Обобщение знаний об имени прилагательном. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • Образовательные: уточнение знаний об имени прилагательном; формирование умения безошибочно находить имя прилагательное в предложениях и текстах.
  • Развивающие: развитие умения анализировать, делать выводы.
  • Воспитательные:  развитие связной речи, умение слушать других; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к природе.

Оборудование: интерактивная доска, магнитофонная запись симфонии Вивальди "Весна", П. Чайковский "Времена года. Апрель", иллюстрации о весне.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

II. Проверка домашнего задания.

1. Звучит музыка Вивальди "Весна". На интерактивной доске иллюстрации о весне, учитель читает вслух стихотворение Е.Баратынского

Весна! Весна! Как воздух чист.
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.

- Что такое весна? (Весна - время года, следующее за зимой.)
- Если мы не знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова). Переносное значение слова весна: "весна жизни" ("молодость жизни").

2. Учащиеся читают свои тексты, составленные дома, по наблюдениям на тему "Весна пришла!" Называют имена прилагательные, которые употребили в тексте.

III. Работа по теме урока.

1. Наблюдение над ролью имени прилагательном.

- Ребята, что мы знаем об имени прилагательном?

(ответы учащихся закрепляются примерами и правилом на интерактивной доске)

Имя прилагательное-это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?

Имя прилагательное, как и имя существительное, имеет форму. Форма может меняться.

В словосочетании и предложении имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное. Такая связь называется согласованием.

Имена прилагательные делают речь более полной, точной, яркой, красочной. Они описывают предмет всесторонне.

2. Упражнение в правописании окончаний прилагательных. Выборочное списывание.

-Выпишите имена прилагательные. Укажите род и число.

(стихотворение дано на интерактивной доске)

        Черемуха.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит.
А зелень золотистая
На солнышке блестит.

Проверка. Учащиеся цепочкой выходят к доске и электронным маркером подчеркивают имена прилагательные, указывают род и число.

IV. Физкультминутка. "Весна пришла" под музыкальное сопровождение. П.Чайковский "Времена года. Апрель".

V. Работа с учебником.

1. Упражнение в определении рода и числа имени прилагательного. Упражнение 513.

-Прочитайте. Подберите к данным именам существительным имена прилагательные. Напишите словосочетания. Выполните задание.

-Какие окончания имеют имена прилагательные в единственном числе?

-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания. Называют окончания имен прилагательных, род и число.

2. Работа в парах: объяснить написание окончаний прилагательных

(дети объясняют друг другу в паре и записывают в тетрадь)

хорош: настроение весенн: капель
у высок: дома голуб: небо
в дальн: дорогу каменн: ущелье
к лучш: другу летн: каникулы

Ещё раз уточняется и повторяется алгоритм проверки окончания прилагательного.

3. Игра "Кто самый точный?"

Класс делится на группы. Ведущий ученик показывает рисунок по интерактивной доске. Каждая группа стремится как можно точнее описать рисунок. Побеждает та группа, которая назовет больше имен прилагательных и наиболее удачно их употребит.

VI. Итог урока.

- Какую роль играет в нашей речи имена прилагательные?

VII. Домашнее задание.

Сочините весеннюю историю о солнышке или о цветке.