Информационные технологии на уроках биологии

Разделы: Биология


Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с понятием движения как одним из главных свойств живых организмов. Показать разнообразие способов движений животных.
  2. Способствовать формированию научного мировоззрения у школьников о движении, о способах движения простейших и беспозвоночных животных.
  3. Продолжить формировать умение: самостоятельно работать с текстом, рисунками, опорными вопросами, наглядным материалом, используя различные источники знаний, логически мыслить, абстрагировать, анализировать, сравнивать, делать выводы, сопоставлять, работать в малых группах.

Ведущий метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран, презентация;
  • рисунки и фотографии:
    • амёбы, инфузории;
    • эвглены зелёной;
    • дождевого червя;
  • опорные вопросы.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте! Я прошу вас быть на этом уроке моими помощниками и ничего не бояться.

II. Изучение нового материала.

1) Определение темы урока.

- Мы сегодня будем изучать новую тему, а какую, вы попытайтесь сами её определить.

- Посмотрите на экран и прочитайте эти слова. (Приложение 1. Слайд 1)

- Какое общее слово объединяет эти понятия?

- Для чего нужны ноги, реснички, жгутики, хвост. Какую функцию они выполняют? (Движение.)

Наша жизнь – это движенье
Вам известно, без сомненья,
Мы в движенье целый день,
И нам двигаться не лень.
И в природе снами вместе
Не стоит ничто на месте.
Если встанет всё, поверьте,-
Это равносильно смерти!

2) Постановка познавательных задач.

- Сегодня на уроке мы будем изучать движение, движение простейших и беспозвоночных. (Слайд 2)

И наша задача на этом уроке:

  • познакомиться с понятием движения, как одним из главных свойств живых организмов;
  • узнать разнообразие способов движения животных;
  • изучить разнообразие способов движения среди одноклеточных животных;
  • изучить особенности передвижения дождевого червя, связанные с мышечной деятельностью.

3) Движение как одно из главных свойств живых организмов.

(Просмотр видеофильма с последующим описанием.) (Слайд 3)

- Все ли живые организмы находятся в движении?

- Посмотрите, как красиво и грациозно двигаются животные в природе и опишите их движения. (Самое грозное животное морских вод – акула, её движения резкие, быстрые, устрашающие. Лев – огромный, могучий зверь, поражающий своей ловкостью и мощностью движения. Касатка – самый быстрый представитель морских млекопитающих, очень эффектно рассекает толщу воды. У фламинго резкая поступь, он важно ходит, низко опуская голову в поисках пищи, взлетая, широко расправляет крылья.)

- А совершают ли движения растения? (Движение растений свойственно на клеточном уровне и органном.)

- Приведите примеры движения растений. (Ростовые, раскрывания цветка, движение листьев к свету, движение корней к воде.)

(Слайд 4)

- На каких уровнях может происходить движение? (Клетки.)

- Что движется в клетке? (Органа.)

- А какое движение происходит в сердце? (Целого организма.)

- Как происходит движение на уровне целого организма?

- Итак, кому свойственно движение?

- На основе сказанного дайте определение движения. (Движение – одно из главных свойств живого организма.)

4) Разнообразие способов движения одноклеточных и дождевого червя.

Самостоятельная работа в группах с использованием опорных вопросов

- Для того чтобы изучить разнообразие способов движения одноклеточных и беспозвоночных, составьте из слогов слова представителей животного мира, о которых пойдёт речь. (Приложение 2)

- Зачитайте, что у вас получилось.

- Кто собрал слова инфузория туфелька, эвглена зелёная, амёба вы относитесь к 1 группе, вы будете работать с учебником на стр. 103.

- Кто собрал слово дождевой червь, вы относитесь ко 2 группе и будете работать с учебником на стр. 103.

- Каждая группа должна выполнить задание, ответив на поставленные вопросы, которые я вам раздам.

Задание №1. (Приложение 3)

  1. В каком направлении и как движутся:
    • амёба;
    • эвглена зелёная;
    • инфузория-туфелька.
  2. Какова скорость:
    • эвглены зелёной;
    • инфузории-туфельки.
  3. С помощью чего передвигаются:
    • амёба;
    • эвглена зелёная;
    • инфузория-туфелька.
  4. Для чего необходимо им движение?

Задание №2. (Приложение 4)

  1. С чем связано передвижение дождевого червя?
  2. Как передвигается дождевой червь?
  3. Опишите движение дождевого червя.
  4. Что помогает движению тела дождевого червя?
  5. Для чего необходимо ему движение?

Выявление знаний учащихся: 1 группа отвечает на вопросы, 2 группа внимательно слушает.

  1. В каком направлении и как движутся амёба, эвглена зелёная, инфузория-туфелька?
  2. Какова скорость эвглены зелёной и инфузории-туфельки?
  3. С помощью чего передвигаются амёба и эвглена зелёная?
  4. Органы передвижения могут быть временными и постоянными образованиями. А у амёбы они какие? И называются они ложноножки.

На доске понятия:

  1. Ложноножки.
  2. Жгутик.
  3. Реснички.

Выявление знаний учащихся: 2 группа отвечает на вопросы, 1 группа внимательно слушает.

  1. Как передвигается дождевой червь?
  2. С чем связано передвижение дождевого червя?
  3. Опишите движение дождевого червя. (Мышечная деятельность.)
  4. Что помогает движению тела дождевого червя.
  5. Для чего всем им необходимо движение?

Физкультурная пауза.

- А сейчас давайте на время представим себя, амёбой, инфузорией-туфелькой…

Представьте, что руки это органы передвижения. Давайте изобразим, как они движутся.

III. Закрепление.

Подвести итог нам помогут рассказы этих животных. Послушайте внимательно. (Слайд 5)

- Итак, с какой темой мы познакомились на уроке?

- Дайте определение движения.

- Кому свойственно движение?

- На каких уровнях происходит движение?

- Назовите способы передвижения одноклеточных организмов.

- С чем связано передвижение дождевого червя?

- Для чего необходимо движение всем живым организмам?

Оценивание учащихся.

IV. Домашнее задание.

По учебнику – стр. 103-105.

Заполнить кроссворд и по желанию сочинить стихотворение о движении любого животного. (Приложение 5)

Литература:

  1. Биология. Живой организм. 6 класс: учеб. для общеобразрват. учреждений/Н.И. Сонин. -2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 174, [2]с.: ил.
  2. Автор стихов Т.В. Каплунова.
  3. htth//images.yandex.ru
  4. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004.