Урок по теме "Ветер". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель урока:

  • cформировать понятие “ветер” и представление об образовании ветра,
  • познакомить с видами ветров.

Задачи: Объяснить причины образования областей с высоким и низким давлением, определить закономерность в перемещении воздуха и силы ветра от разницы атмосферного давления.

Понятия: ветер, бриз, муссон, ураган.

Оборудование: Флюгер, анемометр, презентация “Ветер”, учебники, модуль для работы учащихся.

Ход урока

Организационный момент

Повторение изученного материала: опрос с работой в листе-модуле (зад.1-3)

Учитель Учащиеся
- Какую оболочку Земли вы изучаете?

- Что такое атмосфера?

- Воздух, как всякое вещество имеет массу и вес, а значит оказывает …?

- Какое давление принято считать нормальным?

- Атмосферу

- Воздушная оболочка Земли, состоящая из смеси газов

- давление на все объекты, которое называется атмосферным давлением.

- на 45 широте при t =0, на h – уровня моря.

Практическое задание распределить значения атмосферного давления по группам /задания 1-3 листа - модуля с проверкой.
Обобщение

- От чего зависит величина атмосферного давления?

- Как температура воздуха влияет на атмосферное давление?

- от t воздуха, от широты и высоты местности,

- чем выше температура, тем ниже атмосферное давление.

Изучение нового материала:

3.1. Проблемное задание и открытие темы.

- Ученик Ваня Степочкин не подготовил задание ни по одному предмету. Он объяснил всем учителям, что вчера вечером, прогуливаясь по пляжу, он увидел, как ветер уносит в открытое место маленькую девочку, плавающую на надувном матрасе. Естественно, он бросился её спасать, ну а после случившегося ему было уже не до уроков. Все учителя его похвалили, кроме учителя географии. Что заставило усомниться в искренности слов мальчика?

Презентация.

Учитель Учащиеся
Так о чем знал учитель географии, но забыли остальные учителя? В какой теме он хорошо разбирался?" Дети высказываются … и называют тему урока “Ветер”
- Чтобы понять причину сомнений учителя какие вопросы нам нужно изучить?

(Учитель записывает кратко и потом вывешивает на доске в виде плана)

Ученики формулируют и называют вопросы по теме: Что такое ветер? Почему дует ветер? Какие у ветра характеристики?

Какие ветры бывают ? и т.д.

3.2 Постановки частных проблем
(Подведение под понятие)

- Начнем с определения ветра.

Посмотрите на схему. Какое атмосферное давление будет над сушей и над водой днем?

- Т.к. над морем воздух более плотный, тяжелый – он давит на земную поверхность.

(на схеме добавляет над водой стрелку вниз)

- Что дальше?

- Как можно назвать такое движение воздуха?

- Дайте определение этого понятия.

(поиск по второму пункту)

- Рассмотрим второй пункт плана. Характеристики ветров. Какие они есть? Как вы думаете?

Учитель:

- В каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях? Где будет ветер сильнее?

  • 766
  • 741
  • 768
  • 771

Учитель:

- Какой вывод сделаем?

Учитель:

- Кроме силы ветер характеризуется скоростью и направлением.

Направление ветра определяют с помощью флюгера, скорость измеряют анемометром /демонстрация приборов/.

- Направление определяется по той стороне горизонта, с которой он дует, например ветер , дующий с юга, - южный.

- Над сушей давление меньше, т. к. суша нагревается быстрее, а от нее и воздух становится теплее. Теплый воздух менее плотный - он легче и меньше давит на земную поверхность; над морем прохладнее, так как оно медленнее нагревается, воздух плотнее, следовательно, давление повышенное.

 

 

 

 

 

 

- Воздух у поверхности, начинает двигаться в разные стороны из области повышенного давления в область пониженного давления.

- Ветер!

Ветер – горизонтальное движение воздуха вдоль земной поверхности из области повышенного давления в область пониженного давления.

(слайд 2)

 

Сила, скорость, направление.

 

 

 

Ученики:

- в первом, т.к. разница в давлении больше в первом случае.

 

- Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость!

Выполняют задание 4 в листе.

(фронтальная работа)

Проверка правильности выполнения – заполнение таблицы учащимися по приглашению

(распечатана заранее и вывешивается на доске)

С Ю З В С-В С-З Ю-В Ю-З
               

/Физкультминутка на закрепление направлений ветров. Ребятам предлагается сыграть роль флюгера, и показать называемое направление ветра/

Учитель:

- Скорость определяется с помощью анемометра. От скорости зависит сила ветра, которая оценивается по 12-балльной шкале Бофорта, измеряется в м/с.

(1 балл примерно 2 м/с *Бофорт – адмирал Английского Королевского флота в 1805 г., предложил систему оценки силы ветра).

- Опишите признаки одного из ветров /Работа с форзацем учебника и презентацией, слайд 3-4 /

(Ребята по плану описывают ветры)

(поиск по третьему пункту плана)

Виды ветров. Сегодня рассмотрим два.

(показываются два слайда презентации, одновременно ребята дополняют схемы в листе-модуле и открывают знания о бризах, слайд 5-6)

Учитель:

- Легкий ветерок до 4 баллов, называют бризом (от франц. Brise- легкий ветерок).

- Итак, что такое бриз?

- Посмотрите на следующий слайд и расскажите еще об одном виде ветра.

(ребята смотрят слайд об образовании муссона, слайд 8)

(выход из проблемной ситуации)

- Теперь мы попробуем объяснить, почему мальчик, о котором мы услышали, был не прав? У кого есть версия?

- Куда дует ветер днем? Куда ночью? А когда же происходит смена направлений????

- Так ребята, и обманывать нехорошо.

Задание 6 можно дать на дом и проверить на следующем уроке на отметку. Слайд 9

 

 

 

 

 

- Это ветер, который меняет свое направление дважды в день. (слайд 7)

 

 

- Муссон – это ветер, который меняет свое направление дважды в год. ( слайд 9)

 

 

 

/выслушать предположения ребят, если нет догадок, дать подсказку/

- Утром и вечером, когда уравнивается атмосферное давление ветра нет, поэтому девочку не могло уносить от берега.

 Практическая работа (задание 6)

Сравнительная таблица “Бриза и муссона”

Сравнительные черты Бриз Муссон
1. Причина образования    
2.Территория, где встречаются    
3. Когда меняют свое направление    
4.Сколько раз меняют свое направление года.    

Закрепление и рефлексия.

- Восстановите цепочку причинно- следственных связей, объясняющих образование ветра: (предложить напечатанные слова расположить логически правильно)

Ветер; разница в нагревании поверхности; разница в давлении.

/ Разница в нагревании моря и суши – разница в давлении - ветер/

- О чем вы сегодня узнали на уроке?

Д/з параграф 39;

Лист – модуль для учащихся

1. Подчеркните значение пониженного давления одной чертой, повышенного – волнистой линией.

1) 750 мм 752 мм;

2) 765 мм 760 мм;

3) 766 мм 741 мм;

4) 771 мм 768 мм.

2. В какой точке атмосферное давление будет самое низкое, а в какой самое высокое:

3. Определить, на какой высоте летит самолет, если за бортом самолета давление 450 мм рт столба, а у поверхности земли – 750 мм рт.ст.

4. Изобрази направление стрелкой.

               
С Ю З В С-З Ю-З С-В Ю-В

5. Дополните схему.

6. Сравнительная таблица ветров.

     
1. Причина

2. Где

3. Когда

4. Как часто