Формирование художественной культуры учащихся посредством использования ИКТ на уроках МХК

Разделы: МХК и ИЗО


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается, что “общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. есть ключевые компетенции, определяющие высокий уровень знаний современного ученика”. Школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Поэтому сегодня как никогда понятна, уместна и своевременна трактовка школьного художественного образования, появившаяся в гуманистических концепциях середины прошлого века (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Л.М.Предтеченская), сводящаяся в целом к формированию художественной культуры школьников как части культуры духовной.

Основой изучения истории искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная задача предмета -формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность – силой воздействия различных искусств в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности.

На основании выше сказанного необходимо было проанализировать методическое письмо о преподавании учебного предмета “Мировая художественная культура” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования, продумать систему организации учебного процесса, акцентируя внимание на таких формах работ как экскурсии в музеи, библиотеки, практические, творческие, проектные работы которые способствуют развитию познавательного интереса и формированию художественной культуры. Таким образом, целью работы является создание условий для формирования художественной культуры учащихся посредством использования ИКТ на уроках МХК.

Для достижения данной цели необходимо поставить перед собой следующие задачи:

  1. Оценить содержание школьного курса МХК на возможность применения ИКТ.
  2. Разработать систему методов и форм организации учебной деятельности, направленную на формирование у учащихся умения самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет и других источниках, формирование
    устойчивой мотивации.
  3. Проанализировать результаты применения ИКТ на уроках МХК.

Образовательный процесс строится на следующих принципах: доступность, последовательность, системность, научность.

Содержание раскрывает общие закономерности становления, развития и взаимодействия художественных культур как целостных систем, определяется системой знаний и умений по формированию широкого культурного кругозора личности. Эта содержательная идея пронизывает все ступени обучения. Начиная с элементарного ознакомительного уровня введения системы знаний, в дальнейшем идет развитие, углубление, расширение этих знаний до уровня обобщения. Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность учащихся, приобщать их к ценностям мировой художественной культуры, сделать этот процесс более увлекательным.

Приобщение учащихся к мировой художественной культуре происходит в условиях огромного информационного пространства. Современный ребенок живет в качественно новых условиях, в мире электронной культуры. Этот интерес, увлечение компьютерными технологиями необходимо использовать в процессе преподавания предмета “мировая художественная культура”. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

ИКТ позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. Немаловажным является заинтересованность учащихся в предмете, в необходимости его изучения. Чтобы повысить уровень мотивации, создаю доброжелательные отношения между учеником и учителем. На повышение интереса к предмету влияют:

– содержание учебного материала;
– отбор методов и средств обучения;
– эмоциональность речи учителя;
– создание проблемных ситуаций.

Важным является создание таких условий, чтобы каждый ребёнок мог получить новую информацию, научиться перерабатывать её, связать воедино разрозненные сведения, и в конечном результате – построить своё видение мира.

Для достижения качества обучения, повышения эффективности учебных занятий индивидуального развития каждого ребенка использую предметные диски готовые электронные учебники, ребята, владеющие ИКТ составляют электронные приложения к урокам к отдельным темам, а также привлекаю обучающихся к использованию ИКТ для оформления исследовательских работ, составления проспектов, презентаций, слайд -проектов. Все это позволяет повысить качество обучения, делает его динамичным, увеличивает – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.

Электронные учебные пособия активизируют учебно-познавательную деятельность и позволяют осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно, без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор.

На уроках МХК для большей эффективности можно использовать предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При объяснении нового материала, информацию, появляющуюся на экране – комментируем, по необходимости сопровождаем дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала предлагаем учащимся поработать с текстами учебников, хрестоматий и других литературных источников, выполнять практикумы, тесты. При этом широко применяются групповые, индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельности. При подготовке и проведении нетрадиционных форм урока (киноурок, урок-спектакль и т.п.).

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаются творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint. В старших классах на уроках-семинарах ребята сопровождают свои выступления мультимедийными презентациями, видеороликами. Работа учащихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляются личностные качества учащихся, происходит поиск и развитие их творческих способностей. К числу преимуществ такой работы можно отнести следующие:

  1. Постепенно складывается личная “медиатека”.
  2. Возрастает роль каждого урока, так как, пропустив урок, ребенок может получить материалы и наверстать упущенное.
  3. Необходимые знания и правильные ответы на возникающие вопросы учащимся приходится добывать самостоятельно. Ребята приобретают жизненно-практические умения.
  4. Дети испытывают удовлетворение от результатов своего труда, которые могут использовать другие ученики для изучения нового материала. Знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны и эффективны.
  5. Распределяя между собой задания, ребята учатся работать в группе.

Привлекая ребят к такой работе, наблюдается положительный эффект -материал, традиционно трудно усваиваемый, в изложении одноклассников воспринимается по-другому. При подготовке электронных приложений к урокам, у ребят прививается интерес к предмету, и углубляются знания по МХК.

Важное значение в такой работе имеет Интернет. Например, на уроках невозможно обойтись без сетевых информационных ресурсов. Фонды музеев и историко-культурных заповедников помогают организовать виртуальную экскурсию по художественным музеям всего мира, наблюдения памятников архитектуры в масштабе реального времени. Именно так происходит постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения
истории искусства, знакомства не только с произведениями, но и с биографиями художников. Такие путешествия являются интересным учебным действием непосредственно на уроке.

Информационные технологии на уроках МХК не ограничиваются только компьютерными технологиями. Запись фрагментов передач телевидения или учебные видеофильмы, освещающие культурные события мира, с последующей демонстрацией на уроках. Интересно и насыщено позволяют проводить учебные занятия, семинары, диспуты. Видеодокументы подтверждают, либо опровергают выносимые на обсуждение тезисы, заставляют мыслить творчески.

Используем такие формы организации учебного процесса как урок-лекцию, практические занятия, ученические конференции, урок-игру, урок-дискуссию. Немаловажным является создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала (использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему), работу с книгой, в Интернете, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение заданий классификации произведений искусства, создание презентаций (MS Word, MS Power Point, CorelDraw). Создание ситуации успеха на каждом уроке для учащихся позволяет замотивировать их на активную работу во время урока. Приучайте во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что...". Порой наблюдаешь, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования значительно экономит время и позволяет осуществлять 100% контроль над качеством обученности. В качестве зачетной работы предлагаем ребятам выполнить индивидуальные или групповые творческие проекты. Результатом работы должны стать компьютерные презентации или видеоролики по выбранным темам проекта. Проектная деятельность позволяет:

  • создать условия для творческого освоения материала по мировой художественной культуре, развития способностей учащихся;
  • приобщает учащихся к мировому художественному наследию, осознание личностной значимости изучаемого материала;
  • систематизировать знания, полученные при изучении других предметов (истории, литературы, географии, музыки, театра);
  • приобщить учащихся к решению социально значимого вопроса по пополнению фонда компьютерных презентаций “ В помощь изучающему мировую художественную культуру и учителю МХК”.

 Проект по мировой художественной культуре требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации по предмету, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения синтезировать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, адекватную смыслу изучаемого предмета. Работа над проектами стимулирует творческую, познавательную деятельность учащихся, делает изучаемый материал личностно значимым. Создание компьютерных презентаций и видеороликов способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенции, через освоение пространства художественной культуры. В педагогической деятельности необходимо использовать следующий диагностический инструментарий результативности учащихся:

  • Анкетирование
  • Зачет по теме
  • Защита проектов
  • Контрольные работы
  • Тесты

Использование ИКТ привело к следующим результатам:

– повышается качественный уровень обученности;
– учебно-познавательный интерес к предмету;.
– творческая активность учащихся, приобщение их к ценностям мировой художественной культуры, сделав этот процесс более увлекательным.

Ученики принимают активное участие в районных, областных и Всероссийских конкурсах “Золотое руно”, “Человек в истории”, олимпиадах.

Разрабатывая уроки с применением информационно-коммуникационных технологий, убеждаешься, что их использование способствует формированию художественной культуры школьников. Чтобы быть современным, успешным учителем, получать стабильно высокие результаты, обладать высоким профессионализмом, педагогическим чутьём, нужно постоянно заниматься самообразованием.