План-конспект урока русского языка на тему "Что мы знаем о глаголе?" 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Цели: обобщить и систематизировать имеющиеся знания о глаголе; выявить роль глаголов в речи; развивать умение употреблять глаголы в речи, орфографическую зоркость, речь, память, внимание, сообразительность; воспитывать ответственность, интерес к родному языку, умение проводить самоанализ и самооценивание своей деятельности.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, <Приложение 1>, карточки с кроссвордом.

Деятельность учителя и обучающихся.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Орг. момент.
(слайд №1)

Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Итак, желаю всем вам добиться положительных результатов сегодня на уроке.

 
II. Минутка чистописания.
- На минутке чистописания мы потренируемся писать букву в и элементы, из которых состоит эта буква. Из каких элементов состоит эта буква?

- Проанализируйте ошибки, часто встречающиеся при написании этой буквы.

- Пропишем сначала элементы.

- Пропишем букву, соединяя её верхним соединением с буквой о.

 

 

- Из овала, петли, удлиненной вверх наклонной палочки с закруглением внизу.

Дети анализируют.

III. Повторение материала о частях речи. Сообщение темы урока.
- Для разминки проведём блиц-опрос. Поработаем в парах, отвечая на вопросы и заполняя кроссворд.

<Приложение 2>

(слайд №2)

1. Часть речи, которая не изменяется по родам.

2. Часть речи, корой командует имя существительное.

3. Часть речи, которая употребляется во избежание повторов в рядом стоящих предложениях.

4. Часть речи, которую можно “упорядочить”.

5. Если вы ещё не догадались, часть речи, которая не изменяется по падежам.

- Проверим ваши познания. Посчитайте правильные ответы и проставьте баллы.

(слайд №3)

- Что общего у всех ответов кроссворда?

- А какие это части речи?

- А теперь скажите, о чём мы будем сегодня говорить?

- Верно. Мы должны повторить всё, что знаем о глаголе.

 

Дети берут листочки с кроссвордами, заполняют в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Это всё части речи.

- Это самостоятельные части речи.

- О глаголе.

IV. Выделение целей урока.
- Попробуйте сформулировать цели урока. На какие вопросы мы должны дать ответы, чтобы обобщить имеющиеся знания о глаголе?

(слайд №4)

(На доске вывешиваются цели-вопросы)

 

 

 

- Что вы ждёте от урока?

 

- Мы должны ответить на вопросы:

1. Что это?

2. Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Какую роль играет в речи?

5. Как изменяется?

Дети высказываются.

V. Обобщение материала о глаголе.
1. Словарная работа.
- Заполняя кроссворд, мы уже, практически, ответили на первый вопрос. Что же такое – глагол?

(Вывешивается первый ответ)

- Какие слова объединяет эта часть речи, что они обозначают?

(Вывешивается второй ответ)

- Мы ответили на второй вопрос. А чтобы понять умеете ли вы отличать глаголы от других частей речи, я предлагаю вам задание: выпишем из словаря глаголы – первый ряд выписывает из второго столбика словаря, второй – из пятого и шестого, а третий ряд – из седьмого и восьмого. При записи ставьте ударение и подчёркивайте орфограммы.

(слайд №5)

- Выполним взаимопроверку по эталону.

- Посчитайте правильно выписанные слова и поставьте баллы.

 

- Глагол – это самостоятельная часть речи.

 

- Это слова – названия действий. Обозначают они действия предметов.

 

 

 

Дети выписывают по 7 слов из своих столбиков.

Дети читают слова и проверяют по эталону.

2. Начальная форма глагола.
- Остановимся на последней группе словарных слов. Найдите лишнее среди них. Объясните свой выбор?

- Что такое начальная форма глагола?

- На какой вопрос урока мы сейчас ответили?

 

- Поставьте глагол целую в начальную форму.

- Это слово – целую. Так как все остальные глаголы стоят в начальной форме.

- Форма, в которой глагол отвечает на вопрос Что делать? или Что сделать?

- На какие вопросы отвечает глагол? Глаголы отвечают на вопросы Что делать? или Что сделать?

- Что делать? целовать.

3. Работа над лексическим значением слова. Развитие речи.
- Найдите среди этих слов похожие.

- Можем ли назвать эти слова однокоренными? Докажите свой ответ.

 

- Что это значит?

- Составьте предложения с первым из них. Со вторым.

- А теперь попробуйте объяснить значение пословицы, которая показывает разность значения этих слов. “Глупый умеет слушать, а умный – слышать”.

- Это слова слушать и слышать.

- Это не однокоренные слова, так как они имеют разное лексическое значение и разные корни.

- Они имеют разные корни и смысл.

Дети составляют устно.

Дети высказывают свои предположения.

4. Физминутка для глаз (слайды №6-9)
5. Роль глаголов в речи.
- Какую роль играют глаголы в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, мы выполним упражнение № 225 (в тетради на печатной основе № 2 стр.3)

Помните про щенка Кыша? Мы ещё раз с ним встретимся. Послушайте отрывок и скажите, текст ли это.

(слайд № 10)

(учитель читает текст)

- Почему так решили?

- Что передаёт тему текста?

- В чём основная мысль?

- Сколько частей в тексте?

- Прочитайте вторую часть текста и скажите, какую часть речи часто использует автор?

(слайд №11)

- Подумайте, какую работу выполняют глаголы?

- Можно ли построить текст без глаголов? Почему?

- Какую же роль играют глаголы в речи?

 

 

- Да, это текст.

- Есть тема и основная мысль.

- Заголовок.

- Щенок первый раз с жадностью обедал в новом доме.

 

- Две.

- Глагол.

 

- Они передают события от действия к действию.

- Нет. Будет непонятно.

- Делают текст понятным, передают события последовательно от действия к действию.

6. Орфографическая работа.
- Выпишем слова, называющие действия Кыша во время обеда. При этом будем объяснять все орфограммы.  

Дети по очереди выходят к доске и выписывают слова с объяснением орфограмм.

7. Грамматические признаки глагола. Как изменяются глаголы?
- Какое слово отличается от других? Чем?

- Всё ли мы знаем о начальной форме глагола? Какую задачу поставим перед собой на будущие уроки?

- Какие грамматические признаки мы можем выявить у остальных глаголов?

- В каком случае у глагола можно определить число и род?

- Можете ли мне сказать сразу, в каком числе и роде стоят эти глаголы? Объясните свой ответ.

 

- Поставьте глагол грызть в ту же форму, что и остальные глаголы.

- А знаем ли мы, что можно определить у глаголов, которые не стоят в прошедшем времени?

- Что же мы ещё узнаем о глаголах на ближайших уроках?

- Слово грызть. Оно стоит в начальной форме.

- Узнать об особенностях начальной формы глагола.

- Можем определить число и род.

- Если глагол стоит в прошедшем времени.

-Да, в единственном числе, мужском роде. Так как всеми глаголами командует существительное Кыш.

- Кыш (что делал?) грыз.

- Нет.

- Как ещё могут изменяться глаголы.

VI. Итог урока. Рефлексия. Оценивание.
(слайд № 12)

- Давайте подведём итог урока. Достигли мы целей, которые перед собой ставили?

- Сделайте вывод: что мы знаем о глаголе?

- А что мы ещё узнаем о глаголе в ближайшее время?

- Какое впечатление у вас осталось от урока?

(слайд №13)

Попробуйте выразить свои чувства, используя следующие слова:

Для меня было важным и интересным …

По этому вопросу я получил разъяснение …

Мне было трудно (что и почему) …

Для меня было недостаточно …

- Я тоже хочу высказаться о вашей работе … (оценивание)

(слайд №14)

 

Дети высказываются.

Дети отвечают по вопросному плану.

 

Высказывания детей.

VII. Домашнее задание
Стр. 76 упр. 227