Неполные квадратные уровнения. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Тип урока – закрепление и обобщение решения неполных квадратных уравнений.

План урока:

  1. Организационный момент. (3 мин.)
  2. Запись домашнего задания. (2 мин.)
  3. Проверка домашнего задания. (5 мин.)
  4. Применение решения квадратных уравнений общего вида и основных видов неполных квадратных уравнений с обобщением способов решения неполных квадратных уравнений. (15 мин.)
  5. Тренировочные задания из учебника. (5 мин.)
  6. Самостоятельная работа с проверкой в классе. (10 мин.)
  7. Подведение итогов урока. (5 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Запись домашнего задания:

№ 418 (2, 4, 5), 422 (2), 423 (2), 712 (2, 4).

III. Проверка домашнего задания с элементами опроса:

№ 417 (2, 4, 6, 8) – устно (2 ученика из слабой группы)

 1) х2=0
 х=0
Ответ: х=0.
  2) 3х2=0|:3
х2=0
х=0
Ответ: х=0.
  4) 9х2=81|:9
х2=9
х1,2=±3
Ответ: х1,2=±3
         
6) 6х2-27=0
х2=27
х1,2=±3√3
Ответ: х1,2=±3√3
  8) 0,01х2=4|:0,01
х2=400
х1,2=±20
Ответ: х1,2=±20
   

№ 420 (2,4) – письменно (выходит ученик из средней группы в то время, пока идет устная проверка, он воспроизводит по своей тетради уже решенное дома задание, затем объясняет свое решение всему классу и учителю. Учитель комментирует решение ученика по мере необходимости).

 2) 9-х2/3 = 1|:3
9-х2=3
х2=9-3
х2=3
х1,2=± 3
Ответ: х1,2=±√3
  4) 3=9х2-4 /4 |:4
2-4=12
2=12+4
2=16|:9
х2=16/9
х1,2=±√16/9
х1=4/3=1 1/3;
х2=-1 1/3
Ответ: х1,2=± 1 1/3

IV. Применение решения квадратных уравнений общего вида и основных видов неполных квадратных уравнений с обобщением способов решения неполных квадратных уравнений.

  1. повторение общего вида квадратного уравнения: ах2+bх+с=0 и основных видов неполных квадратных уравнений: ах2+bх =0: ах2+с=0 с указанием равных 0 коэффициентов.
  2. обобщение способов решения неполных квадратных уравнений с использованием алгебраических записей – соответствующий пример. (Объяснение способов решения учениками из средней группы на доске с комментариями учителя и одновременной записью остальными учащимися в тетрадях.)
ах2=0|:а
х2=0
  ах2+bх=0
х(ах+b)=0
  ах2+с=0
ах2=-с|:а
х=0   х1=0 или ах+b=0
ах=-b
х2=- b/а
  х2=- с/а
свелось к уравнению вида х2=d

V. Тренировочные задания из учебника с проверкой на доске

№ 418 (1, 3, 6)

х2-7х=0   2=3х
2-3х=0
х(5х-3)=0
  2+1=0
2=-1|:9
х2=- 1/9
- 1/9<0, нет действительных корней.
Ответ: нет действительных корней.
х1=0 или х-7=0
х2=7
   
Ответ: х1=0, х2=7   х1=0 или 5х-3=0
5х=3|:5
х2=3/5
х2=0,6
 
  Ответ: х1=0, х2=0,6  

VI. Самостоятельная работа для основной группы учащихся.

  1. Запишите квадратное уравнение, у которого первый коэффициент 3 (-5), второй коэффициент -5 (3), свободный член 0.
  2. Запишите квадратное уравнение, у которого первый коэффициент 1 (-1), второй коэффициент и свободный член -2 (-3).
  3. Запишите неполное квадратное уравнение, у которого первый коэффициент -5 (-3), свободный член равен 45 (12) и решите его.
  4. Запишите неполное квадратное уравнение, у которого первый коэффициент 3 (5), свободный член равен 5 (7) и решите его.

Решение: 

I вариант
  1. 2-5х=0
  2. х2-2х-2=0
  3. -5х2+45=0
  4. 2+5х=0
  II вариант
  1. -5х2-3х=0
  2. 2-3х-3=0
  3. -3х2+12=0
  4. 2+7х=0

Проверку осуществляют 2 ученика из сильной группы

VII. Подведение итогов урока.

Список литературы:

  1. Алгебра. Учебник для 8 кл. общеобразоват. Учреждений. Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. 11-е издание, М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2008.