Интегрированный урок по математике и художественному труду во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся со свойствами квадрата;
  • закрепить умение находить сумму длин сторон четырехугольника;
  • закреплять вычислительные навыки;
  • познакомить с настольной игрой «Танграм»;
  • развивать воображение, пространственную ориентацию;
  • воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: лист с заданиями по математике, цветная бумага, ножницы, клей, картон, изображение квадрата, стих про квадрат.

Ход урока

содержание примечание
I. Оргмомент
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости, поздороваемся с ними. Садитесь.
У нас будет необычный урок. Сегодня на уроке будет два учителя (Светлана Анатольевна и Антонина Александровна) и два учебных предмета (математика и художественный труд).
Поворачиваются к гостям и здороваются.
II. Чистописание
Приступим. Как любой урок математики мы начнем с чистописания. Возьмите лист в клетку. Вы видите три строчки чистописания. На первой строке надо обвести цифру серого цвета, на 2-ой строке написать цифру 4 в пустой клетке, а на следующей – одну цифру обводите, другую вписывает. Цифры надо писать красиво, аккуратно, размером с клетку.
Спина прямая, пишем не торопясь.
На партах у детей лежат заранее приготовленные листы в клетку
III. Устный счет
Какую цифру вы прописывали? Хорошо. Скажите, приведите примеры, чего на свете может быть четыре?
Совершенно верно. Это число мы ещё не раз сегодня вспомним.
А теперь посчитаем устно. Вы видите на вашем листе числа около точек. Сейчас я буду говорить задание устного счета, а вы будете отмечать ответ на листочке (обводить точку под числом).
1) На сколько 7 меньше 14?
2) Уменьшите 48 на 40.
3) Сколько получится, если число 3 взять 3 раза?
4) Увеличьте 11 на 7.
5) Уменьшите 20 на 6.
6) Чему равна сумма 8 и 9?
7) На сколько 30 больше 7?
8) Чему равна разность 51 и 8?
Проверьте. Эти числа вы должны были отметить. Если не правильно исправьте.
Предполагаемые ответы: лапы зверя, косела машины, углы четырехугольника








Самопроверка. На доске открываются ответы.
IV. Основной этап.
1) «Квадрат» (математика)
Если соединить точки, то вы узнаете тему нашего урока. Подумайте, что получится, если соединить точки около чисел, которые мы отметили в устном счете.
Возьмите линейку и карандаш, соедините точки.
Итак, наша тема … «Квадрат». Скажите, а что можно узнать про квадрат на уроке математике?
Сначала мы узнаем (а может просто, повторим – ведь ваши головы это большие «сундуки» знаний) свойства квадрата. Где бы нам их узнать?
Эти знания вы добудете в стихотворении, которое я вам сейчас раздам. Надо его прочитать и подчеркнуть карандашом свойства квадрата, т.е. его особенности.
***
Пришёл из школы старший брат,
Из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад,
Я дольку отломил - квадрат.
И стол - квадрат, и стул - квадрат,
И на стене плакат - квадрат,
Доска, где шахматы стоят,
И клетка каждая - квадрат,
Стоят там кони и слоны,
Фигуры боевые.
КВАДРАТ - четыре стороны,
Все стороны его равны,
И все углы прямые.

Проверка. Сначала один уч-ся читает стих полностью, а потом другой говорит, что он подчеркнул.
Давайте проверим, отвечает ли фигура, которая получилась у нас на устном счете этим свойствам. Как это сделать? (измерить стороны, проверить углы по модели прямого угла на линейке). Всё правильно, у нас получился квадрат.
А теперь решите такую задачу. Как узнать, чему равен периметр данного квадрата?
Запишем решение на следующей строчке.
Что вы заметили в решении? Какие вы видите слагаемые? Молодцы.
Я усложню вам задание. Скажите, сможете ли вы начертить квадрат, если я вам скажу, что его одна сторона равнее 5 см. Почему? (у квадрата все стороны равны). Начертите на своём листе этот квадрат, узнайте, чему равен его периметр.



Квадрат



Какие у него стороны, какие у него углы и т.д.













Четыре одинаковые стороны, все углы прямые.


Р=4+4+4+4=16 см




Собираю листы, проверка учителем
Физминутка
Вы наверно очень устали, давайте отдохнем. Встали, потянулись. Разомнём кисти рук, плечи, шею, спину. Сели.
 
2) «Танграм» (художественный труд)
Сейчас мы с вами проведём необычную игру. Вы можете играть в неё дома. Можете научить друзей. Это игра называется «Танграм». Танграм — первая игра-головоломка, появившаяся в Китае более 4000 лет назад.
Посмотрите, это детали игры. У вас на парте есть такие же детали. Соберите детали так, чтобы получился квадрат. Из скольких частей мы собрали квадрат? (7) Как назвать все эти части? (геометрические фигуры)
Из семи разных частей одного квадрата нужно составлять разнообразные фигуры. Известно около 7 тыс. различных комбинаций. Правила этой игры просты. В состав каждой фигурки должны входить все семь частей; при этом они не должны перекрываться. Из разрезанных кусочков можно собирать разнообразные силуэты людей, животных, предметов домашнего обихода, игрушек, цифр, букв и т. д.
Попробуйте сложить перед собой на парте из частей квадрата животное. Молодцы, отодвиньте получившееся на край стола.
А теперь нужно разрезать заготовку на части по линиям. И у вас получатся детали. Из этих деталей сложите фигуру, которую я вам сейчас раздам. А теперь приклейте получившиеся фигуру на цветной картон.
 
V. Итог
Ну, вот вы и научились играть в простейшую настольную игру. Вы можете играть в эту игру и сравнивать, у кого лучше получились фигуры.
Как она называется? Из какой фигуры получились детали? Какие свойства квадрата вы запомнили на уроке? Как найти периметр квадрата? Сколько надо знать сторон, чтобы начертить квадрат?
 
VI. Домашнее задание
Дома вам надо будет прочитать сказку про квадрат. Выделить в тексте свойства квадрата. И кто хочет может поиграть дома в «Танграм» и принести то, что у него получится.  
VII. Рефлексия.
А теперь дети оцените свою работу на уроке. Я вам раздам квадратике, вы нарисуйте ему лицо. Улыбающееся – если вы считаете, что у вас сегодня на уроке всё получилось. Прямой рот – если были трудности. Изогнутый рот – если вы недовольны своей работой на уроке. Покажите, что у вас получилось.