Урок литературы "Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя "Шинель""

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • углубить и развить представление учащихся о “маленьком человеке” в повести Н.В. Гоголя. В занимательной форме отработать навыки анализа прозаического текста. Сформировать представление о мотиве обиды в повести писателя;
  • развивать умения производить классификацию фактов, делать обобщенные выводы, сжато излагать прочитанный текст, устанавливать связи и отношения между явлениями действительности и содержания повести;
  • воспитывать доброту, заботливое отношение к людям. Формировать неприятие антигуманных поступков.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор.

Ход урока

Гоголю многим обязаны те, которые
нуждаются в защите; он стал во главе тех,
которые отрицают злое и пошлое.
Н.Г. Чернышевский

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

II. Актуализация прежних знаний.

1. Постановка цели урока.

Могу ли я обидеть человека? Почему?

(1 слайд) Прочитайте эпиграф.

Кого будет защищать Гоголь на этот раз?

На какие вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке?

Кто? Где? Когда? Обидели Башмачкина? Обидели ли Башмачкина? Почему обижают именно его? Почему герой Гоголя нуждается в защите?

Отвечая на эти вопросы, мы проследим, как раскрывается мотив обиды в повести Н.В. Гоголя “Шинель”.

(2 слайд) “Мотив обиды в повести Н.В. Гоголя “Шинель”

2. Реализация индивидуального домашнего задания.

Думаю, будет правильно, если мы начнем поиски ответов на наши вопросы с сообщения “Как работал Н.В. Гоголь над повестью “Шинель”? (Выступление ученика)

III. Формирование общеучебных умений и навыков.

1. О каком типе людей эта повесть? Встречался ли образ “маленького человека” нам в ранее прочитанных произведениях? Давайте вспомним определение.

(3 слайд) Словарная работа: “маленький человек” - (определение понятия)

2. Разобраться в прочитанном нам поможет кроссворд. (У всех на партах кроссворды)

(4 слайд) Кроссворд. Приложение 1.

1) Итак, предлагаю отгадать первое слово под цифрой 3.

- Это насекомое упоминается в повести дважды? Почему? (Муха. С ней сравнивается главный герой)

(5 слайд)

- В чем смысл этого сравнения? (Это сравнение подчеркивает, что Башмачкин для окружающих не человек, существо, вроде насекомого)

- Когда мы встречаем первое сравнение с мухой?   (Первое сравнение встречаем в самом начале повести, с него начинается рассказ об отношении к “меленькому человеку” в департаменте, где он служит)

Выборочное чтение. Прочитайте эпизод об этом. (“В департаменте ему не оказывали никакого внимания … простая муха)

(6 слайд)

- Обратите внимание на два слова: “уважение” и “сторожа”.

Каждый человек имеет право на уважение со стороны сослуживцев, коллег. И если уж даже сторожа смотрят на тебя как на пустое место. О чем это говорит? (Характеристика не столько главного героя, сколько его сослуживцев)

- Возникает вопрос. Как к Башмачкину относились сослуживцы, начальство? (Гоголь нашел интересное определение такого отношения: “холодно-деспотическое”, сослуживцы издеваются над своим коллегой, посмеиваются, жестоко шутят)

- Для чего Гоголь повторяет сравнение А.А. Башмачкина с мухой? Когда? (Второй раз мы встречаем его в конце жизнеописания Акакия Акакиевича Башмачкина. Чтение эпизода: “Исчезло и скрылось существо … и рассмотреть в микроскоп”)

- Почему такая судьба выпала на долю А.А. Башмачкина? Может быть, она чем-то была предопределена?

Посмотрите фрагмент из фильма и ответьте на вопрос: является ли выбор имени предопределением в жизни человека?

(7 слайд) Фильм.

Имя Акакий – (греч. Akakos) - не делающий зла, незлобивый, невинный.

Работа в группах.

- Как Н.В. Гоголь характеризует Башмачкина?

1 группа. Перечислить положительные качества А.А. Башмачкина. Приложение 2.

2 группа. Перечислить отрицательные качества А.А. Башмачкина. Приложение 2.

(8 слайд) Такая таблица получилась у меня.

Положительные   Отрицательные
Кроткость

Душевное незлобие

Безропотное терпение

Акакий
Акакиевич
Башмачкин

Ограниченность

Скудность интересов

Неспособность логически мыслить

Косноязычие

- Как вы думаете, какие качества, отрицательные или положительные, выдвигаются на первый план? Почему писатель как бы приглушает все эти отрицательные качества? Значение каких слов вам неизвестно?

(9 слайд)

Словарная работа. Объяснить значение слов.

Косноязычие-

Скудность –

(10 слайд)

3. Вернемся к кроссворду и продолжим работу в группах. (Задание на карточках)

1 группа отгадывает слово под цифрой 7 и отвечает на вопросы:

- “Сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того”. (Мороз)

- Почему обыкновенное природное явление Гоголь называет “сильным врагом”?

- Какую роль играют в повести зимние холода, их особая продолжительность? (“Гибель героя посреди мрака и холода бесконечной зимы соотносится с мраком безумия, окружавшим его всю жизнь” В.М. Маркович)

- Какую роль в повести играет ветер? Приложение 3.

Какой вывод можно сделать об участии природных явлений в жизни Акакия Акакиевича?

2 группа отгадывает слово под цифрой 5 и отвечает на следующие вопросы:

- “Подруга жизни” Башмачника. (Шинель)

- Сколько шинелей было у Акакия Акакиевича?

- Какую характеристику дает им Гоголь? Работа со словарем.

- Почему такие определения выбирает Н.В. Гоголь?

(11 слайд (кроссворд) 12)

(13 слайд)

(14 слайд)

(15 слайд)

(16 слайд) 3). Задание под цифрой 4.

- Какой мех был выбран на воротник шинели? (Кошка)

(17 слайд)

- Почему?

Инсценирование фрагмента.

- Какие чувства вызывает у вас Башмачкин, разговаривая с Петровичем?

- Почему Н.В. Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже в том, какой мех был положен ему на воротник?

- Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель.

(18 слайд)

4.Задание 1.

Какого чина был Башмачкин? Это помогло бы помочь Башмачкину попасть в статские советники. (Награды)

- Найдите в тексте строки об этом. В чем их смысл? (Выборочное чтение)

(19 слайд)

5) Задание 6.

- Это ставит на одну ступень “маленького человека” и “значительное лицо” (Бедствие)

- Какую роль играет в повести значительное лицо?

- Почему у него нет ни имени, ни фамилии? Где он служит? (“Одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того был незначительным”)

- Смеется ли Н.В. Гоголь над Башмачкиным и значительным лицом?

- Чем, по-вашему, отличается смех писателя?

(20 слайд)

6) Задание 8.

- В каком департаменте служит Акакий Акакиевич? (В одном)

- Почему автор не называет департамента? Ни имени чиновника? О чем это говорит?

(21 слайд)

7) Задание 2. Место действия повести. (Петербург)

- Какой Петербург в повести мы увидели?

- Какое отношение складывается у читателя к Петербургу?

- Почему так снижен у Гоголя образ Петербурга?

IV. Итог.

1. Мы ответили на все вопросы кроссворда и нашли ключевое слово. (Гуманизм)

- Можно ли это слово считать ключевым ко всей почести?

- Подберите однокоренные слова. Что обозначают эти слова? (Человеколюбие)

А теперь давайте вспомним те вопросы, которые мы сформировали в начале урока. Ответили ли мы на них?

1. Почему обижали именно Башмачкина?

2. Какой человек нуждается в защите?

3. Защищает ли Гоголь своего героя?

4. К чему призывает нас писатель?

2. Выполнение теста. Самопроверка.

Домашняя работа. Напишите письмо Акакию Акакиевичу.

Составьте кроссворд (индивидуально).