Дифференциация звуков [т] – [д], презентация

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель: учить детей различать звуки [т] – [д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

Задачи.

- Развивать слуховое и зрительное восприятие.

- Формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов 11 класса;

б) анализа и синтеза предложений из 4 слов;

- Развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции.

- Расширять сенсомоторный репертуар.

- Развивать мелкую моторику рук, межполушарные взаимодействия,

- Воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, любовь к родному языку.

Оборудование: презентация “Различение звуков [т] – [д]”, мяч.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Орг.момент. (слайд 1) (Щелчок)

Прозвенел и смолк звонок –

Начинается урок.

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 2.

II. Повторение.

(слайд 2) Игра “Запоминай-ка!”

Логопед: - Посмотрите, кто это к нам пришёл?

Дети: - К нам пришёл Язычок, он опять, наверное, какую-нибудь интересную игру нам приготовил? (Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”)

Язычок: - Здравствуйте, ребята. Сегодня я приготовил вам новую интересную игру “Запоминай-ка!”. Запомните названия всех картинок!

По щелчку мыши появляется первая картинка, каждое последующее изображение, так же по щелчку, возникает после называния детьми предыдущего предмета (6 предметов, в названиях которых встречаются звуки [б’] /3 предмета/ и [п’] /3 предмета/).

Белка, перчатки, спички, лебеди, копилка, рябина.

Щелчок мыши: изображения исчезают, переход на слайд 3.

(слайд 3) Звук появляется вместе с изображением язычка.

Язычок: - Повторите их по порядку.

Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”.

Язычок: - Повторите по порядку только те картинки, в названиях которых встречается звук [б’].

Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”.

Язычок: - Повторите их в обратном порядке.

Логопед: - Проверьте, правильно ли вы называли картинки.

Щелчок мыши по экрану, после которого появляются 3 картинки.

Щелчок мыши: изображения исчезают, переход на слайд 4.

(слайд 4) Звук появляется вместе с изображением язычка.

Язычок: - Припомните и повторите по порядку те картинки, в названиях которых встречается звук [п’].

Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”.

Язычок: - Повторите их в обратном порядке.

Логопед: - Проверьте, правильно ли вы называли картинки.

Щелчок мыши по экрану, после которого появляются 3 картинки.

Щелчок мыши по экрану - идёт “звук”.

Язычок: - Какие же вы внимательные! Как всё хорошо запомнили! Молодцы! А теперь… на зарядку становись!

Щелчок мыши: изображения исчезают, переход на слайд 5.

Развитие артикуляционной моторики.

Дети, стоя, выполняют упражнения артикуляционной гимнастики с нагрузкой:

  • “Окошко” (слайд 5)

И.п. губы в улыбке + предплечье согнутой в локте одной руки лежит перед грудью на предплечье согнутой в локте другой руки.

1 – рот широко открыть + лежащее сверху предплечье согнутой в локте руки поднять до уровня лба (локоть не разгибать);

2 – рот закрыть, губы в улыбке + руку вернуть в и.п.

  • “Заборчик” – “Дудочка” (слайд 6)

1 - губы в улыбке, зубы видны + “коза” (2-й и 3-й пальцы обеих рук вытянуть вперёд, остальные собрать в кулак);

2 – губы вытянуть вперёд трубочкой + “колечки” (1-й и 2-й пальцы обеих рук соединить в колечки, остальные поднять вверх “веером”).

  • “Индюк” (слайд 7)

Улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка производить поглаживающие движения вперёд – назад по верхней губе, произнося “бл – бл – бл…”.

Одновременно потряхивающими движениями перед грудью расслаблять кисти рук.

  • “Чашечка” (слайд 8)

Улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык. Кончик и боковые края языка поднять вверх, образуя “чашечку”. В таком положении удерживать язык под счёт до 5.

Одновременно выполняем упражнение колечки:

1 – кончик указательного пальца каждой руки касается подушечки большого пальца;

2 – кончик среднего пальца каждой руки касается подушечки большого пальца;

3 – кончик безымянного пальца каждой руки касается подушечки большого пальца;

4 – кончик мизинца каждой руки касается подушечки большого пальца;

5 – кончики всех пальцев каждой руки касаются подушечки большого пальца.

  • “Лошадка” (слайд 9)

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот и пощёлкать кончиком языка за верхними зубами сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее (нижняя челюсть не двигается).

Пальцами обеих рук по очереди производить щелчки синхронно с цоканьем языком.

  • “Качели” (слайд 10)

И.п.: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, язык спокойно лежит за нижними зубами.

1 - поднять язык к альвеолам за верхними зубами, одновременно плавно поднять руки вверх;

2 – опустить язык в ИП одновременно плавно опустить руки вниз.

  • “Часики” (слайд 11)

И.п.: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, высунуть язык; согнутые в локтях руки перед грудью, предплечья располагаются вертикально, указательные пальцы смотрят вверх, остальные зажаты в кулак.

1 - высунутый язык двигается к правому уголку рта, одновременно указательные пальцы и предплечья перемещаются влево;

2 - высунутый язык двигается к левому уголку рта одновременно указательные пальцы и предплечья перемещаются вправо.

Щелчок мыши: переход на слайд 12.

(слайд 12). Звук появляется вместе с изображением язычка

Язычок: - Молодцы! После такой зарядки вы легко разберётесь в новой теме!

III. Знакомство с новым материалом.

1. Введение в тему.

Язычок: - Сегодня мы будем учиться сравнивать и различать звуки [т] – [д].

Тема урока: Различение звуков [т] – [д].

Щелчок мыши: переход на слайд 13.

(слайд 13). Звук появляется автоматически.

Язычок: - А помогут нам в этом новые герои. Послушайте, какая история произошла не так давно. Я был на концерте юной пианистки Вали. Она выступала с оркестром и исполняла “Лунную сонату” Бетховена. А кто такой Людвиг ван Бетховен? ...

Щелчок мыши по экрану:

- Давайте послушаем это произведение.

Щелчок мыши: переход на слайд 14.

(слайд 14) клип на музыку Бетховена “Лунная соната” /3 минуты/, звук идёт автоматически.

Щелчок мыши по фону: переход на слайд 15.

(слайд 15) Звук появляется автоматически.

Сразу после концерта на сцену выскочила кошка Тошка, и начала скакать по клавишам рояля. Одна из поклонниц юной пианистки сделала кошке замечание. Тошка стала оправдываться. (Щелчок мыши – переход на слайд 16)

(слайд 16) (Поётся песенка Тошки. Звук появляется автоматически)

“Мне по клавишам рояля

Разрешает прыгать Валя!”

Т - ТА - ТО - ТУ - ТЫ - ТЭ!

Щелчок мыши по экрану:

Язычок: - Хорошо ли вела себя кошка? …

Щелчок мыши по экрану:

Язычок: - Но всё же Тошке стало стыдно, и она решилась сказать, что на самом деле не хотела хулиганить, а просто решила, что тоже сумеет сыграть не хуже. В доме у кошки Тошки поселился домовой Данилыч, который очень любит музыку. И она подумала, что если сама будет играть Данилычу на пианино, он подружится с ней, и не будет доставлять неприятности.

Щелчок мыши: переход на слайд 17.

(слайд 17) (Поётся песенка про домового. Звук появляется автоматически)

В доме Тошки – ой! - ой! - ой!

Поселился домовой!

Д - ДА - ДО - ДУ - ДЫ - ДЭ!

Щелчок мыши по экрану – переход на слайд 18.

(слайд 18) Звук появляется автоматически.

Язычок: - Кто догадался, какой любимый звук у Тошки? У Данилыча?

Щелчок мыши по экрану - появляются изображения Тошки и звука [т], Данилыча и звука [д]. (Щелчок мыши – переход на слайд 19)

2. Дифференциация изолированных звуков [т] – [д].

(слайд 19) Звук появляется вместе с изображением язычка.

Язычок: - А теперь, давайте зарисуем портрет кошки Тошки и домового Данилыча.

Кошка Тошка и домовой Данилыч зарисовываются на доске логопедом и в тетрадях учениками. Сначала синим карандашом записывается буква т (д) размером в 2 строчки, а затем она дорисовывается до образа - символа. Под портретами записываются транскрипции соответствующих звуков.

Щелчок мыши по экрану:

Язычок: - Охарактеризуйте звук [т] с опорой на таблицу

Щелчок мыши по кнопке “справка” - переход на слайд 20.

Дети: - Звук [т] – согласный, твёрдый, глухой

Щелчком мыши по кнопке “возврат” возвращаемся на слайд 19.

Щелчок мыши по экрану:

Язычок: - Запишите характеристику звука [т] под портретом кошки Тошки.

3 щелчка мыши по экрану: на каждый щелчок появляется одна характеристика звука.

Щелчок мыши по экрану:

Язычок: - Охарактеризуйте звук [д].

Щелчок мыши по кнопке “справка” - переход на слайд 20.

Дети: - Звук [д] – согласный, твёрдый, звонкий.

Щелчком мыши по кнопке “возврат” возвращаемся на слайд 19.

Щелчок мыши по экрану:

Язычок: - Запишите характеристику звука [д] под портретом домового Данилыча.

3 щелчка мыши по экрану: на каждый щелчок появляется одна характеристика звука.

Щелчок мыши по экрану:

Язычок: - Чем похожи звуки [т] и [д]?

Дети: - Оба согласные, твёрдые. У них одинаковая преграда – язык ударяет за верхними зубами.

Щелчок мыши по экрану:

Язычок: - Чем же они отличаются?

Дети: - Звук [т] – глухой, а звук [д] – звонкий.

Щелчок мыши по экрану:

Язычок: - Отличия заключите в красную рамку.

Звонкость – глухость звуков проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Соотнесение звуков с соответствующими буквами (найти эти буквы в изображениях героев, и обвести их синим цветом).

Щелчок мыши по кнопке “далее” - переход на слайд 21.

(слайд 21) Звук появляется вместе с изображением язычка

Язычок: - Давайте немножко отдохнём.

Логопед: Давайте встанем около парт, послушаем, какую скороговорку приготовил для нас язычок и постараемся её запомнить.

Щелчок мыши по экрану: язычок читает скороговорку.

  • Речь с движением.
Шла Матрёна с огорода. Маршировка.
Под кустом нашла удода. Наклон вперёд (как бы заглядывая под куст).
А удод ей: “Ду-ту-ду! Пальцы обеих рук разведены веером. Большой палец правой руки приставить к носу. А большой палец левой руки приставить к мизинцу правой. Делаем дразнящие движения.
Я с тобою не пойду! Отрицающий жест указательным пальцем правой руки.
К бабе Дуне убегу, Бег на месте.
Даст она мне творогу!” Показать руками объём миски с творогом.

Щелчок мыши: переход на слайд 22.

IV. Закрепление нового материала.

1. Дифференциация звуков [т] – [д] в слогах.

(слайд 22) Звук появляется вместе с изображением язычка.

Язычок: - У меня для вас приготовлены ещё игры. Сначала давайте потренируем наши ушки в игре с мячом.

  • Игра “Повтори, не торопись! И смотри, не ошибись!”(с мячом).

Логопед называет слоговые ряды и кидает мяч детям, те, по очереди, повторяют слоги, предложенные логопедом, и возвращают мяч:

та – да – та то – до – то ту – ту –ду
ды – ты – ды дэ –тэ – тэ та – та – да и т.д.

Щелчок мыши: переход на слайд 23.

2. Дифференциация [т] – [д] в словах.

а) Игра “Колокольчик – наушники” на слух (слайд 23):

Язычок (говорит автоматически): - Ребята, давайте покажем Данилычу и Тошке, как мы хорошо умеем слушать. Я буду называть их любимые реки, если услышите в любом месте слова звук [д], позвените воображаемым колокольчиком, а если услышите в слове звук [т], наденьте воображаемые наушники.

Щелчок мыши по экрану:

Язычок: Тура, Дунай, Тунгуска, Дон, …

- Закрыли глазки: … Драва, Талас, Хатанга, Сырдарья, Катунь, Варта, Амударья, Вычегда, Вятка, Сердоба, … Потудань, Днестр, Дудыпта.

б) Игра “Колокольчик – наушники” по картинкам.

Щелчок мыши по экрану:

Язычок: - А теперь игра посложнее! Я буду показывать картинки, если в любом месте слова есть звук [д], покажите воображаемый колокольчик. А если в слове есть звук [т], покажите воображаемые наушники. Объясните свой выбор.

Щелчок мыши: переход на слайд 24.

(слайды с 24 по 31 – смена по щелчку мыши):

Дыни, тыква, аист, верблюды, карета, радуга, ландыш, каштан.

  • Анализ и синтез слова стул (слайд 32).

Звук появляется автоматически, вместе со сменой слайда.

Язычок: Тошка и Данилыч любят отгадывать загадки. Давайте зашифруем название этой картинки и отправим шифровку одному из них. Как вы думаете, кому?

Проанализировать и зачертить схему звукового состава слова “стул”. Анализ ведётся по плану:

  • Стул – сколько слов вы услышали?
  • Сколько слогов в этом слове?
  • Назовите каждый звук. Охарактеризуйте его.
  • На каком месте спрятался звук [т]?

Все элементы появляются по щелчку.

3. Дифференциация звуков [т] – [д] в предложениях (слайд 33).

  • Анализ и синтез предложения.

Щелчок мыши по экрану: появляются картинки и звук.

Язычок: - Пришло время прощаться с кошкой Тошкой и домовым Данилычем. На память о себе они дарят нам смешную скороговорку. Послушайте её, пожалуйста.

Ловит Федот носатого удода.

Логопед: - Повторите эту скороговорку.

- А теперь повторяем её всё быстрее и быстрее с одновременным выполнением упражнения “Кулак – ладонь”.

Скороговорка проговаривается детьми несколько раз с убыстрением темпа и одновременным выполнением упражнения руками на развитие реципрокной координации “Кулак – ладонь”.

Логопед: - Сколько слов в этом предложении?

- Начертите его схему.

- Обозначьте соответствующей транскрипцией каждый звук [т] или [д], встречающийся вам в словах этого предложения. Работаем синим цветом.

Все элементы появляются по щелчку.

Щелчок мыши: переход на слайд 34.

V. Итог (слайд 34).

Щелчок мыши по экрану:

Язычок: - Давайте вспомним, какие звуки мы сравнивали на занятии?

Щелчок мыши по экрану – появляются кошка Тошка и транскрипция звука[т], домовой Данилыч и транскрипция звука [д].

Щелчок мыши по экрану:

- В чём их сходство, а в чём различие?

Щелчок мыши по экрану:

- Какой буквой обозначают на письме звук [т]?

Щелчок мыши по экрану:

- Какой буквой обозначают на письме звук [д]?

Щелчок мыши по экрану:

- До свидания! До новых встреч!

Щелчок мыши по экрану – появляется слово “Молодцы!” и звенит колокольчик.