Использование занимательных упражнений на индивидуальных уроках слуховой работы и на внеклассных мероприятиях как средство активизации учебного процесса

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Человек играет только тогда, когда он в полном смысле слова человек,
и он бывает по-настоящему человеком лишь тогда, когда играет.
Ф. Шиллер

«Что наша жизнь? Игра!» Эти слова пушкинского героя мы повторяем очень часто. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает, что игра – прекрасное средство развития. Игра развивает творческие способности, смекалку, фантазию, формирует различные общеучебные знания и навыки, расширяет кругозор, воспитывает чувство ответственности, взаимовыручки и, конечно же, любовь к родному языку.

Еще древние греки говорили, корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными словами тому, чему можно научиться с улыбкой. Если интересно построить урок, если попытаться вызвать в глазах детей удивительное любопытство, азарт, восторг, радость, то корень учения может заменить свой вкус и стать сладким. В этом учителю поможет занимательная наука – занимательное языкознание.

Cловесные, речевые  игры необходимы не только на уроках словесности, русского языка и литературы, но и на уроках развития речи, индивидуальных коррекционных занятиях. Для чего нужны игры? У значительной части детей уровень развития интеллектуальных способностей, памяти, внимания сформирован недостаточно. В связи с этим возникают трудности в процессе обучения: дети не уверены в себе, не всегда способны сконцентрировать внимание, длительное время сохранять нужный темп работы, не в полной мере усваивают учебный материал, даже если он подобран индивидуально. В преодолении этих трудностей может помочь включение в урок игровых и занимательных упражнений, которые значительно повышают умственную работоспособность, вызывают положительные эмоции.

В.В. Давыдов, ДБ. Эльконин, Л.В. Занков, Н.Н. Подъяков, В.П. Зинченко утверждали, что через игру, точнее: её занимательную форму, можно преодолеть барьер непрерывного образования между возрастными различиями детей.

Современная теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают её чрезвычайно важное значение в развитии ребёнка. В результате игры у детей возрастает интерес к учебным действиям, учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается.

Занимательное – это не одно и то же, что и словесное, занятное, забавное. Занимательность – это свойство, с помощью которого можно не только заинтересовать, но и увлечь трудным, казалось бы, «сухим» предметом.

Для учащихся – занимательные и игровые задания играют первостепенную роль.

Всегда нужно понимать золотое правило, выработанное психодидактами: знания, усвоенные без интереса, не окрашены собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.

А.С. Макаренко придавал большое значение игре детей и сравнивал ее с работой взрослых. «Хороша игра, – говорил он, – похожа на хорошую работу, и плохая игра похожа на плохую работу. В каждой игре есть, прежде всего рабочее усилие мыслей».

В языковых играх, несомненно должно быть «усилие мыслей». Игры должны способствовать расширению и укреплению навыков устной речи, они должны быть не только занимательными, но и обучающими.

Обращение к игре на уроках слухоречевой работы объясняется тем, что в игровой деятельности легче воспроизвести основные факторы, определяющие коммуникацию, лексические особенности и грамматический строй русского языка.

Все языковые игры можно разделить на несколько групп:

  1. игры словарные – основная цель обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование лексического строя их речи;
  2. орфографические игры – закрепление навыков правописания слов, морфем; такие игры направлены на совершенствование знаний тех орфограмм, которые уже изучались, например, правописание безударных гласных после шипящих, правописание безударных гласных в корне слова, правописание прописной буквы, Ъ и Ь знаков, звонких и глухих согласных, правила переноса слов и пр.;
  3. игры грамматические, прививающие навыки практического применения правил фонетики, орфоэпии, словообразования, морфологии, синтаксиса
  4. игры, развивающие связную речь учащихся, умение пользоваться разнообразными речевыми средствами в той или иной ситуации, имение использовать правила речевого этикета и т.п.;
  5. логические игры – основная цель которых способствовать развитию логического мышления учащихся, умение выделять предмет из совокупности подобных, устанавливать связь между предметами реальной действительности, а также включать предмет в разряд однородных. Логические игры – это проверка интеллектуальных способностей человека

Формы игровых и занимательных заданий разнообразны. Игра – это начало трудного пути к познанию. Она помогает учащимся усвоить грамматический материал, развивает любознательность, инициативу, эмоциональную память. Во время игры улучшается психологическое состояние учащихся, снимается напряженность, создается обстановка доверительности и непринужденности.

Вот некоторые примеры занимательных упражнений, используемых на индивидуальных слухоречевых занятиях.

рис.11. Игра «Треугольник».

Выбирается какая-либо буква алфавита. Составить треугольник из слов, начиная с искомой буквы и добавляя по одной букве к каждому новому слову.

Побеждает игрок, составивший самый большой треугольник.

2. «Математика по-русски».

Выполните математические действия и прочитайте слова.

  1. ПРИ + С – РИ + ЦЕ – П + НА =
  2. СОК + ИЛ – СО + ЬКУ – У + А =
  3. ПЕРО + СИ – РО + НО – И + Я – О =

3. Угадайте слово по шутливой характеристике.

  1. Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это… 
  2. Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это?

4. Литературный вопрос. О каких известных сказках идет речь:

  1. В какой сказке было 4 побега, 4 покушения и одно убийство?
  2. Сказка о пользе коллективного труда?
  3. О какой сказке идет речь: 12 ног, 3 хвоста, 15 копеек.
  4. О перенаселении жилой площади, что привело к разрушению строения?

5. «Фразеологический оборот». Какие фразеологизмы изображены здесь?

рис.2

6. «Полминутки для шутки».

рис.3

7. «Корректор». Найдите ошибку в выборе слова.

  1. Петя ушиб колено ноги.
  2. Многие города были превращены в руины и развалины.
  3. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
  4. Он написал свою автобиографию.

8. «Внимание, ударение!» Правильно расставить ударение в предложенных стихотворных строчках, в словах с одинаковым написанием.

Белки прыгают по веткам,
Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки,
И печенье испеки.

Ставь козлы посреди двора,
Дрова пилить начнём с утра.

Козлы сердиты и рогаты,
Вы не сердите их, ребята!

9. «Волшебные слова». В этом задании надо расшифровать пословицу при помощи специального ключа.

рис.4

Все приведённые выше  занимательные упражнения имеют форму игры, но для ребят – это самая настоящая работа.

Каждый учитель стремится дать ученикам глубокие знания, пробудить их любознательность, вовлечь в активное «умственное сотрудничество». И одним из действенных инструментов, способствующих достижению этих целей, является интеллектуальная игра.

Интеллектуальная игра – многомерное понятие, которое означает занятие, потеху, соревнование, тренинг, открывает широкий простор для проявления активности, поэтому дети с большим удовольствием принимают в такой игре участие.

Интеллектуальные игры в настоящее время очень популярны. Нет ни одного телевизионного канала, ни одной радиостанции, где бы не проводились викторины, игры и конкурсы для эрудитов. К сожалению, в школе нет такой аппаратуры, которая используется на телевидении. Мы же постарались с помощью ноутбука и проектора максимально приблизить условия игры к настоящим.

Вы знаете телевизионную передачу со Светланой Крючковой «К доске». Мы попытались применить к нашему предмету, и у нас это получилось.

Первый раз игру провели 17 мая 2007 года. Ребята были в восторге, так как мы только начали использовать компьютерные технологии, все задания проецировались на экран, всё было красиво, живописно и, главное, познавательно и интересно! Второй раз провели игру 9 октября 2009 года.

Предлагаю Вам поучаствовать в ней. (Приложение 1)