Взаимосвязь формирования экологической культуры и познавательных процессов будущих первоклассников

Разделы: Работа с дошкольниками


По результатам социологических исследований термин "экология" - один из самых распространенных и часто употребляемых на планете. И это не случайно. Существующие в настоящее время нормы взаимодействия с природой неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всем формам жизни на Земле.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Объект данного исследования: процесс экологического воспитания дошкольников.

Предмет исследования: воспитание познавательных процессов будущих первоклассников в процессе экологического воспитания малышей.

Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленной работы по формированию системы знаний об экологическом воспитании старших дошкольников на развитие познавательных процессов будущих первоклассников.

Адресная направленность: практикам дошкольного воспитания.

Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года дает отчетливые результаты в каждой возрастной группе. Осуществляется она при использовании парциальной программы "Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников" С.Н. Николаевой. Специально проведенная диагностика позволяет более объективно, более обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка.

Мы считаем, что основными категориями являются две - "экологические знания" и "отношение", при этом ведущей и более широкой является вторая. "Отношение" аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Диагностика должна быть направлена на выявление у детей и того, и другого компонента. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.

Диагностику знаний осуществляем на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей. 

Диагностика экологических знаний детей старшей группы

1. Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких)

2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)

3. Назови признаки, отличающие птиц от животных

4. Назови зимующих птиц (3-4)

5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)

6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?

7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?

8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида)

9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (5-6)

11. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?

12. Назови и покажи части растений

13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6 видов)

14. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?

15. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

16. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост, плавники?

17. Д/и "Что где растёт?" Предложить детям "посадить" растения (классификация: растения цветника, луга, поля)

18. Д/и "Каждому свой домик" (классификация животных: насекомые; рыбы; птицы - дикие, домашние; звери - дикие, домашние)

19. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.

Критерии оценки ответов:

  • 1 балл - если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается;
  • 2 балла - у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов;
  • 3 балла - ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Подсчёт результатов:

  • 19-26 баллов - низкий уровень;
  • 27-42 - средний уровень;
  • 43-57 - высокий уровень. [1]

Результаты диагностики (в%)

Время диагностики Начало года Конец года
уровни высокий средний низкий высокий средний низкий
количество 26 73 1 29 71 0

Выводы: в течение учебного года произошла положительная динамика диагностики экологического воспитания. Показателей низкого уровня развития нет.

Динамика познавательных процессов детей старшей группы (воспитатель Прядченко Л.В.) д/с № 34 г. Струнино по итогам 2007- 2008 г., 2008-2009г., 2009-2010 гг. в средней, старшей и подготовительной группах (по методике М.Ильиной, Л. Парамоновой и Н. Голованевой (в% )[2]

Психические процессы Виды процессов 2007-2008 2008-2009 2009-2010
уровни Н С В Н С В Н С В
Внимание Устойчивость 18 64 18 17 64 19 16 64 20
Скорость 18 60 32 13 53 34 11 53 36
Распределение 4 79 17 4 78 18 2 79 19
Переключение 3 82 15 - 84 16 - 83 17
Концентрация 16 44 40 14 39 47 13 39 48
Объем 20 43 37 19 43 38 18 42 40
Произвольность 24 53 23 22 53 25 20 53 27
Восприятие Целостность 5 77 18 5 74 21 5 71 24
Дифференцированность 10 75 15 9 74 17 8 72 20
Фонематический слух 13 77 10 13 76 11 12 74 14
Цветовосприятие 3 12 85 3 11 86 2 11 87
Форма 3 12 85 3 11 86 2 11 87
Мышление Наглядно-действенное 7 60 33 6 60 34 6 60 34
Образно-логическое 19 65 15 19 64 17 19 62 19
Словесно-логическое 20 70 10 18 72 10 17 72 11
Обобщение 10 58 32 10 58 32 18 35 47
Гибкость ума 6 74 20 5 75 20 5 73 22
Память Зрительная 9 70 31 8 60 32 8 58 34
Смысловая 12 61 27 10 61 29 11 67 32
Слуховая 10 61 29 8 61 33 6 59 35
Произвольная 7 67 25 8 64 28 8 63 29
Кратковременная 5 65 30 5 63 32 4 63 33
Механическая 36 65 9 33 55 12 32 39 17
Способность к узнаванию 2 42 56 2 38 60 2 35 63
Воображение Вербальное 30 65 5 34 60 6 36 67 7
Невербальное 32 64 4 30 64 6 29 63 8
Творческие способности 15 80 5 20 73 7 25 66 9
Произвольное поведение Умение соблюдать правила 8 45 47 10 49 49 12 37 51
Умение действовать по образцу 8 50 42 11 44 45 14 38 47
Уровень саморегуляции 20 35 45 19 36 45 18 35 47
Эмоциональное состояние 2 77 21 2 78 20 2 76 22
Тонкая моторика 9 40 51 13 70 17 17 65 18

Выводы: динамика диагностики психических процессов детей старшей группы дошкольного учреждения по итогам 2007-2008, 2008-2009, 2009-2010 гг. положительная.

Таким образом, при использовании данного опыта работы в воспитательно-образовательном процессе группы наблюдается положительная динамика в показателях экологических знаний детей. Кроме того, в группе этих детей прослеживается динамика диагностики познавательных процессов.

Это дает основание утверждать, что формирования экологической культуры имеет тенденцию к влиянию на положительное развитие познавательных процессов будущих первоклассников.

Список литературы.

1. Николаева С. Н. Программа "Юный эколог// "Дошкольное воспитание", № 9, 1994.

2. Ильина М., Парамонова Л., Голованева Н. Тесты для детей "Готов ли ваш ребенок к школе?" - СПб, Дельта, 1998.