Обособленные обстоятельства

Разделы: Русский язык


Оборудование урока 1) Мультимедиапроектор,интерактивная доска

2) С.И. Ожегов "Словарь русского языка"

3) Опорные карты для дифференцированного контроля

4) Электронный тренажер "Репетитор по русскому языку "Кирилла и Мефодия"

5) Обобщающие таблицы (слайды)

6) Компакт-диск "Русский язык.Сборник дифференцированных заданий", 8-9кл.

Деятельность класса Деятельность учителя
Этапы урока
индивидуальная групповая коллективная
1. Организация класса. 1. Индивидуальная работа с текстом, записанном на интерактивной доске, по плану

2. Работа с толковым словарем С.И. Ожегова. Найти значение слова "зычный".

     
2. Проверка домашнего задания.

Упражнение 325, 328.

Теоретический материал параграфа 30.

Повторяем орфографию "Не с различными частями речи".

Тематический тестовый контроль (разноуровневый).

Проверка по ключу, самооценка. Взаимопроверка с использованием ОК.

Взаимопровер-ка

  Выборочное выставление оценок за выполненную домашнюю работу.

Индивидуальный контроль.

Выставление оценок.

3. Актуализация опорных знаний и умений для совершенствованипунктуационных навыков. Анализ стилистических и синтаксических особенностей текста "Журавли" (по И.Соколову-Микитову).   Дополнения к ответу ученика.  
4. Целеполагание для учащихся.

Задачи урока.

       
5. Усвоение нового материала.

Работа с учебником (Примечание параграф 30).

    Запись предложений с несколькими деепричастными оборотами (текст "Журавли" по И. Соколову-Микитову). Направляющая

Вопросы для пунктуационного анализа, помощь в обобщении, подведение к умозаключению.

         
6.Обобщение правил постановки знаков препинания в предложениях с несколькими д.о.     Обобщение изученного. Использование обобщающей таблицы.

(Слайд)

7.Анализ языкового материала (роль деепричастий в тексте).     Ответы на вопросы учителя, дополнения к ответам Вопросы для анализа синтаксических и стилистических особенностей текста.
8. Закрепление изученного материала с использованием электронного тренажера Работа на П К   . Выявление затруднений учащихся, коррекция.
9. Тематический тест по культуре речи "Употребление деепричастного оборота". Выполнение тестов.     Выявление затруднений, коррекция знаний.
10. Итоги урока. Самооценка.      
11. Домашнее задание. Параграф 30 с примечанием. Написать сочинение-миниатюру "Тайны природы" с использованием обособленных обстоятельств.        

Цели урока:

  • Образовательные: совершенствовать пунктуационные умения и навыки учащихся при обособлении деепричастий и деепричастных оборотов в предложениях с несколькими деепричастными оборотами; повторить правила правописания НЕ с различными частями речи, способствовать овладению правильной литературной речью в устной и письменной форме.
  • Развивающие: продолжить развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, формирование приемов языкового анализа и обобщения, понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе языковой системы.
  • Воспитательные: воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию, формирование умений видеть красоту окружающего мира средствами языка.

Оборудование урока:

1. Опорные карты "Правописание НЕ с различными частями речи"

2. Обобщающие таблицы

3. Интерактивная доска, мультимедиапроектор.

4. С.И. Ожегов "Словарь русского языка".

5. Компакт-диск "Русский язык. Сборник дифференцированных заданий, 8-9 классы".

6. Электронный тренажёр "Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия".

Тематика урока: Мир родной природы

Русский язык необыкновенно богат
для выражения явлений природы.
В.Г.Белинский

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Вступительное слово учителя.

II. Задания для индивидуальной работы.

1. Анализ текста, записанного на интерактивной доске, по плану.

Каждый год над м..рями и широкою степью над светл.. реками и син.. лесами летят на свою родину в..сной журавли возвр..щаясь из теплых стран на р..дное б..лото.

В самых (не)доступных местах устра..вают гнёзда эти птиц: Вод..т  в..сной журавли в..сёлые хороводы соб..раясь в круж..к машут крыльями.

Приложение.

Слайд.

Определить тему текста и средства, позволяющие это сделать.

Определить тип текста (описание, повествование, рассуждение).

Указать синтаксические особенности теста (количество предложений, преобладающие типы предложений, способ связи предложений в тесте).

Отметить средства связи частей текста (порядок слов, логическое ударение, лексические повторы, местоимения, союзы).

Определить стиль текста, отметить влияние речевой ситуации на выбор стиля, стилистические средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).

Орфографический и пунктуационный комментарий.

2. Работа с толковым словарем (определить значение слова "зычный" ( голос).

III. Проверка домашнего задания.

1. Взаимопрверка письменного упражнения с использованием опорных карт.

2. Разноуровневый тематический тестовый контроль "Правописание НЕ с различными частями речи".

Самопроверка по ключу.

Самооценка.

3. Итоги проверки домашнего задания.

V. Актуализация опорных знаний и умений для совершенствования пунктуационных навыков.

1. Устный анализ текста, данного на интерактивной доске по плану.

Выступление учащегося с анализом текста.

Анализ стилистических и синтаксических особенностей текста:

- Каков ритм текста? С помощью каких синтаксических конструкций добивается этого автор?

- Ритм текста плавный, неторопливый, связанный с употреблением однородных членов, сложных предложений. Завершает текст деепричастный оборот.

- Какова роль деепричастного оборота в конце текста?

- Для интонационного завершения развернутых конструкций, отличающихся напевными ритмами, часто используются деепричастные обороты.

VI. Целеполагание для учащихся.

Слайд.

- Прочитайте еще раз тему урока.

- Что такое обстоятельство?

- Какие члены предложения называются обособленными?

- Как связана тема урока с деепричастиями и деепричастными оборотами?

- Может ли в одном предложении быть несколько деепричастных оборотов?

- Сформулируем задачи нашего урока:

Научиться расставлять знаки препинания в предложениях с несколькими деепричастными оборотами.

Научиться правильно употреблять обособленные обстоятельства в своей речи.

IV. Усвоение нового.

Запишем предложение:

/Прилетев на место/, журавли опускаются на воду и, /распахнув ее грудью/, жадно напиваются.

- Обособленные обстоятельства отделяются от остальных членов предложения заметными паузами.

- Понаблюдаем за интонацией

предложения, когда обособленное обстоятельство стоит после союза И.

- Первая пауза здесь не обозначается знаком препинания, она соединяет два однородных сказуемых

- Значит, в обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, можно полагаться только на интонацию?

- Нет. Нужно уметь четко определять границы деепричастного оборота.

2. Записываем следующее предложение:

Спят журавли стоя,аложив голову под крыло/ и /выставив по краям сторожей/.

- Здесь союз и соединяет два однородных обстоятельства

- В предложении есть еще одиночное обстоятельство стоя. Оно не обособленное. Почему?

3. Работа с учебником. Чтение примечания к параграфу 30.

Вывод с использованием слайдов.

  • Стоя
  • Лежа
  • Крадучись
  • Не глядя

Записываем третье предложение.

Объясняем значение слова "зычным" (ученик, работавший с толковым словарем)

Эти сторожа только дремлют,/не закладывая головы под крылья/,и,/заметив опасность/, зычным криком будят товарищей.

- Что соединяет союз И в данном предложении?

- Объясните постановку знаков препинания.

VIII. Обобщение изученного с использованием слайдов.

- Итак, что нужно делать, чтобы не ошибиться в постановке запятых в предложениях с несколькими обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами?

- Найти сказуемое, к которому относится деепричастный оборот.

Четко определить границы деепричастного оборота.

Определить, что соединяет союз И.

IX. Анализ стилистических и синтаксических особенностей текста.

- Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Докажите, что это продолжение уже проанализированного текста.

- Каков ритм второй части текста?

- Динамичный.

- Что придает динамичность данному тексту?

- Обилие деепричастных оборотов. Текст богат словами движения, действия.

- При изображении напряженной ситуации деепричастный оборот, будучи поставленный в начале предложения, оказывает влияние на усиление динамики всего повествования.

- А так ли важен нам динамический строй языка писателя?

- Наблюдая за языком писателя, мы учимся составлять свои тексты.

X. Работа с эпиграфом урока.

Обратим внимание на эпиграф урока.

Прочитаем его еще раз.

Теперь, я думаю, стали понятнее слова В.Г.Белинского.

Действительно, мы убедились в том, что для всего в русском языке есть свое слово.

XI.Закрепление изученного.

1. Использование электронного тренажёра "Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия".

2. Выполнение тестового задания по культуре речи "Употребление деепричастного оборота". Проверка пунктуационных навыков.

XII. Итоги урока.

XIII. Домашнее задание.

Параграф 30, примечание: написать сочинение-миниатюру "Тайна природы", используя обособленные обстоятельства.