Технология развивающего обучения на уроках гуманитарного цикла

Разделы: Биология

Классы: 6, 7, 8, 9, 10

Ключевые слова: активации внимания


У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.

Развитие до недавнего времени считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти не управляемым. Проблема развития не выделялась как особая задача педагогики. Понятие это больше относили к физиологии и психологии, чем к педагогике. Но в настоящее время положение резко изменилось. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и измененные условия.

При подготовке к уроку, учитель ставит перед собой триединые дидактические цели ТДЦ: образование, воспитание, развитие. При постановке обучающих целей: добиться, сформировать, объяснить, обеспечить, как правило, возникают и развивающие цели и задачи. Необходимо знать, что у ребенка нужно развить, чтобы добиться реального результата (РР). Известно, что в общем виде можно выделить два уровня способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умение быстро усваивать знания и овладевать определенной деятельностью, осуществляя ее по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, нечто оригинальное. Как добиться перехода на второй уровень. Как перевести ребенка на 4,5 и 6 уровень учебно - познавательной деятельности УПД применение (только по алгоритму, по аналогии, схеме), обобщение, систематизация.

Учебно-познавательная деятельность является основой целеполагания на уроках. Это:

- восприятие первичное "схватывание" объекта

- понимание

- запоминание

- применение

- обобщение

- систематизация

Мы должны четко представлять себе чего хотим добиться от ученика (мысленно предполагаемый результат для ученика). В соответствии с этим мы будем продумывать, и использовать какие-то методы и приемы. К современным рекомендациям к уроку относятся

1. Требования к учителю

- обученность

- обучаемость

- мотивация

2. Мотивация учеников на уроке

3. Интерес

- содержание учебного материала

- личность учителя

- методы и приемы.

Приемы развивающего обучения как раз направлены на активизацию основных видов деятельности (познание, труд, игра, общение), повышению интереса к урокам у учащихся, снятию стресса при опросах, развитию основных каналов восприятия (зрение , слух, руки)

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, можно предложить следующую базовую модель урока, направленного на развитие творческих способностей, как в системе специальных уроков развития, так и занятий по различным учебным предметам. Его структура может включать в себя четыре последовательных этапа:

1. Разминка

2. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения.

3. Этап выполнения развивающих частично-поисковых задач

4. Решение творческих заданий, рассчитанных на новые "повороты" при рассмотрении давно известных понятий.

Наш мастер-класс начнется с примера приемов на развитие слуховой и зрительной памяти. Такие упражнения удобно применять при изучении сложных тем и скучного текста и развития основных каналов восприятия. Как показывают исследования, приходящие в школу дети, не все умеют слушать и слышать. А учитель большую часть урока говорит. Следовательно, для ученика с ведущим каналом восприятия визуальный или кинестетический, такой урок проходит даром.

1. Развитие основных каналов восприятия, внимания, памяти.

Учитель читает незнакомый текст 1 раз. Задача учеников внимательно его слушать. Затем учитель читает этот же текст второй раз, но некоторые предложения неправильно. При повторном чтении ученик должен поставить цифру предложения и отметить плюсом или минусом правильность его прочтения. Новое предложение учитель выделяет голосом. Текст не должен быть длинным.

Текст:

Лицевой отдел черепа состоит из 15 костей. Все они, кроме нижней челюсти, соединены между собой неподвижно. Самые крупные кости лицевого черепа - верхняя и нижняя челюсти, в их ячейках расположены корни зубов.

Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой. Позвоночник состоит из 33-34 коротких костей - позвонков.

Текст с ошибками:

1. лицевой отдел черепа состоит из 15 костей. Да

2. Все они соединены между собой неподвижно. Нет

3. Самые крупные кости лицевого черепа - верхняя и нижняя челюсти. Да

4. Скелет туловища образован позвоночником. Нет

5. Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. Да.

Упражнение можно проверить по ключу, но, если мы хотим чтобы текст запомнился хорошо, проверяем фронтально вслух 1 ученик 1 предложение.

2. Частично-поисковые задачи

Другой вариант работы с текстом. Найти слова, написанные на доске, которые встречались или, наоборот, не встречались в тексте.

Текст:

Пояс верхних конечностей включает парные кости: две ключицы и две лопатки, они образуют скелет плечевого пояса. К нему подвижно прикрепляется скелет свободной верхней конечности. Он состоит из плеча, предплечья и кисти.

На доске:

  • Две ключицы
  • Две лопатки
  • Гипофиз
  • Плечевой пояс
  • Плоская кость
  • Свободная конечность.

Какие слова не встречаются в тексте: гипофиз, плоская кость. Какое слово обозначает железу, регулирующую рост костей. Какие слова относятся к плоским костям?

Это упражнение охватывает сразу много задач. Развитие зрительной памяти, внимания, актуализация внимания, мотивация, сопутствующее повторение, повторение или опрос домашнего задания. При использовании таких упражнений во время опроса, ученики не понимают, что это проверка домашнего задания. Если добавить к этому тексту описание строения, например, нижних конечностей, то выписав слова на доску, мы можем использовать упражнение на самостоятельную работу - частично- поисковая задача (принцип группировки). Разбейте выписанные на доске слова по логическим группам. Получится 2 группы - строение верхних и нижних конечностей. Проверьте себя по учебнику.

Например: Бедро, лоб, затылок, голень, висок, стопа. 2 группы: голова и ноги.

Другой вариант такого же задания на принцип логической группировки. Как разминка для включения внимания

Анаконда, Бор, Вепрь, Гладиолус, Дурман, Ель, Ежик,Жук,Заяц

Слова расположены по алфавиту. Или животные и растения.

3. Логически-поисковые задания. Нет алгоритма действия

Работу с текстом или закрепление изученного материала очень удобно проводить в виде упражнения 3 лишний. Также это упражнение можно использовать для поверки домашнего задания и первичного закрепления знаний, т.е. работа на знания, умения, навыки ЗУН. Преимущества такой формы работы - это быстрота, активизация внимания и работа руками, т.е. развитие кинестетического канала восприятия.

щенок, котенок, шкаф

чашка, тарелка, воробей

бедро, голень, плечо

Ученик не просто выбирает лишнее слово, но и должен его объяснить. Такую работу можно проводить как письменную фронтальную проверку знаний или давать слабым ученикам как индивидуальное задание.

Можно применить обратный принцип. Задания со сменой установки. Дать три, четыре слова или цифры. Объясните почему вместе

Булгаков, Шолохов, Лермонтов (все Миши)

40, 22, 121, 13. сумма чисел в числе равна 4

2, 9, 12 9первая буква "д"

Плечо, голень, грудина все кости.

4. Пример упражнения интеллектуальной разминки.

Ее хорошо проводить перед началом урока. Ставим задачи на развитие зрительной и кинестетической памяти, повторения и проверки домашнего задания, развития внимания. На доске учитель записывает слова под цифрами в строчку или в столбик. Открывает эти слова на одну минуту, а затем закрывает. Ученики должны запомнить слова и их порядок. Затем, учитель задает вопросы. Ученик отвечает на них в тетради. Задания можно интегрировать, включая вопросы по другим предметам.

Например:

1. Лобная 2. Скуловая 3. Щенок 4. Блюдце. 5. Печь

- сколько слов имен существительных 1

- сколько прилагательных 2

- какой цифрой обозначена кость формирующая овал лица 2

- какой цифрой обозначена кость мозгового отдела 1

- сколько слов с мягким знаком 1

И т.д.

Наиболее любимы учителями различные виды диктантов

- буквенный

- цифровой

- предметный на знание терминологии

- числовой

Разберем пример буквенного диктанта.

Ответьте на вопрос, выберите букву и составьте новое слово. Цель развивающая, учебная, память, внимание. Вопросы читает учитель.

Например, ребенок собаки - первая буква щенок

1. Мяукающий зверек. Первая буква. Кошка

2. Страна в которой мужчины ходят в юбках. Первая буква. Ирландия

3. Пчелы складывают туда мед. Первая буква. Соты

4. Он бывает сотовый и домашний. Телефон

5. Прибор для выпекания пирожков. Последняя буква. Печь

Получилось слово кисть.

Цифровой диктант. Я утверждаю, что. Правильный ответ 1. неправильный 0

- я утверждаю, что земля эллипс

- я утверждаю, что виноград сладкий ит.д.

В результате получается набор цифр, который очень быстро и удобно проверять по ключу самому учителю, давать на взаимо или самопроверку. Как правило, эти диктанты используют для проверки ЗУН в начале или конце урока. Очень удобно давать ученикам творческое задание на составление различных форм диктантов, особенно слабым ученикам. Волей неволей им приходится пересмотреть весь материал очень внимательно, выбрать главное, сократить текст учебника. Составление цифрового диктанта детьми может служить и хорошей скрытой проверкой качества работы учителя. Попросить составить упражнение по любой теме предмета или разных предметов, не открывая учебника. Выявится та тема или тот предмет, который лучше знают.

Числовой диктант удобно использовать в начале урока как разминку. Такая форма работы развивает быстроту мышления, Внимание, Память.

Дети записывают готовый ответ

- количество мушкетеров в известном произведении Дюма разделите на число месяцев во времени года (3:3 =1)

- количество месяцев в году прибавить количество шейных позвонков у млекопитающих (12+7= 19)

И т.д.

Предметный диктант также дает возможность быстро проверить знания по предмету ЗУН на уровне запоминания.

Учитель читает определение понятия, а ученик записывает само понятие.

Например, структурная единица всего живого (клетка)

Вы обратили внимание, что все эти задания проводятся в форме фронтальной работы. На сегодняшний момент, психологи считают, что она предпочтительна. Индивидуальная форма обязательна, но при индивидуальном опросе особенно слабых учеников, затрачивается очень много времени, основная часть класса не слушает, начинает скучать, теряет нить происходящего, отвлекается. При этом учителю приходиться авторитарно поддерживать дисциплину. Должен работать принцип доминанты, когда есть цель и я ее достигаю. Доминанта в школе - это интерес, а ведущим видом деятельности у учеников с 1 по 9 класс является игра. Следовательно, при организации урока, учитель обязан продумать как поддержать интерес. По данным ЮНЕСКО ценность учителя заключается в количестве приемов, которыми они владеют. На сегодняшний момент основная масса учителей работает по принципу ответь на вопрос, реши задачу. Урок интересен за счет содержания, личности учителя, приемов и методов, используемых на уроке. Как понять, что урок был интересный - реакция на звонок. Все эти приемы дают возможность учителю максимально заинтересовать ребенка на уроке, снизить стрессовую ситуацию на уроке, творчески подойти к выполнению домашнего задания, развить закрытые каналы восприятия.

И последнее - домашнее задание. Устное - не ограничено, а письменное - не более двух примеров принцип двойки или минимальной достаточности. После второго примера начинает развиваться торможение, и задание становится бесполезным. Золотое правило запоминания повторение на 1, 3 и 5 уроках. Если ребенок выполнил задание не правильно и при этом три раза повторил ошибку, она переводится в долговременную память. Учитель не имеет идти дальше, если не уверен, что можно идти дальше.

А теперь расчертите квадратик 4 на4 . От исходной точки отсчитайте две клеточки вниз одну направо три вверх поставьте первую букву слова жидкость, занимающая 3,4 нашей планеты вода " в", от этой буквы отсчитайте одну клеточку налево, одну вниз, одну направо поставьте первую букву жидкости, выжатую и апельсина сок. От этой буквы отсчитайте одну клеточку вниз поставьте первую букву новогоднего дерева елка е. "Все"

      в
    . с
      е