В.А. Долгоруков как один из вдохновителей развития Москвы в XIX веке

Разделы: История и обществознание, Школьная психологическая служба


Тип занятия: интегрированный.

Цель урока: показать эволюцию города Москвы и её становление как одного из важнейших городов Российской империи в период правления генерал-губернатора В.А. Долгорукова.

Задачи:

Образовательные: Анализ проблематики темы занятия и понимание значение развития Москвы на примере выдающихся деятелей

Развивающие:

  • формирование представлений у учащихся о взаимосвязи личности и продуктов её деятельности.
  • развитие коммуникативных навыков и способов активного взаимодействия.

Воспитательные:

  • Помочь учащимся разобраться в символах и знаках города.
  • Подвести учащихся к пониманию значения развития Москвы.
  • Исследовать мировоззрение генерал-губернатора, его политические взгляды, социальную деятельность, личностные особенности

Методы:

  • словесный.
  • репродуктивный (беседы по предъявленному материалу).
  • Наглядно-иллюстративный (презентация).
  • Частично-поисковый (проверка материала по заданной теме).

При подготовке приложения №1 были использованы следующие литературные источники:

  1. Древне-русский род князей Долгоруковых и его сиятельство князь Владимир Андреевич Долгоруков, московский генерал-губернатор :В память 25-лет. управления его Москвою. По ист. данным сост. В.С. Казанцев. Москва: И.И. Соловьев, 1891
  2. Памяти князя Владимира Андреевича Долгорукова: [сборник] М.:Рус. листок, Ценз. 1891
  3. Памяти князя Владимира Андреевича Долгорукова :[Некролог и др. материалы] М.: Рус. листок, Ценз. 1891
  4. Празднование двадцатипятилетия службы генерал-адъютанта князя Владимира Андреевича Долгорукова в должности московского генерал-губернатора 31 августа 1890 года. Москва:Унив. тип.,1891

Ход занятия

Орг. момент.

Презентация.

Слово учителя. (слайд: современный вид Москвы).

Сегодня мы с вами немного попутешествуем между столетиями и посмотрим как развивалась Москва в 19 веке и кто способствовал этому. А поможет нам в этом известная личность 19 века, а ныне забытая, московский генерал-губернатор, князь Владимир Андреевич Долгоруков. (слайд: портрет В.А. Долгорукова)

- Знакома ли вам эта фамилия? (да. Основатель Москвы).

- Всё правильно, но не совсем. Сейчас я предлагаю послушать небольшой материал про генерал-губернатора Москвы, а затем ответить на некоторые вопросы.

Приложение (1)

- На основании услышанного, мы можем попытаться разобраться, кем же на самом деле являлся князь В.А. Долгоруков, и, что собой являла Москва в период его правления.

Давайте постараемся ответить на вопрос, каким же был В.А. Долгорукий (добрый, честный, набожный, справедливый)

- Что помогла вам так его охарактеризовать? (ордена за заслуги, строительство лечебных заведений, отзывчивое отношение к окружающим людям).

- Действительно было перечислено большое количество наград генерал-губернатора. Заслужить награду в 19 столетии было престижно и хорошей традицией в дворянской среде. Без заслуг перед отечеством и без наград дворянин не мог чувствовать себя на равных с теми, у кого были такие знаки отличия. Заслуженные награды частично нивелировали происхождение (бедные дворяне или дворяне не знаменитого рода, имея награды, часто могли не испытывая стеснения бывать на светских раутах дворян намного выше себя стоящих по званию и по происхождению).

- В рассказе о князе В.А. Долгоруком мы можем видеть одну несовместимость поступков? Найдите её. (сбор пожертвований во время русско-турецкой войны на нужды раненных соотечественников и выделение средств на раненных турецких солдат и обеспечение турецких раненых и пленных необходимым медицинских обслуживанием и выделение им пожертвования).

- Как вы думаете, почему он поступал именно так?

- Что сегодня напоминает нам о князе В.А. Долгоруком? (различные заведения: храм Христа Спасителя, Исторический музей)

- Александр II очень любил Москву, считая её своей "колыбелью", "любимой Родиной". Владимир Андреевич любил Москву не меньше и всячески старался сделать её не менее красивой и значимой, чем Санкт-Петербург. Поддержание Москвы, как города древнего, города, который имел историческую и политическую значимость, было просто необходимо. Санкт-Петербург был более молодым, светским, подвижным, городом, где проводились все праздники и празднования. Москва - более основательной, спокойной, с древними обычаями и традициями. Как управляющей Москвой, как москвич, князь Долгоруков не мог позволить Москве отойти в тень Петербурга, стать провинциальным городом. Развитие научного знания, хорошее географическое расположение не давали Москве перестать развиваться и расти. Долгоруков способствовал открытию многих заведений, старался показать как необходимо образование людей в Москве после отмены крепостного права, поддержал идею о женском образовании. Москва становится средоточием прогрессивных взглядов.

- Какой стала Москва за время 25-летнего правления Владимира Андреевича? (строительство вокзалов, открытие верхних торговых палат (ныне ГУМ), новые магазины, продажа заграничного товара и товаров отечественной промышленности и др).

- А теперь давайте обратимся к карикатурному рисунку на князя Долгорукова. (слайд) Как вы думаете почему возникла такая пародия и справедлива ли она?

(Эта карикатура несправедлива. На ней показан человек жестокий, своенравный и себялюбивый. Это видно по опущенным уголкам рта, надменному взгляду и агрессивной позе. На этой карикатуре ярким эпизодом бросающимся в глаза является ключ. Видно, что для этого человека он слишком тяжёлый, а это было не так, поскольку Долгоруков прекрасно справлялся со своими обязанностями. На картинке он представляется одинокой личностью, жестоким самодуром, и больше напоминает хозяина цирка или скрягу, который собирает всё и закрывает под замок. Ключи от Москвы - символ власти. Ими неоднократно пытались завладеть многие люди, такие, например, как Наполеон Бонапарт. Поэтому здесь будет уместно сравнить эти две личности. Наполеон Бонапарт стремился захватить мировую власть, Долгорукову же это было не нужно. Он любил свой родной город, заботился о его развитии, процветании, о благополучии горожан. Горожане же в свою очередь тоже любили князя, называли его "Московское Красное Солнышко" и добились от властей того, что бы в его честь была названа одна из улиц Москвы. Как видим, завистники и недоброжелатели есть у всех, но в данном случае они выбрали совсем неудачный образ, чтобы приуменьшить заслуги и реальные черты личности князя В.А.Долгорукого. Ведь он не был пустышкой с дутой славой, которой могли навредить невнятные слухи или пустые инсинуации, это был человек с выдающимися способностями, подкреплёнными реальными действиями, проектами и поддержкой населения, поэтому данную карикатуру он мог рассматривать, благодушно улыбаясь в усы, которые, кстати говоря - были намного пышнее, а голова хоть и была украшена благородной сединой, но на бильярдный шар для отнюдь не походила.

- Говоря откровенно - князя В.А Долгорукова можно анализировать и идеализировать очень долго, но неизменным останется то, что это человек, человек с большой буквы. Он знал и умел очень многое, тонко подмечал нюансы политической игры, её течения и подводные камни, умел быть очень разным с разными людьми, быстро просчитывать и использовать себе на пользу любые обстоятельства. С кем-то он был радушным хозяином, с кем-то - властным политиком, ещё с кем-то - весельчаком. Это не значит, что князь был лживым или двуличным, просто он был многогранной личностью и умело пользовался своими талантами, тем более, что времена в которых он жил, времена утончённых интриг и завуалированных фактов и предложений полностью располагали к этому. Главным мотивом его действий всегда было благополучие Москвы и москвичей, это был его принцип, через который он не переступил ни разу за 25 лет своего непростого правления городом. Это был выдающийся лидер своего времени, которым может по праву гордится Москва, поскольку город это тоже в некотором роде живое существо и его характер и привычки во многом зависят от хозяина. В этом плане можно сказать, что князь В.A. Долгоруков совершил почти невозможное, из невзрачной серой кошки сделал настоящую, красивую и гордую львицу.

- Какие нравственные уроки можно вынести изучая личность В.А. Долгорукова? (слайд) (долг, честь, справедливость, великодушие, человеколюбие, умение оставаться человеком)

- Почему необходимо помнить исторических деятелей и что проводит современное государство для того, что бы такие немаловажные части истории не были забыты?