Урок по биологии в 8-м классе: "Звук: источники, восприятие, передача"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • сформировать знания о строении и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии;
  • рассмотреть строение и функции наружного среднего и внутреннего уха, преобразовании звуковой энергии в механическую;
  • сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о воздействии шума на организм.

Оборудование: камертон, таблица “Строение слухового анализатора”, аудиозапись “Лунная соната” Л.В.Бетховена, карточки-задания, инструктивные карточки, компьютер, экран, учебник “Биология. Человек. 8-й кл”. Драгомилов А.Г. Маш Р.Д.

ХОД УРОКА

Девиз: “Нет ничего более практичного, чем хорошая теория”

Л.Больцман

I. Вступительное слово.

(Грамзапись) Человек живет в мире звуков: пение птиц, шум леса, звуки города, звуки музыки.

II. Сообщение темы и задач урока.

(Обращаюсь к плану на экране).

План.

1. Что является источником звука?
2. Как звук воспринимается.
3. Передача звука.
4. Шум и его влияние на здоровье человека.

III. Изучение нового:

1. Что же является источником звука? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к эксперименту. Перед вами камертон – устройство, представляющее собой изогнутый металлический стержень. Я ударяю! Что слышите? (Звук). Почему он возник? (Звук несет колеблющийся стержень, т.е. колеблющееся тело, звук негромок.) Можно его усилить? Поставлю на деревянный ящик, он называется резонатором, ударяю. Усилился звук? Стенки ящика начинают колебаться, усиливая звук. Ответили на вопрос, что же является источником звука? (Колеблющееся тело). Звук это волна. Ухо человека воспринимает колебания от 16000-20000ГЦ.

2. Как звук воспринимается? Что служит приемником звука у человека? (Орган слуха).

Узнаем как устроен орган слуха у человека (обращаюсь к схеме на экране). Орган слуха состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха.

3.Самостоятельная работа в группах. (Класс разбит на три группы. Каждая получает инструктивную карточку со своим заданием. 1гр. – изучает строение наружного уха, используя текст учебника; 2 гр.– строение среднего уха; 3гр. – строение внутреннего уха.)

4. Отчет групп о проделанной работе.(Рассказ у доски, используя таблицу, о строении каждого отдела органа слуха.)

5. Работа в тетрадях. Построение схемы.

6. Как передается звуковая волна? Чтобы узнать это выполните самостоятельную работу: Прочитайте текст учебника на стр.204.Составьте схему передачи звука в органе слуха, используя наборы карточек на столе.(Проверка работ, используя компьютер)

Вывод: Звуковая волна проходит через наружный звуковой проход ,ударяя по барабанной перепонке, заставляют ее колебаться. Колебания передаются в среднее ухо: молоточку, наковальне, стремечку, затем– овальному окну, потом жидкости в улитке и рецепторам.

Работа в тетради:

Схема передачи звука в органе слуха.

IV. Закрепление пройденного.

Самостоятельная работа в группах по заданиям:

1.гр. Из каких частей состоит слуховой анализатор.

2.гр. Будут ли восприниматься звуковые волны из окружающей среды, если повреждена какая-либо часть анализатора? Ответ обоснуй.

3.гр. Частота колебаний крыльев колибри 35-50ГЦ. Будет ли слышен полет колибри?

Проблемные задания:

1.гр. Многим знакома потрясающая по эмоциональному накалу сцена, когда Гамлету является призрак отца и рассказывает о совершенном злодеянии:

…Когда я спал в саду в свое послеобеденное время,
В мой уголок пробрался дядя твой
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой,
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживая кровь как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной. Сплошной лишай
Покрыл мгновенно пакостной и гной
Коростой, как у Лазаря, кругом
Всю кожу мне.
Итак, был рукою брата я во сне
Лишен короны, жизни, королевы

Прав или не прав с точки зрения врача был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли так быть в действительности?

2 гр. На одном заводе имел место такой случай. Один кузнец в обеденный перерыв захотел отдохнуть и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно – спящий кузнец оглох.

В чем причина внезапно наступившей глухоты?

Каков ее механизм?

3 гр. При стрельбе, при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?

(Проверка. Отчет групп)

V. Музыкальная пауза.

У некоторых людей восприятие звука затруднено. Так Людвиг Ван Бетховен, будучи глухим, слушал музыку с помощью трости, одним концом он опирался на рояль, держа другой в зубах. Послушайте “Лунную сонату”, Бетховен написал эту музыку будучи глухим. Возможности человека беспредельны, даже тяжелый недуг не помеха. Человек должен стремиться к поиску нового, к совершенству.

VI. Шум, его влияние на человека.

1.Сообщение уч-ся о воздействии шума на организм человека.(компьютерная поддержка)

2.Предложите меры по борьбе с шумом? Что каждый из вас может сделать по борьбе с шумом?

3.Вывод: Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Страдает и сердечно – сосудистая система.

Закрепление изученного. Выполняются тестовые задания в тетради: “Выберите правильное суждение”

  1. Орган слуха расположен в височной кости и состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
  2. Наружное ухо состоит из слуховой трубы и ушной раковины.
  3. Наружное ухо улавливает и проводит звуковые колебания.
  4. Барабанная перепонка находиться на границе между средним и внутренним ухом.
  5. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой.
  6. Среднее ухо соединено с носоглоткой с помощью слуховой трубы.
  7. Слуховые косточки это рецепторы слухового анализатора.
  8. Внутреннее ухо представляет систему полостей и извитых канальцев.
  9. Полость внутреннего уха заполнена воздухом.
  10. Зона слуховой чувствительности расположена в височной доле коры мозга.
  11. Громкие шумы вызывают потерю эластичности барабанной перепонки.

VII. Итог урока.

Что нового узнали? Мы сегодня учились понимать, сравнивать, делать выводы. Для этого нужна теория. “Нет ничего практичного, чем хорошая теория”, говорил Людвиг Больцман. В 9 классе вы продолжите изучать звуковые явления на уроках физики.

VIII. Домашнее задание.

Проработав материал § 54, составьте правила гигиены органа слуха.