Работа Каюм Насыри о воспитании и обучении

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  1. Познакомить учащихся  наследием К. Насыри
  2. Проводить дискуссию на тему «Роль воспитания и обучения в формировании человека»

Ход урока

1. Слово учителя

Важнейшим средством решения задач освобождения людей от нравственных пороков и подготовки их к активной деятельности во имя будущего, полагали просветители, является умело поставленное воспитание и обучение. Эту проблему они считали одной из центральных. При подходе к ее решению важное значение имело стихийно-материалистическое понимание ими природы человека. Эти взгляды помогли им освободиться от религиозно-идеалистических представлений об умственных способностях и нравственных качествах людей как некоем даре божьем. Одновременно с этим они решительно отвергли и культивируемое господствующими классами представление, будто величие человека определяется происхождением и социальной принадлежностью. Просветители считали, что в формировании человека, его духовного мира, физических и нравственных качеств решающую роль играют не происхождение, не социальная принадлежность, а обучение и воспитание. «Величие,— пишет К. Насыри в соответствии с этой установкой,— исходит от ума и воспитания, а не от происхождения».

В то же время просветители ясно видели, что при соблюдении верности старым канонам и традициям невозможно обеспечить формирование людей с широким кругозором, способных воспринимать новое и готовых к активной деятельности во имя блага народа и самой личности. Критикуя недостатки воспитания подрастающего поколения, К. Насыри пишет, что «наши дети, к сожалению, лишены подлинного просвещения и отличаются от животных только тем, что обладают речью. Сколько у нас способнейших детей, родители которых не знают, как и каким образом их воспитывать, и лишены возможности поручить эту благородную миссию просвещенному педагогу. Дети, как правило, попадают в распоряжение хальфы, который, будучи по уровню своему порою ниже учеников, не знает, как и чему их учить... В результате они не имеют представления о науках, обогащающих разум и способствующих развитию умственных способностей. Не получают они также необходимую нравственную закалку, плохо осведомлены в основах человеческого общежития и не знают правил общения». Для обеспечения формирования волевых и образованных представителей рода человеческого система обучения и воспитания должна быть коренным образом перестроена и пересмотрены принципы, на которых они держатся.

II. Вступления учащихся

1 ученик

Проблемы воспитания и обучения в той или иной форме и степени поднимают все представители татарского просвещения. Но наиболее важный вклад в их разработку внес К. Насыри. Этой проблеме посвящены такие его произведения, как «Китабет-тербия» (книга воспитания), «Балаларга тэгьлим бирмэк» (обучение детей), «Ахляк рисалясе» (трактат по этике) в двух самостоятельных выпусках, «Тэрбия» (воспитание), «Мугай-нетдин», «Бала тэрбия кылучы хатыннарга нэсихэт» (советы матерям, воспитывающим детей) и др. В них К. Насыри подвергает суровой критике средневековую схоластическую систему обучения в татарских мектебе и медресе, бичует царящий в них дух формализма, догматизма и оторванности от жизни. Вместе с тем он, опираясь на достижения русской педагогической мысли той эпохи, обосновывает научные основы воспитания, раскрывает его содержание, знакомит с приемами и методикой обучения.

К. Насыри поднимает широкий круг проблем, затрагивающих формирование как физического, так духовного облика человека. Одной из важных задач воспитания в его представлении является обеспечение нормального физического развития человека, что в свою очередь выступает основой нравственного и умственного развития. Причем необходимыми компонентами его являются питание, сон (и то и другое  в пределах разумной нормы), свежий воздух, чистая вода, физические упражнения, соблюдение правил гигиены и здравоохранения. К. Насыри не только подчеркивает значение этих факторов в нормальном физическом развитии человека, но и популяризирует их среди населения, пишет и издает книги и брошюры по анатомии правилам гигиены, о кормлении и содержании ребенка, приготовлении пищи и структуре питания и т. д.

В то же время  К. Насыри подчеркивает, что для формирования человеческой личности, в подлинном смысле этого слова, одно лишь физическое воспитание далеко не достаточно. «Воспитание,— пишет он,—не сводится к одному лишь питанию и созданию условий для телесного развития. Наряду с ними оно охватывает формирование у детей характера, исправление их поступков, возвышение из неразумного, животного состояния до разумного, человеческого, обучение их, дачу им знаний и привитие им добрых нравов. Следовательно, воспитание человека наряду с физическим охватывает также духовное развитие. Причем последнее включает в себя, прежде всего, развитие разума, памяти и мыслительных способностей человека, приобретение знаний об окружающей  действительности и познание самого себя.

2 ученик

Развитию разума, памяти, способности познать мир и самого себя как важнейшей составной части воспитания человека К. Насыри придает очень большое значение, считая, что именно эти качества отличают людей от животных. Но вместе  с тем, пологает просветитель, они недостаточны для совершенствования человеческой личности. Для этого требуется еще воспитание воли, характера и нравственных качеств. «Настоящая человечность,— пишет он,— предполагет  воспитанность добрых нравов и характера и умения избегать дурных деяний».

К. Насыри придает большое значение практической направленности воспитания и считает, что людям необходимо прививать деловитость, непримиримость к лености, умение распознавать добро и избегать зло. Леность просветитель считает проявлением либо телесного, либо душевного недуга и лучший способ ее лечения — труд и самовоспитание.

Важнейшей составной частью воспитания, по мнению К. Насыри, является привитие человеку трудовых навыков и обучение ремеслам. Он подчеркивает воспитательное значение труда для детей, призывает поддерживать и поощрять их стремление мастерить и совершать трудовые операции. «Когда дети берут ножи и начинают делать себе игрушки,— пишет он, обращаясь к родителям,— вы запрещаете им это делать, считая, что они сорят избу. Это занятие показывает, что ваши дети стремятся к ремесленничеству, а вы это не понимаете» .
Одновременно с этим К. Насыри придает большое значение общественному характеру содержания воспитания. Каждый человек, считает он, должен иметь цель в жизни и «представлять свое назначение в мире этом. Воспитание начинается с осознания этой истины . А главная цель жизни — это оставить о себе добрую память у людей. Но добрую память люди могут сохранить лишь о человеке, который радовал их своими добрыми делами. Если человек не делал этого в жизни, то никто не будет горевать по поводу его смерти. Потому, указывает просветитель, в процессе воспитания следует прививать детям любовь к родителям, своему народу и обществу так, чтобы они стремились оставить за собой след в жизни своими общественно-полезными деяниями и были готовы пойти на жертвы во имя общего блага.

Такое понимание содержания и задач воспитания в XIX в. со стороны К. Насыри было весьма смелым, поскольку оно совершенно обходило религиозно-суфийские установления о необходимости ограничения всех помыслов человека одним творцом и было нацелено на формирование сознательной человеческой личности, вооруженной научными знаниями и высокоразвитым самосознанием.

Характер и нравственный облик человека, говорили просветители XVIII в., создаются обстоятельствами. Это материалистическая в своей основе идея оказала влияние и на К. Насыри. Характер, мировоззрение и взгляды человека, считает он, формируются под влиянием среды, в которой он живет. Здоровая среда воспитывает и умственно и нравственно здоровую личность, а нездоровая— искалеченную.   Люди рождаются не добрыми и не злыми, не гениями и не невеждами. И теми и другими они становятся в зависимости от того, как  и  в какой среде они получают свое воспитание.

3 ученик

Идея о решающем влиянии среды в процессе формирования человека прослеживается в творчестве и других представителей татарского просвещения. Она пронизывает всю татарскую просветительскую литературу. В этом отношении характерен образ Габдулгафура в романе 3. Бигиева «Великие грехи». Он при рождении, как описывает автор, подобно другим детям, был свободен от нравственных пороков. Но он рос и воспитывался в такой среде, которая вылепила из него не только безнравственную, но и преступную личность. Под влиянием обстоятельств он постепенно потянулся к спиртному, забросил занятия, сдружился с уголовниками, с ними совершал кражи и убийства.

Из такого понимания роли и значения среды в формировании человека неизбежно напрашивался вывод о необходимости ее изменения в соответствии с потребностями воспитания человека, стоящего вровень с эпохой. Однако просветители не дошли до признания необходимости глубоких социальных преобразований и не сумели раскрыть причин, калечащих человеческую природу и заглушающих его сущностные силы, которые лежат в сфере социально-экономических отношений. Здесь сказалось крайне узкое понимание ими понятия социальной среды. Как правильно указывает И. Нуруллин, понятие среды они ограничивали преимущественно семьей и школой . В том, что Габдулгафур стал преступником, как показывает 3. Бигиев, сказалась безнравственная обстановка в семье и кадимистском медресе, в которых он рос и воспитывался. Отсюда задача сводилась к одному лишь оздоровлению нравственной обстановки в семье и школе, что, по мнению просветителя, достаточно для коренного улучшения нравственного воспитания.
К. Насыри в воспитании ребенка видит значение и социального положения семьи. Нравственно-здоровыми и полноценными дети формируются, считает он, в трудовых семьях, обстановка же богатых, нетрудовых семей портит их; они там растут избалованными, изнеженными, ленивыми, тупоумными, а отсюда плохо поддающимися обучению. Но и в данном случае просветитель обращает внимание не на социально-экономическую, а нравственную сторону проблемы и виновником плохого воспитания считает нездоровую нравственную обстановку в таких семьях.

Ограниченность понимания просветителями среды и ее значения в формировании человека тут налицо. Однако несмотря на это, пропагандируемая ими позиция в то время была оправдана своей направленностью против догматической морали ислама, объявившего человеческий разум, волю и нравы «божьим даром». Обосновывая и отстаивая эту позицию, они проложили первые борозды к причинному объяснению духовного мира человека, его знания, характера и нравственных качеств. В той конкретной обстановке, в которой протекала деятельность татарских просветителей, отстаиваемые ими взгляды о роли школы и семьи в формировании человека имели большое практическое значение: они были направлены против затхлой атмосферы в старых кадимистских медресе и патриархальной семье, которая калечила человека, подавляла его волю и разум.

4 ученик

Каюм Насыри и другие татарские просветители формирование человека, его физический и духовный облик ставили в зависимость от среды и воспитания. Однако на этом основании нельзя ставить знак равенства между их позицией и позицией английского философа XVII века Джона Локка, представлявшего ребенка в виде чистой доски (tabula rasa), в которую в процессе воспитания можно вписать любое содержание. Неправ был Г. Губайдуллин, когда категорически утверждал, будто К. Насыри не обращает внимания на проблемы наследственности, считая, что «способность ребенка к знаниям и воспитанию не зависит от матери». Правда, отдельные высказывания самого просветителя оставляют повод для подобного рода утверждений. Но в целом К. Насыри весьма далек от такого понимания существа проблемы. Он признает значение природных дарований в деле воспитания и пишет: «Воспитание может оказать на человека воздействие при наличии природных способностей. Человек, в природе которого нет способностей, подобен заржавленному сплошь железу, сколько ни лощи — не заблестит».

В понимании способностей К. Насыри, как и другие татарские просветители, далеки также от религиозно-идеалистических предрассудков, рассматривающих дарования людей как особые качества, данные от бога при рождении. Способности есть продукт биологической и социальной природы человека. Причем нет людей, ни к чему не способных, и при умелой постановке обучения и настойчивости всякий нормальный человек может развить свои дарования и духовные силы. Более того, умелая постановка воспитательной работы и настойчивость могут помочь человеку преодолеть слабые черты своей природы и позволить «раскрыться даже детям, которые не блещут своими способностями и выглядят несообразительными». В то же время при отсутствии надлежащего воспитания и обучения способности и дарования человека могут заглохнуть.

5 ученик

К. Насыри пытается осмыслить систему воспитания и обучения и выяснить их научные основы. При этом он выдвигает следующие принципы, на которые должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения:

  1. Воспитание и обучение человека должно падать на детские и юношеские годы. «Самый ценный период в жизни человека,— пишет просветитель,— охватывает время от появления способности самопонимания и до завершения обучения в школе. Именно в эти годы надо заботиться о надлежащем воспитании ребенка и доведении до его сознания правил общежития». Обосновывая это положение, он указывает, что дети, словно молодые деревья, если даже имеются некоторые искривления, легче поддаются выпрямлению. Но когда человек окончательно сформируется и привыкнет к определенному образу поведения, то его весьма трудно избавить от вредных привычек. В молодые годы легче осваиваются научные знания, а с годами способность к этому начинает снижаться. Ребенок, например, легче осваивает языки, а взрослому человеку они поддаются с трудом. Поэтому изучению русского языка, считает просветитель, надо уделять внимание с детства.
  2. Учет в процессе обучения и воспитания склонностей и интересов детей. «Круг интересов и склонностей человека, — указывает К. Насыри, — обнаруживается уже в детстве. Воспитатель обязан его учитывать. Надо обучать ребенка той профессии, к которой он способен и к которой        он проявляет интерес».   Ребенок, считает он, быстрее осваивает такую форму деятельности и профессию, к которой у него имеются склонности; воспитатель, игнорирующий это обстоятельство, не добьется успеха. Одновременно с этим просветитель подчеркивает необходимость всяческой поддержки проявляемой ребенком активности в реализации своих склонностей и интересов.
  3. Полное вовлечение в процесс обучения сил и чувств ребенка. Раскрывая содержание этого принципа, К. Насыри писал: «При воспитании ребенка необходимо обратить внимание на использование всех пяти его чувств и добиться, чтобы ни одно из них не простаивало. Ребенок должен все слышать и все видеть: и светлое и темное... Точно так же и другие органы ребенка должны быть приведены в действие». В постановке этого принципа сказался материалистический подход просветителя к проблемам познания. Как уже указывалось, источником человеческих знаний для К. Насыри является внешний мир, его предметы и явления; сведения о них человек черпает при помощи своих органов чувств. Для полноты знаний о внешнем мире и полноценной деятельности ума должны быть использованы все пять чувств человека. В соответствии с этим принципом К. Насыри отстаивает наглядность в обучении и широко применяет ее в своей преподавательской практике.
  4. Развитие умственных способностей ребенка и обеспечение сознательного усвоения им учебного материала. «В процессе обучения,— пишет К. Насыри,—...надо заставить учащегося вольно пересказать и объяснить прочитанное так, чтобы стало ясно, как он его понял». В данном случае просветитель вместо господствовавшей в старом татарском медресе зубрежки на первое место выдвигает развитие у обучающихся сознательного отношения к прочитанному и его осмысленное восприятие. В татарских кадимистских учебных заведениях царила схоластическо-догматическая система обучения, которая не допускала никакой критической мысли и ориентировала учителей и учеников на слепое преклонение перед древними авторитетами. К. Насыри же ориентирует и тех и других на творческие дерзания, сознательность и активность в усвоении знаний. Учитель, считает он, должен предпринимать все меры для развития у учащихся самостоятельности мышления и любознательности, активизировать их ум и стимулировать стремление к познанию неизвестного.

6 ученик

  1. Сочетание обучения с физическим трудом. К. Насыри утверждает, что «постоянное умственное напряжение вызывает усталость. Поэтому организму следует дать физическую нагрузку. Тогда человеческий ум как бы омолаживается и его работоспособность умножается». Отсюда он считает необходимым сочетать обучение с физическим трудом, а для этого в школах иметь мастерские. Это, по его мнению, создавало бы возможность одновременного приобретения научных и практических знаний.
  2. Гуманное и внимательное отношение к ребенку. Воспитатель, считает К. Насыри, должен относиться к личности ребенка с уважением и бережливо, не допускать его раздражения по мелочам и не задевать его самолюбие. Он категорически отвергает широко применяемые в то время телесные наказания учащихся и считает, что «умный педагог сумеет обучать детей без брани и избиения». В то же время следует быть очень внимательным к поведению и интересам ребенка, не оставлять без ответа любой его вопрос. В противном случае умственное развитие ребенка задерживается. Поэтому «о чем бы только ребенок ни спрашивал, всегда следует дать исчерпывающий ответ». Это будет способствовать нормальному развитию его памяти и мыслительных способностей.
  3. Принципиальность по отношению к воспитуемому. Гуманность и внимание к ребенку не исключают требовательности по отношению к нему. Воспитатель не должен поддаваться его капризам, а требовать от него трудолюбия, усидчивости, нравственной чистоплотности, «не расхваливать его и не хулить».
  4. Личный пример воспитателя. Провозглашение этого принципа явилось неизбежным следствием того, что К. Насыри в формировании человека важное значение придавал окружающей человека нравственной обста новке. Здоровая нравственная среда — необходимое условие формирования добрых нравственных качеств. А воспитатели (родители, учителя) как раз и создают эту среду, и если с их стороны будут допущены безнравст венные поступки, то это будет оказывать отрицательное влияние в процессе формирования ребенка как личности.

    К. Насыри говорит, что ребенок берет пример со старших, старается подражать им. Поэтому воспитатель (как учитель, так и родители) не должен допускать перед ним предосудительных деяний. «Как отец, так и учитель,— пишет он,— должны предостерегаться от безнравственных поступков. Заниматься нравоучением, когда сам допускаешь безнравственные поступки,— дело бесполезное».

    Личности воспитателя, его нравственному облику и умственной подготовке К. Насыри вообще придает очень большое значение. Воспитание и обучение, считает он, очень важная и ответственная сфера человеческой деятельности. От их постановки зависит, каким будет расти человек и какие качества в нем сформируются. Поэтому от тех, кто имеет отношение к воспитанию и обучению, требуется безупречная нравственная и всесторонняя умственная подготовка. «Любой учитель, каждый педагог,— указывает он,— должен считать себя в числе тех, кто идет на великое дело, и быть готовым так воспитывать своих питомцев, чтобы это сказалось потом на всем протяжении их жизни». А для этого он «должен обладать энциклопедическими знаниями, любить науки, глубоко познать основы воспитания и быть способным самостоятельно находить методы обучения». Далее К. Насыри указывает, что человек, посвятивший себя делу воспитания и обучения, должен быть способным доходчиво объяснять детям изучаемый предмет, обладать широкой натурой, быть терпеливым, спокойным и свободным от нравственных пороков. Поэтому он «прежде всего обязан воспитать собственные чувства и выправить свой нравственный облик... и, будучи больным, не браться за лечение других». Он считает, что нет людей, не способных к учению и обретению соответствующих нравственных качеств. При умелой постановке обучения всякий может освоить учебный материал, развить свои способности и воспринять нравственные устои. Формирование человеческой личности от воспитателя зависит поэтому в решающей степени.

7 ученик

Такие же высокие требования предъявляет К. Насыри родителям. Они являются первыми и непосредственными руководителями физического и духовного развития ребенка. Интересы успешного выполнения этой ответственной задачи требуют от них высокой нравственной и умственной подготовки. Придавая особое значение роли матери в воспитании детей, К. Насыри пишет статью «Советы матерям, воспитывающим детей», в которой дает научно обоснованные педагогические и гигиенические советы по кормлению, уходу, развитию движений, умений и привычек детей. Важную и ответственную роль женщины-матери в воспитании детей подчеркивают и другие татарские просветители. В работе «Мэктэп баласы яхут Сэхилэ эби» Ш. Культяси с огорчением пишет о неподготовленности татарских женщин к исполнению этой высокой миссии и мечтает о появлении плеяды образованных и высококультурных матерей, способных дать надлежащее воспитание своим детям.

Каюм Насыри своим чутьем, стихийно шел к пониманию той истины, что формирование личности как целостного социального индивида включает воспитание в ней разнообразных социальных качеств, позволяющих активно участвовать в производственной, общественной, культурной жизни, формирование в человеке социально-психических свойств, становление его духовного мира, и оно охватывает сферы социального и физического развития человека. Правда, в выражении этой истины он еще непоследователен, ему не хватает систематичности в понимании глубины проблемы. Но важным было то, что просветитель, говоря о воспитании и обучении, обходит волю творца и обращает внимание на социальную сущность проблемы. Заслуга К, Насыри заключается, в том, что он впервые в татарской общественной мысли обратил внимание на то, что именно в процессе воспитания человеческое дитя становится человеком и обретает свои сущностные силы. Воспитание для него имеет общественный характер и социальную значимость. Его цель — обеспечение физического и духовного развития человека, обогащение его памяти знаниями, развитие в нем положительных нравственных качеств и подготовка к активной деятельности во имя личного и общего блага.

Считая всех людей равными по своим задаткам и полагая, что путем воспитания от любого человека можно добиться желаемых результатов, К. Насыри в определенном смысле упрощал проблему. Но в то же время несомненна ценность идеи о том, что при правильном воспитании всякий нормальный человек способен развивать свои умственные способности и усвоить нравственные устои общественной жизни. Прогрессивное значение имело также провозглашение просветителем идеи равенства умственных способностей людей и роли труда в воспитании полноценного члена общества. К. Насыри оказал огромное влияние на развитие среди татар педагогической мысли, и ее представители обращались к наследию просветителя как к важнейшему идейному источнику.

8 ученик

 История татарской общественной мысли имеет многовековую историю. Она прошла сложный путь, и ее основные идеи нашли своеобразное преломление в деятельности и трудах известных мыслителей. Не умаляя роли и значения ранних периодов, в истории татарской общественной мысли особо следует выделить период конца XVIII — начала XX века, который дал татарскому обществу блестящую плеяду мыслителей, писателей и богословов.

Ко второй половине XVIII века в татарском обществе складываются условия для интенсивного развития экономической, общественной и интеллектуальной жизни. В социально-экономическом плане речь идет о зарождении и консолидации элементов капиталистического уклада, социальном расслоении общества, формировании национальной буржуазии, в первую очередь торговой.

Российское правительство, особенно при Екатерине II, уже осознало, что татарское общество оставалось довольно серьезным очагом сепаратизма внутри России. Поэтому необходимо было выработать более эффективные механизмы вовлечения татарского общества в российскую государственную систему, нежели насильственная христианизация. И правительством были предприняты меры, направленные на установление контроля над татарским духовенством. В 1788 году было создано Духовное управление мусульман. Предполагалось, что оно будет контролировать деятельность татарского духовенства в интересах царизма. Возможно, в условиях традиционного мусульманского общества предполагаемый союз государства с духовенством стал бы эффективной формой воздействия на массовое сознание. Но время было упущено: XVIII век уже создал определенные предпосылки для размывания традиционной (средневековой) целостности религиозного мировоззрения и усиления светских элементов в общественной мысли.

Попытки царизма использовать новые, более изощренные методы в национальной политике не прошли бесследно для татарского общества. «Великодушное» разрешение Екатерины II строить мечети привело к неожиданным для правительства результатам. Интенсивное строительство мечетей и открытие при них мектебов и медресе в конце XVIII— начале XIX века татары использовали для создания независимой от официальной идеологии системы народного образования. Со временем она стала мощной интеллектуальной базой для распространения новых идей и обновления социальной базы национально-освободительного движения среди татар.

9 ученик

Общественная мысль конца XVIII — начала XX века развивалась как результат взаимодействия двух направлений: понимания необходимости радикальных идейных изменений и сохранения мощного консервативного пласта — силы традиций, ислама. В этих условиях новые взгляды, концепции и нормы могли быть осмыслены только сквозь призму ислама в привычных для народа образах и понятиях. Поэтому не случайно в осмыслении процессов, происходящих в татарском обществе в начале XIX века, формировались два подхода: традиционализм и джадидизм.

Традиционализм в общественной мысли был обусловлен стремлением вернуть татарское общество к той истинной вере, от которой оно отошло. Сторонники этой тенденции акцентировали внимание на правовых аспектах решения возникающих вопросов. Г. Утыз-Имяни, например, был уверен в том, что ислам является единственным и истинным источником возрождения татарского общества при условии его правильного восприятия и очищения от вековых наслоений и новшеств, достойных порицания. Такой подход предполагал возрождение ислама с опорой на традиционные ценности, сформированного в рамках ханафит-ского мазхаба и изложенного в трудах его крупнейших представителей.

Но татарское общество нуждалось не только в религиозно-нравственном возрождении, но и в социально-экономическом обновлении. Ему необходимы были более смелые и гибкие идеи, способные возродить мусульманское общество и предложить пути его всестороннего обновления. Г. Курсави, Ш. Марджани явились основоположниками этого нового движения у татар. Известный французский ученый А. Беннигсен писал, что татарские мыслители «были одними из первых мусульманских мыслителей, много раньше арабов, турок, иранцев или индусов объявившими о праве каждого верующего искать в Коране и хадисах ответы на все вопросы политического, социального и религиозного порядка. Их влияние на развитие реформаторского движения не только в России, но и во всем мусульманском мире было совершенно исключительным по важности. Именно благодаря их деятельности, плохо известной на Западе и игнорируемой самими мусульманскими историками, ислам перестал быть препятствием к прогрессу, и был очищен путь к реформам в других областях: языка, просвещения и политической организации».

Но новаторские идеи татарских мыслителей относительно богословия не могли сами по себе оказывать какое-либо заметное воздействие на массовое сознание. Не случайно прогрессивные идеи, высказанные Г. Курсави и другими мыслителями еще в конце XVIII — начале XIX века, практически до конца XIX века оставались достоянием лишь небольшой части богословов и интеллектуалов. Они не могли проникнуть в массовое сознание из-за отсутствия соответствующих идеологических институтов. Вплоть до 80-х годов XIX века для пропаганды этих идей не было каких-либо средств массовой информации. Медресе, где преподавали в основном выпускники среднеазиатских учебных заведений, в которых, по словам Дж. Валили, «научная мысль... застыла в своей клерикальной и схоластической исключительности», также не могли выполнить эту функцию. Только с появлением новометодных (джадидистских) медресе и первых периодических изданий («Тарджеман» И. Гаспринского, 1883 г.) возникли предпосылки для доведения религиозно-реформистских идей до массового сознания.

Джадидизм, определявший одну из основных тенденций татарской общественной мысли второй половины XIX — начала XX веков, служил именно этим целям. Возникший как реформа системы религиозного образования, он изначально был призван выполнять более широкие задачи, выходящие далеко за пределы этой системы: татарское общество нуждалось в новой системе мироощущения, в новых ценностных ориентирах. Старая мусульманская школа давала знания, состоявшие из религиозных и моральных ценностей, которые считались вечными и самодостаточными. Другим формам знания, даже тем, которые были бы полезны в практических целях, в старых медресе уделяли мало внимания. Джадидистские учебные заведения призваны были прилагать большие усилия к тому, чтобы навести мосты между современным (в том числе и западным) знанием и мусульманской культурой, внедрить современные науки в систему мусульманских знаний. Это означало внедрение элементов светской модели мировосприятия, основанной на принципах рациональности, универсальности и объективности. Безусловно, такой подход вызвал ожесточенные споры среди татарской интеллигенции, поскольку речь шла об использовании двух культурных концепций познания. Сторонники старого метода (кадимисты) резко выступали против джадидизма, видя в нем угрозу мусульманской культуре и мировоззрению.

Джадидизм служил своеобразным переходом от прежних стереотипов массового сознания к современным формам политического мышления. Перенесение центра тяжести с чисто богословских проблем на вопросы социальные и политические предполагало новые подходы к их постановке, более высокий уровень мышления.
В начале XX века в татарской общественной мысли произошли кардинальные изменения, которые были связаны с формированием идеологии национально-освободительного движения, с усилением интереса к национальной культуре и к национальному языку, с воскрешением памяти о былом величии народа, его «золотом веке», с воспитанием чувства патриотизма и ростом национального самосознания.
Эти процессы, происходившие в татарском обществе в течение двух веков, нашли своеобразное преломление в интеллектуальных поисках крупнейших татарских мыслителей, которые своими трудами, многогранной деятельностью, беззаветной преданностью своей нации и религии предков внесли огромный вклад в ростом важнейших направлений татарской общественной мысли.

У татар, которые еще в XVI веке потеряли свою государственность и другие политические институты, в духовной жизни общества роль отдельных интеллектуалов была неизмерима высока. Именно они во многом определяли пути развития общества, предлагая адаптированные к российской действительности модели функционирования.

III часть урока.  Дискуссия на тему «Роль воспитания и обучения в формировании человека»

Вопросы:

  1. Проблемы воспитания и обучения    VIII-XX вв.
  2. Взгляды просветителей на старые формы обучения и воспитания.
  3. Какие принципы  выдвигает К. Насыри,  на которых должна опираться всякая разумная система воспитания и обучения?
  4. Какие требования ставится личности воспитателя?
  5. Какое место занимает родители  в процессе воспитания и обучения ?
  6. Какие задачи были поставлены перед Джадидистскими медресе?
  7. Роль наследия К.Насыри о воспитании и обучении в формировании подрастающего поколения?

IV Заключительная часть. Обобщающее слово учителя.