Библиотечный урок. С.И. Ожегов – создатель "Толкового словаря русского языка"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»


Цель:

  • представить учащимся имя С.И. Ожегова, значимость основного труда его жизни - "Словаря русского языка";
  • расширить знания о типах словарей;
  • закрепить навыки пользования различными словарями и знания некоторых понятий и терминов, полученные на уроках русского языка;
  • способствовать проявлению учащимися внимательности и активности.

Оборудование.

1. Различные словари, в том числе:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник.-М.: Русский язык, 1989.
  2. Большой толковый словарь иностранных слов в 3 т. Т.1, 2 /сост. М.А. Надель-Червинская, П.П. Червинский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  3. Большой энциклопедический словарь в 2 т. Т.1/гл. ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская энциклопедия, 1991.
  4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия.- М.: ЭКСМО, 2004.
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- 4-е изд., доп.- М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2003.
  6. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: для учащихся средней школы.- 38-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1984.
  7. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. - 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002.
  8. Энциклопедический словарь юного физика/сост. В.А.Чуянов. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Педагогика-Пресс, 1995.

2. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

3. Электронная презентация.

Ход урока

1. Организационная часть урока.

На столах у учащихся - языковые словари, указанные в оборудовании.

Презентация не включена.

Обращаюсь к детям:

- на уроке вас ждёт кроссворд, будьте внимательными, материал урока поможет в разгадке кроссворда.

2. Основная часть урока.

Прошу учащихся назвать словари, с которыми они уже успели поработать при подготовке к урокам в школе (в основном они перечисляют лингвистические словари и, конечно же, называют имя С.И. Ожегова).

Включить показ слайдов.

1 слайд.

Обозначить тему и цель урока.

2 слайд.

Остановиться на высказывании Анатоля Франса о словаре: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь - это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё" [7, c.3].

Предложить учащимся самим сформулировать, что такое словарь.

3 слайд.

Приступить к выполнению заданий, указанных на слайде:

  • в "Словаре синонимов русского языка" найти синонимы слова "словарь";
  • в "Толковом словаре русского языка" В.И. Даля найти толкование слова "лексикон";
  • в "Большом толковом словаре иностранных слов" найти слово "вокабулярий";
  • в "Школьном этимологическом словаре русского языка" найти слово "лексика";
  • в "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова найти толкование слова "словарь".

Выяснить, что такое словарная статья (главка словаря, посвящённая отдельному слову или фразеологизму, вынесенному в её заглавие).

Зачитать поочерёдно словарные статьи разных словарей.

Подчеркнуть, что каждый из использованных словарей выполняет свою определённую функцию, даёт информацию о слове соответственно своему назначению.

Что же нам рассказали словари о слове "словарь"?

Слово "словарь" имеет два значения, заимствовано нами из французского языка в

XIX веке, а во французский язык слово пришло из греческого языка. Когда-то в русском языке вместо слова "словарь" говорили: словник, речник, словотолковник, лексикон, вокабулярий.

4 слайд.

Учащиеся должны назвать два основных типа словарей: языковые и энциклопедические, а затем определить их особенности.

Информацию на слайде открыть щелчком уже после того, как дети неточно отвечают на поставленный вопрос или в подтверждение их ответов.

Языковые словари учащиеся уже называли. Для сравнения показать им, например, "Большой энциклопедический словарь", "Энциклопедический словарь юного физика". Сравнить словарные статьи с заглавным словом "звук" в словаре Ожегова и в указанных энциклопедических словарях.

Для экономии времени словарные статьи зачитать библиотекарю, а детям сделать выводы:

  • у Ожегова мы находим форму слова "звук" в родительном падеже, указание на то, что данное существительное мужского рода и толкование слова в двух значениях;
  • в "Большом энциклопедическом словаре" кратко толкуется не слово, а понятие звука как физического явления;
  • в "Энциклопедическом словаре юного физика" это понятие в области физики описано очень подробно.

5 слайд.

Определить основные правила пользования словарями.

Чтобы получить помощь от словарей, недостаточно знать о том, какие словари существуют, нужно уметь ими правильно пользоваться. Кратко остановимся на основных правилах пользования словарями.

  1. Прежде чем обращаться к словарю, сформулируйте свой запрос: в зависимости от вашего запроса следует выбирать тип словаря.
  2. Чтобы впустую не тратить время на поиски нужной справки, следует внимательно прочитать предисловие. Оно является очень важной частью словаря: из предисловия можно узнать, как построена словарная статья.
  3. Не поленитесь ознакомиться с условными обозначениями и сокращениями словаря, иначе некоторые сокращения статьи могут быть непонятными.
  4. Для экономии времени при работе с энциклопедическим словарём используйте оглавление словаря и указатели: именной и предметный.
  5. В некоторых словарях есть различного рода приложения. В приложениях размещают правила, формулы, таблицы единиц измерения и др.

6 слайд.

Напомнить учащимся имя Владимира Ивановича Даля, автора "Толкового словаря живого великорусского языка".

Подчеркнуть, что ничего подобного нет ни у какого другого народа, кроме нашего. В словаре Даля большое количество народных (просторечных) слов, диалектизмов, терминов разных ремёсел и профессий. "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даля позволяет проследить историю не только русского языка, но и историю всего нашего Отечества. Сейчас множество слов, вошедших в этот словарь, не употребляется в современном русском языке, поэтому словарь Даля называют ещё своеобразным музеем русского слова. Характер и назначение своего словаря Даль объяснил в особом примечании-эпиграфе к нему: "Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчинённых".

7 слайд.

Познакомить учащихся с именем Д.Н. Ушакова, составителя 4-томного "Толкового словаря русского языка", среди авторов которого был и С.И. Ожегов. Кроме того, Ушаков является автором самого популярного орфографического словаря русского языка.

8 слайд.

Привести биографические сведения о С.И. Ожегове.

Ожеговы - фамилия уральская. Она происходит от слова "ожег" (с ударением на О) - так в старину называлась палка, которую окунали в расплавленный металл, чтобы определить степень его готовности к разливке.

Сергей Иванович говорил своим детям, что они все происходят от одного из демидовских крепостных. Достоверно известно, что дед Сергея Ивановича более полувека работал на Екатеринбургском заводе, имел четырнадцать сыновей и дочерей, и все они получили высшее образование. Выходит, тяга к знанию, к науке у Ожеговых - фамильная черта.

В 1918 году после окончания гимназии С.И. Ожегов поступил в Петроградский университет на филологический факультет. Но учиться не пришлось: началась Гражданская война, и он уходит в Красную армию. После войны Ожегов возвращается в университет, хотя ему предлагают учиться в военной академии. Сергей Иванович окончил университет в 1926 году, но еще до этого стал "своим" в небольшом кругу ленинградских лингвистов, познакомился с московскими коллегами: В. Виноградовым и Д. Ушаковым. Особенно важным было знакомство с Дмитрием Ушаковым, который привлёк Ожегова к своей работе над "Толковым словарём русского языка". Ожегов переезжает в Москву. Именно здесь складывается его научная карьера. В коллективе авторов четырёхтомного словаря Ушакова он занял ведущее место: в словаре ему принадлежит 33,55% текста. Немало сил отдал Ожегов работе над "Словарём к пьесам А.Н. Островского".

В процессе работы над словарём Ушакова у Ожегова возникла идея создания однотомного словаря для самого широкого использования, работу над которым он начал накануне Великой Отечественной войны. В эвакуацию из Москвы он не уезжал: не верил, что немцы могут взять её. Во время войны он работал в Институте языка и письменности. Грандиозную работу над словарём ученый практически проделал в одиночку. Начиналась она, правда, как коллективная, но постепенно соавторы Г. Винокур и В. Петросян от нее отходили. Несмотря на то, что их вклад в работу (так же, как и вклад главного редактора академика С. Обнорского) был чисто номинальным, Ожегов посчитал этически необходимым упомянуть их как участников подготовки первого издания словаря, вышедшего в 1949 году.

Ожегов почти до конца жизни работал над словарем: вносил доработки и совершенствовал его структуру. Ожегов понимал, что язык - явление живое, меняющееся, и большое удовольствие доставляли ему наблюдения за этими переменами. Под его редакцией выходили интереснейшие сборники "Вопросы культуры речи". Он также организовал в Институте русского языка своеобразную "Скорую помощь" по телефону (тысячи людей звонили и получали немедленные консультации по самым сложным языковым вопросам).

9 слайд.

Определить место Н.Ю. Шведовой в работе над "Словарём русского языка" С.И. Ожегова.

После смерти Ожегова над пополнением и редактированием "Словаря русского языка" (c 9-го по 23-е издание) постоянно работала Наталия Юльевна Шведова.

Благодаря труду Н.Ю. Шведовой с 1972 по 1991 гг. вышло 15 изданий словаря. С 1991 года однотомный "Толковый словарь русского языка" выходит как произведение двух авторов - С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

В настоящее время словарь Ожегова - это единственный однотомный словарь, охватывающий современную лексику русского языка. Последнее издание значительно дополнено: словарь включает 80 тысяч словарных единиц, снабжен подробными сведениями о правилах русского словоизменения и соответствующими таблицами.

10 слайд.

Закрепить материал урока и материал, изученный ранее на уроках русского языка по теме "Лексика" - решить кроссворд. Но прежде поработать над поиском слова

"кроссворд" по заданию на 11 слайде.

11 слайд.

Найти слово "кроссворд" в словаре Ожегова С.И., в словаре иностранных слов, в этимологическом словаре русского языка.

Внимательно прочитать и осмыслить словарную статью, поочерёдно чётко зачитать словарную статью каждого словаря.

Работа учащихся.

В чём различия словарных статей использованных словарей? Какова задача словаря Ожегова? Сделайте вывод.

  • Словарь Ожегова растолковывает слово "кроссворд", даёт форму родительного падежа, указывает род данного слова, приводит образованное от существительного "кроссворд" прилагательное мужского рода, окончания прилагательного женского и среднего родов.
  • Словарь иностранных слов указывает, что пришло слово "кроссворд" из английского языка, образовано оно от сложения двух основ крест + слово, далее разъясняет значение.
  • Этимологический словарь говорит нам, что заимствовано слово "кроссворд" из английского языка в первой трети ХХ века и складывается из двух основ перекрёстный + слово.

Вывод: словарь Ожегова является толковым, его задача как можно полнее сказать о значении слова. Поэтому для уточнения значения слова, вполне достаточно словаря Ожегова. Другие два словаря тоже чётко выполняют свои функции, и, если есть необходимость получить более полное представление об искомом слове, лучше воспользоваться несколькими словарями, которые хорошо дополнят друг друга.

12-32 слайды.

Решить кроссворд. Похвалить наиболее активных учащихся.

3. Заключительная часть урока.

33 слайд.

Подчеркнуть значимость "Толкового словаря русского языка" С.И. Ожегова через высказывание К.И. Чуковского: ": я верю, что созданный им чудесный словарь сослужит великую службу многим поколениям" [9, с.74].

Пожалуй, нет ни одного школьника в России, который бы не обращался за помощью к словарю Ожегова. Поэтому слова К.И. Чуковского о значении словаря, созданного С.И. Ожеговым, являются как нельзя кстати.

Сделать общие выводы по теме урока. В каких случаях следует обращаться к словарям?

Возможные ответы учащихся:

  • словари нужны, чтобы выполнить задания к различным урокам;
  • словари нужны, чтобы понять значения слов, узнать их происхождение, уточнить их написание, произношение;
  • словари нужны, чтобы наша речь стала ярче, а словарный запас богаче, чтобы не уподобиться персонажу И.Ильфа и Е.Петрова Эллочке Щукиной из "Двенадцати стульев": "Словарь Вильяма Шекспира, по подсчёту исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени "Мумбо-Юмбо" составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью" [4, c.216] .

Оценить работу учащихся на уроке.

Список использованных документов.

1. Василенко В. Рыцарь и хранитель родной речи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.speakrus.ru/articles/ojegov.htm.

2. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru. wikipedia.org.

3. Знаменитости: Сергей Иванович Ожегов (22.09.1900-15.12.1964). Биография [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// today.shadrinsk.info/star-birthday/229/.

4. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев.- Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1993.

5. Наталия Шведова: великая женщина в большой науке [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// taday.ru/text/219001.html.

6. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе.- М.: Просвещение, 1987.

7. Сергеев В.Н. Словари - наши друзья и помощники. - М.: Просвещение, 1984.

8. Сокровищница русского языка: методические материалы к 100-летию С.И.Ожегова /сост. О.Л. Капанина.- Омск: Областная юношеская библиотека, 2000.

9. Федосеенко Н.В. Призвание: к 100-летию С.И. Ожегова//Читаем, учимся, играем.- 2000. - Вып. 4. - С.74-78.