая и не уничтожая ее” (Ильинский).

Творческая деятельность способствует развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях.

Не менее важна идея о “творческом Я ” Альфреда Адлера. “Я” Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретирую жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Формируя свой жизненный стиль, человек сам творит свою личность из сырого материала наследственности и опыта. Творческое “Я”, о котором писал Адлер, является своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека. Творческое “Я” с точки зрения Адлера сообщает в жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства для ее достижения. Таким образом, Адлер рассматривал процессы формирования жизненной цели, стиля жизни – как акты творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. Когда речь идет о развитии творческих способностей нельзя забывать о воображении, фантазии и мечты, так как они играют особенно важную роль в творчестве и являются ее составной частью. Творчество тесно связано с деятельностью воображения. Ценная и положительная сторона творческого воображения в том, что она развивает, активизирует мысленную деятельность, вырабатывает инициативу, прививает любовь к творчеству. Творчество является вершиной развития человека, человеческих способностей, а возрастная сензитивность этих способностей совпадает с периодом обучения ребенка в начальных классах.

Дети естественным образом любопытны, они экспериментируют, исследует, для детей не существует правильной или не правильной работы. Творческим процессом может быть и взаимоотношения между людьми.

Современная педагогика ставит целью обучения не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и обращает огромное внимание на развитие наблюдательности, сообразительности, воображения – воспитание творческой личности в целом.

Эта цель достигается различными учебными программами, с помощью разнообразных средств.

Первое важнейшее условие развития творчества – высокая самооценка ребенка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребенок должен знать “ вкус успеха”.

Второе условие развития способности ребенка – создание соответствующего психологического климата на уроке. При этом огромная роль в обеспечении этого климата отводится учителю. Именно он должен с первых дней ребенка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребенка творческих способностей. Потребность в творческой деятельности всегда сопряжена с ярко выпаженными положительными эмоциями, и потому крайне необходима для ее развития создавать, укреплять и развивать чувство удовольствия, радости от творческой деятельности.

Советы педагогу:

  1. Нужно видеть задатки творческих способностей в каждом из учащихся. Внимательные и чуткие отношения по всем проявлениям творческой активности детей. Педагог должен всегда положительно относиться к креативным детям, создавать для них благоприятную, полную уважения атмосферу, что будет содействовать расцвету их способностей, повышению престижа творческого мышления. В обязанности педагога входит помощь учащемуся понять самого себя, свои интересы, склонности и способности, показать родителям творческий потенциал их детей.
  2. Педагог призван, не только видеть, но и развивать творческие задатки у каждого учащегося; он должен постоянно ожидать от них более того, что они могут в действительности.
  3. Педагог обязан подмечать творческие склонности и способности учащихся не только во время классных занятий. Рекомендуется включать детей в самые разнообразные виды деятельности.
  4. Формирование у учащихся достаточно высокой самооценки и высокого уровня притязаний, которые бы побуждали их к значительным достижениям в учебной деятельности и производительном труде.
  5. При оценке творческих достижений педагог должен проявить индивидуальный подход, особенно отмечая достижения каждого. Однако при этом необходимо знать меры: если поощрения становятся привычным для учащихся, то его следует заменить или отменить. Важно, чтобы ребенок почувствовал радость от хорошо сделанной работы, пережил чувство успеха.
  6. Педагог должен непрестанно преодолевать силу инерции, шаблона и формализации в своем преподавании и поведении, все время искать новые рациональные пути развития творческого потенциала учащихся.

Из собственного опыта.

В своей деятельности использую и игровые технологии, и якутский фольклор. Фольклорный элемент можно вводить во все учебные предметы. Это могут быть и народные песни, сказки, пословицы, скороговорки, предания. Все эти жанры, в которых воплощена народная мудрость и опыт, богаты назиданиями, наставлениями отражают бесценный педагогический опыт. Кроме этого, фольклорные произведения прививают любовь к красоте родного слова, помогают овладеть его богатством. Конечно, это дало свои положительные результаты. В 2004 году ученики заняли первое место в городском конкурсе “О5о эрдэхтэн – чөл олоххо”; на конкурсе детской песни “Ыллыыр о5о саас- 2004” выступление класса было отмечено как лучший фольклорный номер. Класс принимал активное участие во всех школьных и сельских мероприятиях. Традиция продолжилась и в среднем звене. Был организован первый фольклорный ансамбль нашей школы.

Составила план работы кружка “ В гостях у сказки”. Занятия кружка проводились в форме дополнительных внеурочных занятий. Темой самообразования была выбрана тема “Формирование жизнеспособности через развитие творческих способностей”. Стараюсь в каждом ребенке открыть талант. Кто-то силен в пении, второй в рисовании, третий в спорте. Учащиеся (мальчики) выпуска 2008 г. сильны в спорте, все до одного посещают секцию футбола, занимают призовые места. Девочки посещают кукольный театр. Помимо этого занимаются рисованием. И, конечно же, любят исполнять песни. Очень надеюсь, что дети станут визитной карточкой школы.

В данный момент работаю с третьим классом. С первых дней начала работу по раскрытию и развитию талантов детей. В классе имеем кукольный мини-театр. Дети с большим удовольствием занимаются театральной деятельностью. И уже есть первые результаты. В конкурсе чтецов “Мама – первое слово” Мучин Егор стал победителем в номинации “Лучшее творческое выступление”; Николаева Влада (диплом 2 степени) республиканского художественного смотра, посвященного 80-летию писательницы М.П. Обутовой – Эверстовой. Две ученицы получили поощрительные призы, сертификаты. В конкурсе стихов, сочинений класс занял первое место по школе. Стихи мы оформили в виде книжки. Веду шефскую работу с типографией ООО “Компания Дани-алмас”. Презентуют остатки цветной и прочей бумаги, которую используем и на уроках труда, и рисуем, и печатаем. В данное время готовимся к участию в конкурсе “Поющее детство”. В классе имеем телевизор, универсальный мини – центр, через который смотрим и свои презентации, и учимся петь, и обучающие программы (удобно скачивать с Интернета). Мои дети занимаются в танцевальном, фольклорном кружках. Танцевальный кружок ведет учитель математики Тихонова Раиса Спартаковна, молодой талантливый педагог. Фольклорный кружок ведем совместно с методистом центра культуры нашего села Федоровой Людмилой Дмитриевной.

Также активно работаем с родителями. Составлена программа “Читающая семья”, где основной целью является, конечно же, формирование читательского интереса, привитие любви к чтению, как интеллектуальному занятию.

Считаю, что для развития творческих способностей младших школьников немаловажную роль играет и окружающая их обстановка, в частности оформление класса. Придаю этому вопросу большое значение. В этом году решила отойти от стандартной формы классного уголка. Уголок выполнен в форме замка. Имеется выставочный планшет для творческих работ учеников. Помогают и родители. Собрания посещают наравне с мамами и отцы. Организовала общее собрание для родителей первоклассников.

Выпустила три класса. Стараюсь следить за ними и в старших классах. Провела интегрированный урок по теме “Математика в нашей жизни”, в виде деловой игры. К работе стараюсь подходить творчески, нестандартно. Среди моих первых выпускников есть те, кто выбрал творческую профессию, обучаются в Якутском художественном училище, Намском педагогическом училище, Якутской педагогической академии. Есть и мои будущие коллеги. Надеюсь, что творческие способности помогут им в жизни.

Вывод

Развитие творческих способностей позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: особенности мышления, характер. Творчество не ограничивается созданием нового продукта. В окружающем мире творческим процессом может быть и взаимоотношения между людьми. Цель современного педагога дать не только определенные знания, умения, навыки, но и воспитать сильную, конкурентоспособную, уверенную в себе личность.

Презентация.

Литература:

  1. Шапаева Г.П. Учимся рисовать. – М.; 2007 г.
  2. Стрелкова Л.П. Уроки сказки – М.; 1990 г.
  3. Корнилов К.Н. Очерк психологии ребенка раннего возраста. – М.;
  4. Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М. Матюшкина – М.; 1995 г.