Развитие самостоятельной учебно-познавательной деятельности на уроках

Разделы: Начальная школа


Организация самостоятельно-познавательной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду три тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, вторая – в том, чтобы научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих понятий и умений. И, пожалуй, главной функцией самостоятельно­-познавательной работы является формирование высококультурной личности.

Идея формирования самостоятельной деятельности ребенка была заложена еще в глубокой древности и анализировалась Аристотелем, Сократом, Платоном и другими философами. Дальнейшее развитие она получила в работах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци.

Объектом исследования является процесс развития самостоятельности учащихся, а предметом исследования – практические методы обучения как способы развития самостоятельности учащихся.

Познавая предмет или явление, мы прежде всего должны ознакомиться с. ним, рассмотреть его в целом. Выявить функциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать. Описав предмет или явление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей и структуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать, как управлять ими, как с помощью определенных операций преобразовать эти предметы и явления.

Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность. Развитие этого качества приводит к развитию личности ученика в целом.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется нам потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Понятие самостоятельности охватывает не только ту сторону непосредственной физической деятельности что-нибудь сделать или изменить, но и умственную, интеллектуальную деятельность, способствующую правильному достижению реальной цели.

Ж.Ж. Русо утверждал, что «на интерес ребёнка к деятельности, к учению должен, прежде всего, опираться педагог, стимулируя самостоятельность учеников».

А. Дистервег считал, что детская самостоятельность в процессе обучения является одним из важнейших средств развития умственных способностей: «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».

В.П. Вахтеров указывал на то, чтобы дети сами принимали участие во всех опытах, а не только смотрели, как производит их учитель.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность, способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения; способность совершать определенной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученным результат с исходным намерением.

Существенную роль в процессе формирования самостоятельности играет способность обучаемого к анализу и самоанализу действий и отношений в совместных делах, умение соотносить свои возможности участия с возможностями товарища. Наличие всех этих показателей позволяет быстро самоутвердиться в общей деятельности, найти свое место и разумно применить свои способности. Совместная деятельность со сверстниками и соответствующее руководство этим процессом со стороны взрослого являются важными условиями развития самостоятельности.

Раскрывая дидактические аспекты рассматриваемой проблемы, стоит помнить, что важно не передавать детям знания, а вооружать их способами приобретения знаний, ведь то, что достается самостоятельно, с трудом, всегда самоценно. В связи с этим на плечи учителя, ложится следующая проблема – создание условий в классе, способствующих становлению этого качества личности, и уже в классе можно добиться гармоничного сочетания высокой успеваемости, мотивации и усердия.

Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности в обучении. Вот почему важна полноценная учебная деятельность, в которой формируется система знаний и комплекс разнообразных умений.

Выделим лишь те основные группы умений, которыми учащиеся должны систематически овладевать в течение всего периода обучения:

  1. Общеучебные умения (находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, контролировать выполняемые действия).
  2. Общелогические умения (выделять главное, про водить сравнение, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы).
  3. Предметные (специальные) умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (выполнять упражнения, писать сочинения, решать задачи и др.).
  4. Коммуникативные умения (вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, и др.).

Сотрудничество ученика с педагогом и товарищами – необходимое условие овладения умениями – важнейшим компонентом самостоятельности. Наличие знаний и умений определяет готовность учащихся к самостоятельному действию, как, впрочем, и эмоциональное состояние при выполнении заданий. Однако возникает вопрос: всегда ли ученик, хорошо владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность в своих действиях. Однозначного ответа на него нет. Выполняя самостоятельно-исследовательскую работу, хорошо подготовленный ученик стремится реализовать свои возможности.

Таким образом, самостоятельность характеризуется и определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.

Самостоятельность требует эмоционального и умственного напряжения, вызывает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания.

Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов.
Структура самостоятельной деятельности.

Учащимся важно дать метод, для организации приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками, умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – приобретает характер проблемно– поисковой деятельности.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.

В своей работе я стараюсь использовать исследовательский метод: воспитание у учащихся сознательного отношения и исследовательского интереса к окружающей жизни. Благодаря «исследовательскому методу».

Ребёнок приобретает навыки самостоятельной элементарной исследовательской работы. Проанализировав вышесказанное, мы приходим к выводу:

самостоятельная деятельность находит свое отражение в самостоятельной работе. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения самостоятельной работы в качестве средства развития самостоятельности.

Самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

Самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования. Исследования, были направлены на выявление самостоятельной деятельности как дидактической категории, её элементов – предмета и цели деятельности.

Большое значение придавал самостоятельной работе К.Д. Ушинский.

Он считал, что учитель должен не только давать учащимся знания, но и направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

Самостоятельно-исследовательская работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических.

Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач.

Заданиям для самостоятельно-исследовательской работы учащихся при изучении естественнонаучных дисциплин свойственно частичное или полное воспроизведение какого-либо метода. Задания опираются на запас ранее усвоенных учащимися теоретических знаний и практических умений и навыков, имеют четко выраженную структуру. Задания должны содержать новый для учащихся материал, а также обеспечивать учителю получение обратной информации об умственных операциях и качестве выполнения задания каждым учащимся.

Таким образом, самостоятельно-исследовательская работа может быть рассмотрена как форма организации обучения (внеклассная работа учащихся), как метод обучения (использование самостоятельной работы на учебных занятиях), как средство обучения (система заданий для самостоятельной работы).

Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная работа – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

Итак, было отмечено, что самостоятельная работа выступает как форма, метод и средство обучения. Мы будем рассматривать ее как один из путей развития самостоятельности, поэтому считаем наиболее целесообразным ее использование на практических занятиях по естествознанию, полагая, что именно они предоставляют широкие возможности . для развития указанного качества: предполагают самостоятельную подготовку, выполнение самостоятельных заданий различного уровня сложности, варьирование различных форм самостоятельной деятельности по предмету.

Участие младших школьников в самостоятельно-исследовательской работе.

Для меня привлекательны нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно про явить себя как учителю, так и учащимся. В процесс е игровой деятельности, например, ученик может в непринуждённой форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать необычный по замыслу и организации урок, без строго, но логично выстроенного режима работы, ярки, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории.

Проводя экскурсии в природной среде, ведя наблюдение за погодой, явлениями природы, заполняя дневники наблюдений, мы учим учащихся наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии, коллекции, поделки из природных материалов – это результат, продукт работы.

Я считаю, что основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе закладываются в 1 классе. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок – исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.

Я решила начать исследовательскую деятельность с детьми с урока «Что общего у разных растений ». Потом были тематические уроки: «Кто такие птицы?», «Откуда берутся снег и лёд?», «Что такое радуга?» и другие. Поиск ответов на вопросы приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Учитель на таком уроке не говорит: «Делай, как я», а говорит: «Я рядом с тобой, иди вперёд». Над формированием своих научных убеждений учащихся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создаёт условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшение психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности. Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту?

Осенью я повела детей на экскурсию в сквер на улицу имени Рахова и обратила их внимание на красоту разноцветных клёнов, желтеющих ив, краснеющих рябин. А остановку сделала в достаточно грязном месте. Учащиеся сами обратили внимание, что гармония красоты в природе нарушена действиями людей: бутылки, фантики, пакеты. Увиденное противоречило, вступало в конфликт с миром природы. Стали решать вопросы: «Что можно исправить, как помочь?» Нарисовали рисунки, помечтали: «Было бы хорошо, если бы ... » Так мы вошли в проблемную ситуацию: действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, а выступив в роли «хороших хозяев, мы тем самым обратим внимание, что лучше создавать, а не губить созданное природой, заняться не словами, а делом. Во внимание брались все детские предложения. Определили что направленность будет экологическая. Ребята становились творцами. Каждый сделал эскиз цветника, проект озеленения школьного двора.

Я незаметно сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействия с окружающей средой. Далее возникла необходимость в составлении плана работы. План выглядел так:

  • Сигнал бедствия.
  • Хочу всё знать.
  • Мой самый лучший цветник.
  • Нам нужна помощь.
  • Цвети, Земля.
  • А всё хорошее и есть мечта.

Каждый ребёнок сделал эмблему.

В процессе реализации исследовательской деятельности стало системой про ведения интегрированных уроков. На уроке труда учились вырезать цветы из круга, при этом изучили деление целого на части. На уроке ознакомления с окружающим миром изучали строение растений, необходимые для роста и развития условия, делили растения на культурные, дикорастущие и декоративные культуры. По фотографиям изучали цветники, в справочниках и энциклопедиях искали информацию о цветах. Собирали пословицы, поговорки, загадки, песни, стихи. Рассматривали работы художников. Изучали профессии людей, занятых в озеленении городов.

Интегрированный урок в марте объединил предметный материал окружающего мира, развития речи. Был поднят вопрос о назначении и пользе растений, прежде всего цветов, в озеленении города и значении их в жизни человека.

Этот урок внёс свой положительный момент в создание условий для мотивации к личностно – ориентированной деятельности, к формированию собственных ценностей и смыслов приобретённых знаний.

В апреле прошёл урок – конкурс загадок «Цветок знаю».

Изучив цветы в той мере, в какой смогли учащиеся начальной школы, мы подошли к практической части: как посадить, как вырастить цветы. Стали искать ответ на вопрос: «Можно ли вырастить цветы в классе?» В конце марта посеяли семена астр. Вели наблюдения, поливали.

В конце учебного года был проведён фестиваль цветов.

Я считаю, что педагогическая значимость исследовательской деятельности заключается:

  • открывает возможности формирования жизненного опыта.
  • стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
  • выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
  • реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

В течение этого все ребята познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Я как учитель старалась всё делать так, чтобы учащиеся думали, что делают, придумывают всё сами. Я незаметно сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди меня, помогая им, если они просят об этом.

Личностно-ориентированное обучение возможно в условиях тесного контакта учителя с учеником, взаимного сотрудничества и уважения.

Подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Предлагаемые упражнения затрагивают не только и не столько интеллектуальную сферу, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.

Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными интеллектуальными действиями, школьник приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.

Конкретная помощь преподавателя связана, прежде всего, с созданием дидактических и психологических условий для возникновения и развития у детей самой потребности в самообразовании, стремления к активности и самостоятельности в этом процессе. В работе с учащимися велика роль организации совместной продуктивной деятельности преподавателя и учащихся. Он создает обучающую среду, определяет структуру и логику интеллектуальных отношений и общения, предлагает гибкие и вариантные про граммы при единой линии научного познания, практически е задания на сравнение и рефлексию, опытно-экспериментальную работу, решение задач нового класса, сопоставление разных точек зрения на одно и то же явление, способствуя развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности.