Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Тип урока: практический, исследовательский.

Цель: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе.

Задачи:

  • познакомить учащихся с особенностями жанра;
  • рассмотреть место стихотворений в прозе в творчестве писателя;
  • обратить внимание на разнообразие тем, богатство и поэтичность языка;
  • воспитание эстетического вкуса.

Доска: портрет Тургенева, тема, эпиграфы.

На столах памятки:

  • схема анализа стихотворения;
  • тропы и фигуры речи;
  • сборники стихотворений в прозе Тургенева;
  • таблицы оценивания групп.

Словарь литературоведческих терминов (стихотворения в прозе, рефрен), критические статьи.

Стихотворения в прозе объединяет лаконичность,
иносказательность, а главное: бездна мысли. (И.Бунин)

ХОД УРОКА

Учитель. Тема нашего урока "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева - гимн вечной жизни". Сегодня мы познакомимся с этими удивительными произведениями. Это и есть цель нашего урока. Стихотворения в прозе, как отмечал И.А. Бунин, объединяет лаконичность, иносказательность, а главное: бездна мысли.

Дети выразительно читают стихотворения без комментариев с презентациями и музыкальным сопровождением (Порог - чтение по ролям + история создания; Памяти Юлии Вревской + история создания). Домашнее задание.

Юлия Петровна Вревская была дочерью генерала, шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала Вревского, друга М.Ю. Лермонтова. Он погиб через два года после свадьбы на Кавказе.

Юлия Петровна добровольно стала сестрой милосердия во время русско-турецкой войны в Болгарии. Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях. По выражению Тургенева, стихотворение "Памяти Ю.П.Вревской" было цветком, который он возложил на ее могилу.

И.С.Тургенев "Памяти Ю.П.Вревской".

На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа.

Он была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней не волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала - и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась - и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда - а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасиба даже ее трупу - хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасиба.

Пусть же не оскорбится ее милая тень поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

Сентябрь, 1878

Презентации (архив).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Одним из лучших политических стихотворений в прозе по праву считается "Порог". Напечатан "Порог" впервые в сентябре 1883 года. Написан под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. И она переступает через этот символический порог:

ПОРОГ

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью - угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

- О ты, что желаешь переступить этот порог, - знаешь ли ты, что тебя ожидает?

- Знаю, - отвечает девушка.

- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

- Знаю.

- Отчуждение полное, одиночество?

- Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

- Не только от врагов - но и от родных, от друзей?

- Да... и от них.

- Хорошо. Ты готова на жертву?

- Да.

- На безымянную жертву? Ты погибнешь - и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!

- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

- Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову...

- И на преступление готова.

Голос не тотчас возобновил свои вопросы.

- Знаешь ли ты, - заговорил он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

- Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

- Войди!

Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.

- Дура! - проскрежетал кто-то сзади.

- Святая! - принеслось откуда-то в ответ.

Май, 1878

Учитель. Ребята продемонстрировали домашнее задание. Вы тоже дома читали стихи, может быть, эти или другие.

- Встретились ли вам стихи, прочитанные ранее? О чем вам хотелось бы узнать?

1) об особенностях жанра стихотворений в прозе,

2) какое место занимают они в творчестве писателя,

3) познакомиться с разнообразием тем,

4) чем стихотворения в прозе интересны для нас?

Учитель. Таким образом, мы сформулировали задачи, которые будем решать.

- Какие стихи вы хотели бы проанализировать? Кто еще подготовил чтение наизусть? Возможно, вы подготовили презентации, которые будут сопровождать ваше чтение.

- А теперь я предлагаю разделиться на группы. На столах у вас тексты стихотворений, схемы анализа, таблица изобразительных средств, а также таблица для выражения вашего отношения к ответам ребят из других групп.

- Я бы хотела, чтобы в итоге работы вы ответили на вопрос: почему гимн вечной жизни Тургенев захотел исполнить именно стихотворениями в прозе?

- Мне нужны помощники для индивидуальной работы со словарем и с учебником 1) рассказать о жанровом своеобразии стихотворений в прозе;

2) об истории создания стихотворения в прозе.

Ребята рассаживаются и готовятся 7-10 минут.

Выступление учащихся с индивидуальными заданиями:

Перед тем, как вы будете выступать, я хочу зачитать вам слова В.Г. Короленко: "Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозаикой, создающей цельную картину."

- жанровое своеобразие;

Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворения в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра и рифмы: небольшой объем, часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность стиля, круг образов, мотивов, идей, характерных для поэзии данного времени, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания. Некоторые стихотворения в прозе повествовательны, имеют сюжет ("Воробей").

Стихотворения очень различны по характеру. Но их объединяют и общие черты:

  • Автобиографичность, рассказ от первого лица.
  • Исповедальность дневниковой записи.
  • Философские раздумья над важнейшими вопросами.
  • Доверительное общение с читателем.

Они различны по жанру: сказка ("Старуха"), сатира ("Довольный человек", "Житейское правило"), легенда ("Восточная легенда"), диалог ("Рабочий и белоручка") и другие.

- история создания.

Тургенев жил в Париже, общался с видными французскими литераторами, и прежде всего с замечательным стилистом Гюставом Флобером, очень хорошо знал все книжные новинки и модные направления. И поэтому в своих исканиях обратил внимание на стихотворения в прозе Шарля Бодлера и других поэтов наступающей эпохи декаданса (т.е. упадка), как критически называли эту школу предшественников символизма. Именно там возник жанр небольшого стихотворения в прозе.

Первоначально Тургенев рассматривал стихотворения в прозе как "эскизы" для будущих произведений. При первом издании автор написал следующее предисловие: "Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет - и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое: и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу."

Стихотворения в прозе написаны И. С. Тургеневым между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни писателя. Отсюда и название, которое он для них придумал: "Senilia" - в переводе с латинского "старческое". Редактор журнала "Вестник Европы", где стихотворения были впервые напечатаны, заменил название другим, оставшимся навсегда, - "Стихотворения в прозе".

Сборник состоит из двух частей. Первая часть была напечатана еще при жизни автора, в 1882 году. Вторая ("Новые стихотворения в прозе") сохранилась в черновиках писателя и впервые была опубликована только в 1930 году.

Выступление групп.

1 группа. "Как хороши, как свежи были розы:" Чтение наизусть, презентация.

Стилистический анализ стихотворения в прозе.

Учитель. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг. Миг радости, любви, счастья: Как бы ни была тяжела жизнь человека. В ней есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет. Тургенев воспевает прекрасные моменты - мгновения радости, счастья, любви.

2 группа. Стихотворение "Собака". Чтение наизусть. Презентация.

Стилистический анализ стихотворения в прозе.

Учитель. Что воспевает Тургенев? Автор говорит о равенстве всех живых существ перед законами природы. Ей все равно, что человек, что собака. У всех жизнь одна - и это величайшая ценность. "Не дайте проскользнуть жизни между пальцев", т.е. цените все, что есть в жизни.

3 группа. Стихотворение "Довольный человек". Чтение наизусть, презентация.

Стилистический анализ стихотворения в прозе.

Учитель. Тургенев развенчивает клеветничество. Можно вспомнить слова Бодлера: "Всегда непростительно быть злым: и по глупости, и сознательно:". Это про таких гласит народная мудрость: "Образ человечий, а думка скотская".

Итак, подведем итог. В результате нашей работы мы теперь попробуем ответить на вопрос: почему гимн вечной жизни Тургенев захотел исполнить именно стихотворениями в прозе? Почему в конце жизни он обратился именно к такому необычному жанру?

Дань моде (Франция).

Именно в стихотворениях в прозе возможно передать столько лирических переживаний. Лаконизм и свобода в выборе художественных средств позволяют писателю запечатлеть то, что невозможно отобразить в масштабном эпическом произведении. (Тургеневу хотелось сказать о многом в доступной форме.)

Возможность использования в миниатюрах разнообразных жанров (элегия, некролог, сказка, сатира, сон, рассказ, монолог, диалог).

Именно в стихотворениях в прозе гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы - это "сплав поэзии и прозы". Тургенев любил и хорошо знал музыку - вот почему так красиво "звучат" его произведения.

Исследователь Гусев объясняет это явление в русской литературе 19 века развитием взаимодействия родов и видов. Художественный опыт обобщался "сплавом поэзии и прозы".

И последнее: В чем актуальность стихотворений в прозе? (проблема отцов и детей, связь поколений, старшие учат младших).

- Тургенев заставляет нас задуматься над важнейшими вопросами бытия. Как мы живем? Какие непреходящие ценности управляют нашими поступками? А восхваляет он при этом самую обычную жизнь с её радостями и горестями, т.е. то, что нужно ценить.

- Мы все знаем, что живем не так, как надо и как могли бы жить. И потому всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя её, а затем, чтобы с каждым днем становиться хоть немного лучше, исправляя себя.

Учитель. - Как вы оценили работу на уроке своих товарищей? Покажите таблицы .

Д/З.

1) Я предлагаю вам попробовать самим сочинить своё стихотворение в прозе о том, что вас волнует (по желанию).

2) Выучить наизусть стихотворение в прозе (по выбору), найти средства художественной выразительности.

"Нищий", "Житейское правило", "Щи", "Старик", "Мы еще повоюем", "Мне жаль".

Рефлексия. - Что нового вы узнали на уроке?

Таблица оценивания

  Группа Группа
1. Выразительное чтение    
2. Ясность изложения    
3. Аргументированность выводов    
4. Свобода рассуждений    
5. Итог    
  • отлично
  • хорошо
  • удовлетворительно