Развитие коммуникативных умений и навыков при организации внеклассной деятельности школьников в кадетских школах

Разделы: Иностранные языки


Вопрос о роли внеклассной работы в учебном процессе, о влиянии её на мотивацию изучения иностранного языка представляется очень актуальным в связи с поиском более современных форм и методов работы с целью подготовки учащихся, а также с требованием усилить воспитательное воздействие на учащихся в процессе преподавания.

Внеклассная работа по иностранному языку преследует те же цели, что и работа на уроке. Она призвана способствовать реализации практической и воспитательной цели обучения. Внеклассная работа способствует формированию положительных мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся, повышению уровня владения языком, более широкому знакомству школьников с культурой и социально-экономической жизнью народов мира, стимулирует самостоятельную работу учащихся над языком. Внеклассная работа создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретённых в обязательном курсе и расширению языковой среды. По поводу внеклассной работы   Г.В. Рогова замечает, что если внеклассная работа сопровождает весь курс обучения иностранному языку в школе, то она успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке учебного процесса создаются условия для применения приобретённых знаний, навыков и умений, что в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению [3].

Внеклассная работа открывает большие возможности для осуществления гуманистического воспитания и для формирования мировоззрения школьников. Комфортная обстановка внеклассной работы, построенной на добровольных началах стимулирует развитие инициативы школьника, его способностей, снятию всяческих психологических барьеров и комплексов, мешающих самовыражению; каждый может и хочет проявить себя. Поэтому участие во внеклассной работе способствует раскрепощению и развитию личности школьника, в частности таких его качеств, как активность, целеустремленность, коллективизм и вытекающие из последнего чувство зависимой ответственности. Немаловажное значение имеет и тот факт, что внеклассная работа по иностранному языку способствует разумной организации досуга учащихся направлению их интеллектуальной и эмоциональной энергии в нужное русло, приносящее пользу себе и обществу.

Преподавание английского языка в кадетской школе интернате имеет свои особенности. Дети не только учатся, но и живут в школе. Возникает вопрос занятости в свободное от учёбы время. Уровень языковой подготовки детей неодинаков. Многих детей приходится переучивать в связи с тем, что они не учили английский язык. Социальный состав детей также неоднороден. В большинстве своём это дети из неполных семей, дети сироты или опекаемые. Такие дети, как правило живут в неполных семьях, конфликтных семьях, в которых родители не ладят друг с другом, в аморальных семьях, в которых супруги ведут образ жизни, являющийся объектом общественного осуждения, в асоциальных семьях.

Дети из «неблагополучных» семей характеризуются замкнутостью, ранимостью, повышенной обидчивостью, а иногда можно наблюдать их грубость и даже агрессивность по отношению к одноклассникам и взрослым. Воспитание у таких детей чувства гуманности является важной задачей. Думается, что учителя иностранных языков обладают большими возможностями для решения этой задачи в процессе общения с детьми как на уроках, так и во внеурочное время.

В стратегии модернизации российского школьного образования содержится положение о том, что основным результатом деятельности образовательного учреждения не должна быть система знаний и умений сама по себе. Компетентносный подход предполагает, чтобы дети помимо усвоения отдельных знаний и умений были способны применять их в определённом контексте.

В нашей школе изучение английского языка не ограничивается рамками школьной комнаты. Нашему школьному театру на английском языке «Inspiration» 3 года и каждый театральный сезон – это новые открытия. Открытия актёрских талантов, знакомство с новыми пьесами и мюзиклами. Были поставлены спектакли «The adventures of Tom Sawyer», «The Tsarina’s Cherevichky», «Hamlet». Какие же компетенции формирует наш театр? Прежде всего, это коммуникативная компетенция, которая включает в себя знание и использование английского языка, при этом дети совершенствуют свои знания, обогащают свой лексический запас, развивают память и приобретают беглость речи. Очень важен вопрос выбора репертуара. Он должен заинтересовать юных артистов. В спектаклях участвуют ребята разного возраста с 5 по 11 классы. Все женские роли исполняют мальчики. Ребята осваивают навыки работы в разновозрастной группе. Принять решение играть в спектакле – это ответственный шаг. Театр помогает бороться с комплексами, излишней застенчивостью, помогает раскрепоститься и найти себя. При этом формируется компетенция личностного  самосовершенствования, идёт духовное и интеллектуальное саморазвитие. Театр – это то место, где ребёнок может попробовать себя в разных ролях, что способствует его самоопределению и дальнейшей самореализации [1].

В процессе изучения английского языка драматизация встречается на каждом шагу: любая лексика, любые разговорные формы отрабатываются не только в монологической речи, но и в диалогах. Учащиеся общаются на английском языке на заданную тему, нередко составляют свои собственные диалоги по ключевым словам, и во всех этих упражнениях присутствует элемент драматизации. Однако при этом не происходит действительно драматических ситуаций, в учебных диалогах редко выражаются сильные чувства и эмоции [2]. Поэтому театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьёзное препятствие, как «языковой барьер», становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлечёнными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове  вечного троечника в Гамлета, произносящего монологи на одном дыхании.

Драматизация является одним из эффективных приёмов активизации познавательной деятельности учащихся. Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем развивает у участников умение слушать партнёра, создаёт условия  для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела. В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляет уникальную возможность общения с учениками, причём в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли учитель – ученики преобразуются в иную модель отношений – режиссёра и актёров. Отбор материала является довольно сложным, т.к. приходится работать с детьми из общеобразовательных школ, из деревень, в которых не происходит отбора учащихся, традиционного для специализированных школ с углублённым изучением какого-либо предмета,  следовательно, мне не избежать применения разноуровнего подхода при написании сценария. Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороны материала ведётся работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать учащимся как правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям [4].

Доброжелательными репликами учитель поощряет учащихся и показывает, как преодолевать робость и скованность, вступать в контакт со своими партнёрами, говорить чётко и без особого напряжения голосовых связок, передавать характер действующих лиц.

Одним из этапов обучения драматизации является разыгрывание ситуаций по прочитанным текстам. Этот этап характеризуется возросшим уровнем языковой подготовленности детей уже сформированными первичными умениями и навыками драматизации. Дети могут сами выбрать тексты для драматизации и распределить роли с учётом своих языковых возможностей, интересов и сложившегося опыта. Учитель выступает в роли консультанта: выявляет и объясняет неиспользованные возможности драматизации, подсказывает некоторые приёмы , поощряет особо отличившихся артистов.

На заключительном этапе учащиеся импровизируют, добавляют к разученным ролям свои реплики, переделывают по-своему предложенный им материал или сами создают его по какой-нибудь  ситуации вместе с помощью учителя.

Руководство таким видом деятельности, как драматизация, предъявляет особые требования к учителю иностранного языка в плане повышения уровня владения интонацией, диапазоном голоса, мимикой, жестами. Стремясь развить у учащихся сценические качества, способность к экспромту, он также должен быть постоянно готовым продемонстрировать им возможные варианты воплощения роли, построения мизансцен, художественного оформления. В постановке драматизаций ни одно даже самое совершённое техническое средство не в состоянии заменить воздействие личности учителя на формирование юных дарований и развитие у них способности к общению.

При постановке литературных произведений использую методику, рекомендованную Роговой Г.В. и Савиной С.Н. Сначала читаем всю пьесу, затем обсуждаем с детьми действующих лиц, их характеры, распределяем роли, одну на двоих. Разучивание песен и ролей в пьесах обогащает опыт учащихся по актуальному применению знаний английского языка [5]. Тематические вечера и подготовка к ним значительно развивают креативные  способности детей, формируют навыки работы в группе. Когда дети сами играют в пьесе, исполняют стихи и песни, участвуют в конкурсах и играх, это доставляет им большую радость и делает их обучаемыми. Подобная внеклассная работа должна опираться на программный материал, быть доступной, давать дополнительную информацию. Перед постановкой спектакля необходимо индивидуально и с группой учащихся проработать материалы инсценировки или пьесы. Несколько раз проводятся читки ролей, для того чтобы каждый участник знал последовательность реплик. Во время подготовительной работы отрабатываем фонетику, произношение наиболее трудных звуков, интонацию, лексику, грамматику. Ввиду ограниченного времени, отведённого на урок, я не могу охватить всё это за 40  минут. А в кружковых занятиях все раскрепощены, нет принуждения, нет оценок. Использование игровых форм обучения и в первую очередь ролевых игр является отличительной особенностью интенсификации изучения. Участвуя в таких постановках, школьники получают возможность в занимательной для них  форме применить на практике свои умения и навыки по иностранному языку, что способствует повышению их интереса к дальнейшему изучению языка.

Поскольку для успешного проведения фестиваля иноязычных культур большое значение имеют также декорации, костюмы, музыкальное сопровождение, их подготовку необходимо спланировать, распределить задания между учащимися. Одни дети делают декорации, другие шьют костюмы. К исполнению ролей привлекается большое количество детей, что позволяет считать фестивали иноязычных культур одним из видов массовой формы внеклассной работы.

Внеклассная работа по иностранному языку должна войти составной частью в жизнь школы, иначе она не даст ожидаемых результатов. Театральные постановки-сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Появляется возможность активизировать на этой основе практически весь программный лексико-грамматический материал начального и последующего годов обучения. Учащиеся быстро овладевают речевыми структурами и формулами  (в рамках определённых ситуаций), потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода. Школьники намного быстрее приобретают чувство языка.

К сожалению, приходится отмечать, что неправильное понимание учителями необходимости участия  школьников во внеклассной работе приводит к тому, что различными кружками охватываются в основном хорошо и отлично успевающие ученики, а слабые ученики остаются предоставленными сами себе. К участию в кружке я привлекаю прежде всего слабых, так называемых «трудных»  детей, т.к. целью своей педагогической деятельности считаю не только обучение, но и воспитание. Остро стоит проблема переучивания детей с одного языка на другой. В 5 классе у меня 7 детей учили немецкий язык, в 7 классе та же картина. Дополнительные занятия  по языку помогают детям лучше понять красоту английского языка,  почувствовать, как язык звучит в той или иной ситуации. Ролевые игры способствуют интенсификации обучения,  целенаправленно формируют коммуникативные умения и навыки, расширяют кругозор, воспитывают эстетическое отношение к литературе страны  изучаемого языка  и к самому языку, развивают сценические способности, потребность в общении с прекрасным, в углубленном изучении языка.

Несомненно, внеклассная работа является продолжением урочной работы. Те дополнительные часы, которые я отвожу на внеклассную работу, положительно влияют на изучение английского языка в целом. Если по программе на изучение иностранного языка выделяется 3 часа в неделю в 5-11 классах я добавляю ещё 2 часа. Дети имеют дополнительную возможность общаться на языке во внеурочное время, изучать лексику, грамматику, фонетику. Естественно повышается качество знаний. Идёт опережение в изучении каких то новых грамматических правил, пополняется лексический запас детей. Поскольку я привлекаю к занятиям слабых учеников, то я убеждаюсь в результативности и эффективности таких мероприятий. Дети лучше читают, больше знают новых слов, хорошо понимают и воспринимают на слух тексты на английском языке. Если многие дети имели удовлетворительные оценки, то посещая кружок, они смогли значительно повысить свою успеваемость. За период моей работы в кадетской школе (3 года) ребята 8-9 классов получили две грамоты за участие в районном фестивале иноязычных культур в номинациях: «Артистизм и любовь к американской  литературе» за постановку «Приключения Тома Сойера». Вторая грамота была получена за постановку пьесы  «Ночь перед рождеством», приуроченной к 200-летию Н.В. Гоголя. Роль царицы и своенравной красавицы Оксаны исполняли кадеты 8 и 9-го учебного взвода. При постановке пьесы «Приключения Тома Сойера», был отмечен артистизм одного из кадетов, который исполнил роль тётушки Полли. Сегодня компьютерные игры, видео, кино, телевидение и даже книги полны сценами убийств, насилия,  и нам учителям просто необходимо прививать вкус к хорошей литературе и музыке, развивать у школьников чувство прекрасного, учить их замечать это прекрасное вокруг, чтобы дать положительный настрой душе ребёнка [5]. Ведь личность начинается с детства, с первого желания сопереживать, сочувствовать, а участие в театральном действии развивает душу, творческую фантазию и выдумку. Важным моментом считаю исполнение песен на английском языке. Музыка даёт настрой спектаклю, а песни способствуют развитию у школьников чувства языка, познанию его стилистических особенностей, помогают активизации лексики. При постановке пьесы «Ночь перед рождеством» песня исполнялась на украинском языке, чтобы сохранить оригинальность постановки. Кадеты получили грамоту по трём номинациям: «Новое прочтение классики», «Оригинальность исполнения песен», «Оригинальность постановки». Учитель аккомпанировал на баяне исполнение песен. Музыка служит в спектакле сильнейшим психологическим побудителем.

Я прихожу к выводу, что внеклассная работа является очень важной в школе, так как она целенаправленно формирует коммуникативные  умения и навыки, расширяет кругозор детей, воспитывает эстетическое отношение к литературе страны изучаемого языка и к самому языку, развивает сценические способности. Учителям иностранного языка я рекомендую обязательно создавать кружки любителей иностранного языка, проводить вечера, викторины, разучивать сказки, стихи на английском языке. Каждое внеклассное мероприятие органически должно вписываться в учебно-воспитательный процесс школы.

Внеклассная работа способствует интенсификации обучения иностранным языкам в школе, вызывает большой интерес к изучению языка и, безусловно, способствует эстетическому воспитанию школьников. Основанная на добровольных началах, внеклассная работа предъявляет особые требования к учёту индивидуальных особенностей личности во всех видах деятельности. Она должна создавать оптимальные условия для проявления всех потенциальных возможностей школьника, его склонностей и задатков.

Приложение 1

Библиографический список:

1. Бабёр И.М. Школьный театр на английском языке как средство формирования и развития ключевых компетенций учащихся // журнал Английский язык Первое сентября // 2009. № 12. С.31
2. Березникова Е.С. Драматизация и инсценирование как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка // журнал Английский язык Первое сентября // 2009. № 14. С.6
3. Рогова Г.В. Методика преподавания иностранных языков. М: Просвещение, 1988. С.258.
4. Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранным языкам в средней школе. М: Просвещение, 1991. С.54
5. Смолякова О.И. Dramatizing in ENGLISH Teaching. М: Дрофа, 2004. C.5