Программа дополнительного образования по информационным технологиям. Студия "Компьютерная страна"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Обучение на основе компьютерных технологий создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс.

Современное образование требует не просто получения учеником от учителя некоторой суммы знаний, а выработки умения самостоятельно мыслить и добывать необходимые знания. Это связано с тем, что условия существования индивида в современном обществе требуют от него готовности к обучению на протяжении всей его жизни. И в этом смысле задача учителя научить ученика учиться, психологически подготовить его к необходимости учиться и переучиваться в любом возрасте.

При решении проблемы интенсификации процесса обучения надо иметь ввиду: во-первых, современную тенденцию к интеграции наук; во-вторых, то, что интегрирующим началом во многом является информатизация, причем не только наук, но и всех сфер жизни и деятельности человека. Это означает, что методы информатики должны пронизывать весь процесс обучения, все предметы, изучаемые в школе.

Для жизни и деятельности в информационном обществе необходимо обладать информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.

Избираемые формы и методы обучения должны воздействовать на процесс освоения знаний обучающимися таким образом, чтобы в течение всего периода обучения актуализировать приобретаемые знания, умения и навыки, составляющие базовую основу предполагаемой компетенции, и провоцировать мотивацию учеников к самостоятельно инициируемому опережающему обучению.

Занятия в студии стимулируют воспитанников к творчеству, к расширению познавательного кругозора. На занятиях учащиеся обмениваются знаниями, умениями и навыками.

Программа студии “Компьютерная страна” рассчитана на 2 года. В студии занимаются 2 группы постоянного состава по 10 человек. Возраст детей от 7 до 10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в группе I-го года обучения и по 3 часа в группе II года обучения. Общее количество часов в год – 144 часа – для первого года обучения и 216 часов – для второго года обучения.

Цели и задачи программы

Основной целью программы является развитие мотивации к творчеству и познанию, а также адаптации учащихся к социуму через обучение их основам информатики и компьютерных технологий и навыкам пользования компьютером.

Предлагаемая программа обучения учащихся ставит перед собой следующие задачи:

  • Сформировать представление о сущности информации и информационных процессов.
  • Развить логическое и алгоритмическое мышление.
  • Познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
  • Привить навыки к творческому подходу в работе.
  • Сформировать навыки использования компьютерной техники как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
  • Развить первоначальные способности ориентироваться в информационных потоках окружающего мира и применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни.
  • Воспитать интерес к информационной и коммуникационной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.

Формы и методы проведения занятий.

Занятия проводятся в виде устных объяснений и с применением компьютерных технологий, выполнения практических заданий в рабочих тетрадях и на компьютерах.

Прогнозируемые результаты и способы определения этих результатов

По окончании первого года обучения:

Учащиеся должны знать:

  • Инструкцию по технике безопасности и правила работы в кабинете информатики.
  • Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров.
  • Краткую историю вычислительной техники.
  • Что такое информация, ее основные свойства.
  • Понятия алгоритма и исполнителя.
  • Виды и способы записей алгоритмов.
  • Алоритмический язык стрелок.

Учащиеся должны уметь:

  • Выделять существенные признаки предметов.
  • Работать с множествами.
  • Кодировать информацию
  • Хранить и организовывать информацию.
  • Обрабатывать, передавать, искать информацию
  • Работать с базами данных.
  • Находить логику в русском языке
  • Находить логику в математике
  • Составлять алгоритмы.
  • Составлять программы на алгоритмическом языке стрелок.

По окончании второго года обучения:

Учащиеся должны знать:

  • Инструкцию по технике безопасности и правила работы в кабинете информатики.
  • Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров.
  • Краткую историю вычислительной техники.
  • Что такое информация, ее основные свойства.
  • Понятия алгоритма и исполнителя.
  • Виды и способы записей алгоритмов.
  • Понятия: отрезок, отрицательные и положительные числа.
  • Понятие о координатной плоскости.
  • Основные команды языка Лого.
  • Правила записи команд и создания программы на языке Лого.

Учащиеся должны уметь:

  • Решать логические задачи.
  • Работать с информацией.
  • Кодировать информацию.
  • Хранить и организовывать информацию.
  • Обрабатывать, передавать, искать информацию
  • Работать с базами данных.
  • Работать с линейкой и на координатной плоскости.
  • Составлять алгоритмы.
  • Составлять программы на языке Лого.
  • Работать с программным обеспечением ЛогоМиры

Методы контроля за этапами освоения программы

В процессе изучения программы для оценки текущей работы используются следующие методы: педагогическое наблюдение, выполнение самостоятельных и контрольных работ в тетрадях и на компьютерах, выполнение проектных заданий по определенной теме и защита своих работ перед группой, участие в конкурсах.

Методическое обеспечение

В ходе обучения информатике по данной программе используется следующий программно-методический комплект:

  1. 3 учебника-тетради для учащихся (2, 3, 4 классов);
  2. методические рекомендации для учителя;
  3. электронное пособие, содержащее учебные программы для уроков со 2 по 4 классы “Страна Фантазия”
  4. Программное обеспечение: “Лого Миры”

Для занятий необходимы компьютеры, сканер, принтер, микрофоны, колонки или наушники, дидактический и раздаточный материал.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в компьютерном классе. Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям; должно быть сухим, светлым с естественным доступом воздуха для проветривания, с хорошо налаженной вентиляцией, по площади, достаточной для проветривания занятий с группой 6 человек (т.е. 2,5 м2 на 1 человека).

За каждым учащимся закрепляется определенное место. Кабинет должен хорошо освещаться естественным светом. В темное время суток общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей.

Занавески рекомендуются светлые, в тон стен. В оформлении кабинета большое значение имеет окрас стен. Стены рекомендуется окрашивать в светлые тона. Это благоприятно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности помещения. Столы с компьютерной техникой должны располагаться такими образом, чтобы корпуса мониторов были направлены от детей.

Постоянное внимание необходимо уделять знанию и соблюдению учащимися правил техники безопасности.

Методика проведения занятий

Занятия в студии проводятся успешно в том случае, если дети заинтересованы, увлечены работой. А это возможно при хорошей организации работы и продуманной методике проведения занятий.

В организации занятий можно выделить следующие этапы работы:

  1. Организационная часть.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Изложение нового материала.
  4. Подготовка к практической работе. Работа в тетрадях.
  5. Физкультминутка
  6. Практическая работа.
  7. Подведение итогов.
  8. Уборка рабочих мест.

На каждом занятии обязательно организуется физкультминутка и после нее практическая работа на компьютере.

Используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические и их сочетания). Рассказ сопровождается демонстрацией плакатов, схем, рисунков.

Содержание разделов и тем первого года обучения. (Приложение 1)

Учебно-тематический план. (Приложение 2)

Список литературы

Для преподавателя:

  1. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие для учителей 2-4 классов – СПб: БХВ-петербург, 2005. С компакт-диском с пакетом педагогических программных средств “Страна Фантазия”.
  2. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие для учителей 5-6 классов – СПб: БХВ-петербург, 2007. С пакетом педагогических программных средств “Страна Фантазия”.
  3. Макарова Н.В. Информатика. Начальный курс – СПб: Питер, 2002.
  4. Макарова Н.В. Методическое пособие для учителей 5-6 классов – СПб: Питер, 2002.
  5. Угринович Н.Д. Gреподавание курса “информатика и ИКТ” в основной и старшей школе. Методическое пособие и компакт-диск с программным обеспечением. БИНОМ. 2005.

Для учащихся:

  1. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Учебник-тетрадь по информатике для 2 класса – СПб: БХВ-Петербург, 2005.
  2. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Учебник-тетрадь по информатике для 3 класса – СПб: БХВ-Петербург, 2005.
  3. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Учебник-тетрадь по информатике для 4 класса – СПб: БХВ-Петербург, 2005.
  4. Макарова Н.В. Информатика. Начальный курс – СПб: Питер, 2002.
  5. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. Программирование в среде Logo. Факультативный курс. СПб: БХВ-Петербург, 2004.
  6. Угринович Н. Д. Информатика. Базовый курс. Бином. Лаборатория знаний, 2006/