Внеклассное мероприятие по природоведению. 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Цель мероприятия: создание условий для повышения уровня познавательной активности учащихся 5 классов через внеурочную деятельность

Задачи:

  • развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла
  • создать условия для комплексного использования ранее полученных знаний
  • учить работать в группе на общий результат
  • расширять кругозор
  • воспитывать чувство сопричастности, “плеча”

Оборудование:

  • компьютер
  • проектор
  • карточки с заданиями

Ход мероприятия

Огромный океан неведомого окружает нас.
И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа.
В.А. Обручев

А эпиграфом нашего мероприятия я предлагаю взять слова великого русского путешественника Николая Михайловича Пржевальского.

А еще жизнь хороша тем,
что можно путешествовать!
Н.М. Пржевальский.

Кто из нас не мечтает о путешествиях? Новые земли, города. Но путешествия – это не только открытия, это трудности, необходимость быстро принимать решения, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это мы узнаем, если правильно подскажем путешественнику географические названия.

Задание: Презентация. Слайд 2. Соотнесите название науки с объектами изучения.

А чтобы самим полнее ощутить радость познания, мы отправимся с вами сегодня в морское путешествие. В ходе этого путешествия мы сможем обобщить и применить знания о нашей планете,

1-й конкурс “Как вы судно назовете – так оно и поплывет”. Сслайд 4.

Капитан Врунгель считал, чтобы плаванье было удачным, нужно правильно назвать свое судно.

Перед Вами макеты ваших кораблей, вы должны будете дать им название и выбрать капитана.

Бороздя воды океана знаний, вы будете получать кусочки карты за каждое выполненное задание. Выиграет та команда, которая быстрее соберет свою карту.

Итак, отважные путешественники, мы прошли предстартовые испытания и можем отправляться в путь. Желаем вам семь футов под килем!

2-й конкурс. Слайд 5.

Представьте, что перед вами простирается безбрежная водная гладь. И нам необходимо пересечь ее. С самой глубокой древности ориентирами путникам служили небесные тела.

А какие, мы узнаем, ответив на следующие вопросы (за правильные ответы учащимся вручаются жетоны):

Тест. Слайд 6–11.

3-й конкурс. Соберите карту звездного неба.

У вас в конвертах карта звездного неба. Расположи планеты, в порядке удаления от Солнца.

Мы определили свое местоположение и отправляемся дальше.

4-й конкурс. Слайд 12.

Прямо по курсу я вижу какую-то бутылку. Возьмем ее на борт. Да это же бутылочная почта!

А, вы знаете, что бутылочная почта была изобретена Христофором Колумбом, тем самым, который открыл Америку. Возвращаясь обратно, его эскадра попала в сильный ураган. Опасаясь гибели кораблей, Колумб написал отчет о путешествии, адресовав его испанской королеве, вложил его в скорлупу кокосового ореха, а орех – в просмоленный бочонок, и бросил в море. Так было положено начало "бутылочной почте". Послание достигло берегов Испании через … 358 лет, бочонок выловили в 1850 году испанские рыбаки

(Учитель достает бутылку, из нее – бумагу с “посланием”). Документ сильно попорчен морской водой, но некоторые слова можно разобрать. Давайте попробуем восстановить текст документа, вписав пропущенные слова.

Анкета нашей планеты _____(Земля)

  1. Форма______ (Шар)
  2. Естественный спутник Земли ___________(Луна)
  3. Кто первым увидел 3еммлю из космоса ____Ю.Гагарин
  4. Если на Землю смотреть из космоса, она имеет цвет, потому что____(голубой, т.к. большую часть занимают моря и океаны)
  5. Время оборота вокруг собственной оси_______(24 час)
  6. Время обращения вокруг Солнца _______(1 год – 365 дней…)
  7. Число полюсов _______(2)_
  8. Число материков _____(6)
  9. Самый большой материк ___(Евразия)
  10. Самый большой океан_____(Тихий)

5-й конкурс. Слайд 13.

Вы успешно справились с этим заданием, и на горизонте показался какой-то остров. Да это же “Остров Эксперимент”! Здесь вы должны будете показать свои практические умения. Какими методами изучают природу? (Эксперимент, наблюдение, измерение.)

Продемонстрируйте опыт: горящая свеча накрывается стаканом.

Ответьте на вопросы: почему погасла свеча? Какой газ поддерживает горение? В чем уникальная особенность атмосферы Земли? Какую роль сыграла эта особенность для планеты?

Мы живем в озоновом одуванчике. Земля – одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. И только осознав всю уникальность и хрупкость Земли, мы научимся бережно относиться к нашей планете.

6-й конкурс. Слайд 14.

Всегда ли наша планета была такой, какой мы привыкли ее с вами видеть, и всегда ли на ней была жизнь?

Где началось развитие жизни и когда? (в воде, 3,5–3,8 млрд лет назад)

Перед вами картины жизни на земле в разные периоды. Составьте из них “ленту времени”, расположив их в хронологическом порядке.

В последнем конкурсе приглашаются принять участия наши капитаны, которые должны будут доказать, что они достойны доверия, которое им оказал экипаж, выбрав их в свои лидеры. Ведь от капитана зависит, каким курсом пойдет корабль, сможет ли избежать препятствия и коварные ловушки.

Перед вами “волшебный квадрат” слайд 15.

Вы по очереди выбираете вопрос.

– Если игрок не дал правильный ответ, то ответить может другой участник.
Среди секторов игрового квадрата есть:
– счастливый случай (за правильный ответ игрок получает сразу 3 жетона)(12)
– бермудский треугольник (блиц из 3 вопросов, игрок получает 1 жетон за каждый правильный ответ). (5)
– игрок может воспользоваться помощью болельщиков, (8, 15)
– черный сектор – переход хода (игрок лишается 1 жетона).

Итак, все в ваших руках. Положитесь на свою интуицию и знания.

Наше путешествие подошло к концу.

Из кусочков, которые вы собрали в своем путешествии, соберите карту. Куда же Вы попали. Что можете рассказать об этом материке.

Спасибо вам за активную работу на уроке. Успешных вам путешествий по морю знаний!

На память о сегодняшнем путешествии мы дарим вам эти открытки. На них написано пожелание “Семь футов под килем!”, и это означает, что мы желаем вам успешного плавания по морю знаний.

Приложение. Песня о названиях кораблей.

Приложение. Шум моря.

Литература:

  1. Золотникова Э.Г. “Урок окончен – занятия продолжаются”, М., Просвещение, 1992 г.
  2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А., “Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни”, Волгоград, учитель, 2003 г.