Использование современных технологий в образовательном процессе

Разделы: Администрирование школы


Модернизация Российского образования и стремление расти к 2020 году войти в пятерку стран-лидеров (по паритету покупательской способности) определяют стратегические задачи развития школьного образования в настоящее время. Россия, ориентируясь на общемировые тенденции, осуществляет переход от индустриального общества к информационному. Национальным приоритетом стало развитие школьного образования, которое заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижений нового качества его результатов. В центре образовательной политики поворот к личности обучаемых. Развитие личности - смысл и цель современного образования.

Новые требования к образованию потребовали разработки нового поколения стандартов. Новый образовательный стандарт вводится повсеместно по всем школам России в 2011 году, и в частности в нашей школе.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности.

Системно-деятельностный подход - основная педагогическая задача: организация условий, провоцирующих деятельность учащихся: чему учить, как учить, новое составляющее УМК, обновление содержания.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, т.е. отказ от репродуктивных методов обучения, ориентированных в основном на два психических процесса - восприятие и память и, соответственно три роли ученика: "зритель", "слушатель", "репродуктор". Обучение должно быть организовано как процесс открытия каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, работа ведется так, что от него требуется усилие, размышление, поиск. Школьнику дается право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвигаемых доказательств, анализ причин возникшей ошибки и их исправление. Такой подход делает процесс учения "личностно значимым" и формирует у школьника, как говорил А.Н. Леонтьев, "реально действующие мотивы".

Учитель предлагает новые формы учебного взаимодействия: организует совместные размышления, поиск, наблюдения, самостоятельное построение алгоритмов и т.п.

В этом учебном году наша школа взяла два УМК: "Школа России" и "Гармония". На своих уроках учителя апробируют те методики, которые, как нам кажется, предусматривают активную деятельность учащихся на уроках.

К таким методикам относятся:

  • технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Данная технология в России стала известна с 1997 года. "Критическое мышление" отграничено от понятия "творческое мышление". "Критическое мышление" представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. С учетом данного определения видно, в природе критического мышления заложена потребность принимать, перерабатывать и применять предложенные знания. Критическое мышление - это процесс и результат. Основа технологии - построение урока по определенному алгоритму - последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и рефлексия.

Первый этап- ВЫЗОВ. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • Актуализировать и обобщить имеющиеся у каждого ученика знания по данной теме или проблеме;
  • Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • Побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Второй этап - ОСМЫСЛЕНИЕ. Эта стадия позволяет ученику:

  • Получить новую информацию;
  • Осмыслить ее;
  • Соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - РЕФЛЕКСИЯ. Здесь основными является:

  • Целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • Присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

С точки зрения традиционного урока, перечисленные выше этапы, не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо "вызова" более привычно звучит введение в проблему, "осмысление"- изучение нового материала, "рефлексия" -итог урока. В чем же различия? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Приведем примеры некоторых из них, которые, как показала апробация ,наиболее успешно могут применяться на уроках.

Прием "Корзина" идей, понятий, имен:.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают и думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Сначала ученику задается вопрос, что известно ему по той или другой проблеме.

2. Ученик вспоминает и записывает все, что знает по данной проблеме (индивидуальная работа-1-2мин.)

3. Затем следует обмен информацией в парах и малых группах (3мин).

Цель обсуждения в группах состоит в выявлении совпадений и несовпадений точек зрения на проблему.

4. Каждая группа формулирует и предлагает свою идею, не повторяя сказанного.

5. Все сведения кратко в тезисной форме записываются учителем в корзине, без комментариев, даже если они ошибочны. В корзину идей можно сбрасывать факты ,мнения ,имена проблемы, понятия, относящиеся к теме урока. Далее с помощью учителя учащиеся находят и оставляют правильные идеи, отбрасывают неправильное, по мере основной информации.

Прием "Составления кластера".

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом "корзина", поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание "корзина"

Кластер-это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой - либо темы. Ученик записывает в центре ключевые понятия, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итого того, что учащиеся изучили.

Прием "Инсерт" (пометки на полях).

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует абзацы и предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком "галочка" - отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень ее достоверности не имеет значение.

Знаком "плюс" - отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком "минус" - отмечается то, что идет вразрез с имеющимся у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком "вопрос" - отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не пассивного, а активного, поискового и вдумчивого чтения. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятие любой иной информации.

От учителя требуется:

  • предварительное определение фрагмента текста для чтения с пометами;
  • напомнить ученикам о правилах расстановки помет;
  • четко обозначить время, отведенное на данный вид деятельности;
  • продумать форму проверки и оценки проделанной работы.

Самым интересным в этом приеме является знак "вопрос". Как правило, авторы учебников ставят перед учениками самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на эти вопросы, а вот места для вопросов самих учеников (что им непонятно) ни в учебнике, ни на уроках нет.

Прием постановки учащимися их собственных вопросов отражает проблемный характер обучения, стимулирует учеников к поиску ответов на вопрос, обращаясь к разным источникам информации и даже к проектно - исследовательской деятельности. Но в любом случае является мощным стимулом для развития познавательной активности ребенка.

На этапе рефлексии зарекомендовал себя эффективный прием синквейна. В переводе с французского означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал.

Правила написания синквейна.

На 1 строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна.

На 2 строчке надо написать 2 прилагательных, раскрывающие тему синквейна.

На 3 строчке записывается 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На 4 строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строчка -это слово - резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Прием "Учебный мозговой штурм" - широко используется на разных уроках и проводится в группах.

Цель: развитие творческого типа мышления.

1 этап- создание банка идей. Принимаются разные предложения.

2 этап - коллективное обсуждение предложений. Выбирается главное и соединяется в одно целое.

3 этап- выбор рациональных решений.

Необходимо отметить, что неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности грамотно их применять.

"Мысль только тогда движет жизнь, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе:" Л.Н. Толстой.