Урок окружающего мира в 4-м классе "Зона пустынь"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Ознакомить с климатическими условиями зоны пустыни.
  • Формировать представления учащихся об особенностях животного и растительного мира пустыни.
  • Учить приемам сравнения и анализа.
  • Развивать умения работать с географической картой, дополнительной литературой.
  • Развивать речь детей, умение наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, слайды по теме "Пустыни", карточки для выполнения тестов, гербарии растений.

Ход урока

1. Орг.момент.

-Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

-Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. А что это за зона мы узнаем когда разгадаем кроссворд. (слайд 2)

2. Актуализация опорных знаний.

-Перед тем как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!

Неоглядный простор!

-Конечно же, это стихи о степи.

-Проверим ваши знания о зоне степей - выполнив тест.

Тест "Зона степей" (ученики получают бланки для ответов).

1. Зона степей расположена на :нашей страны:

а) севере; б) востоке; в) юге

2. На карте природных зон зона степей закрашена:цветом:

а) розовым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей- это:

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие лесов, лишайников, кустарников.

4. Для растений степи характерны::

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

5. Основным занятием населения степей является:

а) земледелие;

б) рыболовство;

в) оленеводство.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

(После выполнения теста проводится проверка на экране: вопрос и правильный ответ) (слайд 3-9)

3. Работа над новой темой.

-Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе нашей страны , на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. (слайд 10-11)

Работа по карте в учебнике и тетради.

-Что вы представляете себе, когда слышите слово "пустыня"

Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.

- В пустыне все непривычно и непонятно. Гряды золотистых песков - барханы, белые болота, засыпанные солью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев, саксаульники, и такыры - глинистые лысины, гладкие и крепкие как асфальт. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. Ветры не освежают, они горячие как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зеленую траву.

(слайд 12 -17)

Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

Чтение текста с. 104 в учебнике.

-Итак, какие особенности климата в пустыне? (много солнца, мало осадков, высокая температура, зимой сильные морозы)

(Слайд 18)

-Как же к таким условиям приспособились растения?

Сейчас вы это выясните - поработав в парах и ответив на вопрос в учебнике с.105

Рассмотрите гербарии и рисунки в учебнике. Выскажите предположения?

Чтение текста. С.105.

Растительность в пустыне очень бедная. Они растут пучками, редкими кустиками. Так как лето в пустыне жаркое и не выпадает осадков, здесь растут те растения, которые могут переносить длительную засуху. У всех растений пустыни очень длинные корни - до 20 метров. Мягкие листья или колючки, чтобы меньше испарялось влаги. К таким растениям относятся: верблюжья колючка, дерево саксаул, песчаная осока, кактусы.(слайды 19-23)

Чтение рассказа о саксауле в хрестоматии с .176

А вот у лилии, красного мака особенности другие. Они успевают вырасти, отцвести, принести семена за короткое время периода весенних дождей (показать гербарий ). (слайд 24)

ФИЗМИНУТКА.

Рассмотрите иллюстрации животных в учебнике.

-Какие животные обитают в пустыне?

-Какие особенности они имеют?

Животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи.

(слайд 25-тушканчик)

Чтение в учебнике с.173 о тушканчике.

Сообщение о феньке, ящерице.

Ящерицы устраивают короткие перебежки с остановкой в тени какого - нибудь предмета ( камня, кустика), приподнимают по очереди лапки над раскаленным песком или взбираются на вершины барханов, на ветки саксаула или кустарников, где их обдувает ветер.

Те животные которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения. (слайд 26-29)

Чтение о верблюде в учебнике с. 174.

Сообщение о джейране и кулане.

Джейраны и куланы в поисках воды пробегают большие расстояния.

Птицы саджи и рябки имея длинные заостренной формы крылья, быстро покрывают расстояние до 100км при ежедневных перелетах на водоемы, где сразу выпивают около 250мл воды.

(Слайд 30-32)

Насекомые и грызуны удовлетворяют потребность в питье за счет поедания корма: мелкие животные поедают семена и корни растений, а более крупные животные -этих мелких. Ни одна капля воды не пропадает в пустыне.

-Итак, животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

4. Закрепление изученного материала.

Игра "Узнай меня"

Сколько важности в походке!
По пустыне - сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом - мешком?
(Верблюд)

Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. (Тушканчик)

Я - пища "корабля пустынь". (Верблюжья колючка)

Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун)

Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица)

Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул)

- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер?

Учащиеся: солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует.

(Слайд-33)

5. Итог урока.

-Какую территорию занимают пустыни? ( Небольшую на юго-западе страны)

-Какое лето в пустыне? (Жаркое, продолжительное)

-Как животные и растения приспособились к жизни в этой зоне?

Выставление оценок.

6. Домашнее задание. (Слайд34)

Т.С.35.№57, 58.сообщения о растениях.

Приложение.