Литературное чтение К.Паустовский "Теплый хлеб". 4-й класс, программа "Планета знаний"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Оборудование:

  • Учебник Э.Э Кац «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть.
  • Стенд с биографией, фотографиями, детскими рисунками к произведениям К. Паустовского.
  • Выставка книг К.Паустовского.
  • Таблички со словарными словами.
  • Стенд с проектными работами детей «Никто не забыт, ничто не забыто».
  • Лабораторные весы, гири.
  • Образцы хлеба ржаного и пшеничного.
  • Записи фрагментов песен о войне.
  • Плакат с цитатами из «Теплого хлеба».
  • Кроссворд.
  • Карточки с заданиями для работы в группах.
  • Словарь русского языка. Автор С.И.. Ожегов.

Стратегическая цель урока: формирование культурной идентичности учащегося как гражданина России.

Задачи урока:

  • Предметно-информационная:
    • учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.
  • Деятельностно-коммуникативная:
    • развивать умения работы с текстом, формировать умения осмысленного восприятия текста, работать с книгой и дополнительными источниками информации, совершенствовать навык
    • правильного выразительного чтения;
    • активизировать и развивать творческое воображение, мышление,
    • развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской литературы, знакомя с новыми авторами.
  • Ценностно-ориентационная:
    • совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению, воспитывать качества личности: умение слушать и слышать собеседника, умению разрешения конфликтной ситуации, умению дать оценку своим действиям;
    • воспитывать чувства сопереживания, гордости за свой народ, Родину.

Проблема: определить основной мотив и подтекстные мотивы произведения К.Паустовского «Теплый хлеб».

Варианты решений:

  • Злое дело необходимо исправить, но лучше зла не делать никому и никогда.
  • Жизнь людей во время Великой Отечественной войны.
  • Хлеб, Отношение к нему.
  • Взаимопомощь и взаимовыручка. Умение простить и помочь.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1 мин.)

Ребята, у нас сегодня на уроке гости, поприветствуйте их. Рада, что все готовы.

2. Сообщение темы и цели урока (1 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами заканчиваем работу над текстом Константина Паустовского «Теплый хлеб» и уделим внимание более глубокому пониманию прочитанного текста.

3. Проверка домашнего задания (4 мин.)

Ребята, вы должны были дома найти доказательства, что в этом произведении есть реальные и сказочные моменты.
Реальные явления: война, раненый конь, голод, озлобление людей, равнодушный мальчик, инвалид, просящий подаяние, унижение инвалида, решение Фильки идти за помощью к людям, совместный труд, возвращение к жизни мельницы и всей деревни, радость прощения и примирения, чуткость коня.
Сказочные – волшебные явления: мельник- колдун; свист, вызывающий лютый холод и наказывающий злого человека; рассказ бабки о происшествии, которое случилось сто лет назад; сорока, летающая за помощью к ветру.
Вывод, делают дети: значит «Теплый хлеб» – произведение, где переплетаются реальность и сказка.
Дети, назовите, пожалуйста, основную мысль, народную мудрость этого произведения.
Это произведение о труде и взаимовыручке, « ...что один не сделает, сделаем вместе...».
– Если сделал злое дело, то надо быстрее его исправить, Но лучше не делать злых дел никогда и никому.

4. Работа над текстом, проблемой, проблемным вопросом (8 мин.)

– Ребята, а в этом произведении говорится только о труде, взаимовыручке?
– Нет, тут еще много вопросов затрагивает автор. Например, тема голода, войны и другие.
– А еще как описывает К.Паустовский природу, природные явления, которые были вызваны поступками человека.
Итак, все вы сказали верно. Кто из вас сможет предположить цели нашего урока? Ответы детей.
-– На прошлых уроках мы говорили о главной проблеме этого произведения, а сегодня посмотрим, какие еще проблемы раскрывает автор, найдем микротемы.
– Какие микротемы вы увидели тут?
– Война, голод, отношение людей к хлебу, Филька и его спасение.
Для решения проблемы – найти микротему – мы разделимся на группы. Каждая группа получает карточку с заданием.

1 группа находит в тексте и читает те места, где говорится, что действия происходят во время Великой Отечественной войны. Работают за партой, а потом за конторкой.

2 группа объяснит, почему произведение названо «Теплый хлеб» и выполнит практическую работу (дети взвешивают хлеб черный и белый, показывают 125 г , 250 г – норма блокадного хлеба, взвешивают кусочек школьного хлеба.) Работают за партой, конторкой.

3 группа нам сообщит, как изменился Филька к концу рассказа и расскажет, понравился им этот мальчик или нет. Если понравился, то чем, какие черты характера хотели бы перенять. Ребята работают в группах, тихо звучит мелодия песни «Соловьи».
Учитель оказывает индивидуальную помощь.

5. Выступление групп (9 мин.)

Была война, прошла война
на поле боя тишина.
Но по Земле, по тишине
Плывут легенды о войне.

Ребята первой группы из текста зачитывают места, где говорится, что действие происходило действительно во время войны.
Один из группы рассказывает о том, что в этом году наша страна отмечает 65 годовщину Победы над фашизмом, и наш класс выполнял проект «Никто не забыт, ничто не забыто». Лучшие работы нашего класса участвовали в конкурсе «Мы пишем первую книгу-7». Книга «Вечная память героям войны» стала лауреатом этого конкурса.

Демонстрация книги «Вечная память героям войны».

Вторая группа рассказывает о многозначности слова «теплый » (нагретый, дающий тепло; не знающий морозов, южный – климат; хорошо защищающий тело от холода – шарф; имеющий отопление – изба; ласковый, приветливый – чувство. Дети работали со словарем русского языка, автор СИ. Ожегов.
Ребята доказали в каком значении это слово взято в названии» этого произведения «Теплый хлеб» – это не только содержащий и дающий тепло, но и сделанный с любовью, лаской, заботой, дающий тепло сердец и рук, какими хлеб сделан.
Один ученик рассказывает о блокадном Ленинграде, что блокада длилась 900 дней, что в 1941 году ввели в городе пайки и с ноября этого года хлеба давали на сутки – тем, кто работал на оборонке – 250 г. а остальным – 125 г.
Ребята взвесили и показали 250 г и 125 г черного хлеба. В то время в Ленинграде за сутки умирало от голода 5000 человек! Мы, современные дети, даже не можем этого представить! Мы должны хлеб беречь, не выкидывать его. У нас на столах в столовой лежат куски белого батона весом 20 г.
Демонстрация презентации «Блокадный Ленинград».

Третья группа нарисовали словесный портрет Фильки в разное время (грубый, неласковый, равнодушный, озлобленный, испуганный, мужественный, просьба о помощи, совместная работа, радость прощения, примирение, чуткий, чистый, веселый). Ребята отметили, что им в Фильке понравилось то, что хотя он и ошибся, но сумел в этом признаться и исправил свою ошибку. Ведь нас Паустовский учит, что зла не надо делать, а уж если сделал, то его надо исправлять, надо уметь помогать и прощать.
Вывод: итак, мы с вами сейчас поработали и увидели, что автор решает множество проблем: войны, голода и хлеба, отношение к хлебу; нравственные проблемы – как менялся Филька- человек, как относятся люди друг к другу и к животным.

6. Физминутка (1 мин.)

7. Паустовский-мастер художественного слова (5 мин.)

Константин Паустовский был удивительный человек, он умел видеть красоту в обыденной жизни. Его основное содержание произведений – любовь к Родине, ее просторам, ее людям. Он – мастер художественного слова. Давайте понаблюдаем, какими приемами пользуется автор для создания образов, найдем образные средства, которые помогли ему создать такие яркие картины. Ведь при написании сочинений и изложений вам эти образные средства пригодятся.

Выборочное чтение.

а) найдите пейзаж в сказке и прочитайте – описание теплой зимы,
– о пронзительном ветре
– описание метели

б) нарисуйте устную картину по любому отрывку.

в) найдите эпитеты в тексте (чудесный хлеб, рыхлые тучи, горячие пятна и др.)

г) найдите предложения, которые могут стать пословицами. (Зачем помирать, надеяться надо; Льготного срока не будет; Будет и мука, и вода, и всеобщее спасение и пр.)

8. Итог урока, оценивание детей (2 мин.)

– Чему мы учились сегодня на уроке?
– Мы нашли подтекст, увидели проблемы, которые поднял автор в произведении.
– Вот видите, какой глубокий смысл заложил К.Г.Паустовский в своей сказке.
– Чему же нас учит К.Паустовский?
– зла не делать
– если сделал, то исправляй
– взаимопомощи и взаимопониманию
– уметь признавать свои ошибки
– уметь прощать
– уметь помогать, причем бескорыстно...
– Пройдет какое-то время, и вы, возможно, забудете содержание этого произведения. Но хочется верить, что вы запомните эти прописные истины на всю свою долгую жизнь.
– Какие трудности испытали? Что узнали нового?

9. Домашнее задание (2 мин.)

Страница 101, задание № 13.

– Необходимо придумать историю о том, как человек осознал свою ответственность за другого человека. Возможно, ты слышал о такой истории или видел, а может быть, что-то подобное произошло с тобой.

10. Игра. Разгадывание кроссворда (2 мин.)

– Раз мы сегодня заканчиваем работу над этой сказкой, то я проверю у вас знания, какие вы получили.

Кроссворд (задания выполняются только по вертикали, если выполнят верно, то по горизонтали получится название произведения.)

1. Синоним вьюги, пурги. – МЕТЕЛЬ
2. Мельничные круги, для перетирки зерен. – ЖЕРНОВА
3. Имя советчика Фильки. – ПАНКРАТ
4. Имя обидчика коня. – ФИЛЬКА
5. Дополни словосочетание «позеленевшие ...» – ПАТРОНЫ
6. Масть коня. – ВОРОНОЙ
7. Часть упряжи, которую надевают коню на шею. – ХОМУТ
8. Мельника в деревне считали ... – КОЛДУНОМ
9. Назови диагноз бабки, который она сделала злому мужику «охлаждение...» – СЕРДЦА
10. Название деревни, где произошла эта история. – БЕРЕЖКИ