Математическая викторина "Своя игра"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Развитию творческих способностей уделяется много внимания в современной педагогике. Наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи, зависимости, закономерности - все это составляет творческие способности. Подготовка творческой личности - длительный процесс. Методики творчества в школе пока еще нет. Однако многое в этом направлении можно сделать самостоятельно соблюдая следующие принципы педагогической техники, изложенные в книге Анатолия Гина " Приемы педагогической техники".

Принцип свободы выбора. В любом обучающем, управляющем или контролирующем действии предоставь ученику право выбора. Но ученик несет ответственность за свой выбор. Пример: дз, кр, решение классных задач двух или трех уровней. Первый - обязательный (посильно любому), второй - тренировочный ( для желающих хорошо знать предмет), третий - творческий (на добровольных началах - доклады, тематические сборники, учебные комиксы, кроссворды, новые типы задач, не входящих в школьную программу, тематические сборники интересных фактов)

Принцип открытости. Не только давать знания, но и показывать их границы. Сам ученик не знает, чего он не знает. Откуда взяться любознательности? Необходимо сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежит за пределами изучаемого курса. Например: повторение с расширением, т.е. ученики сами разрабатывают систему вопросов, которые позволят расширить знания по изученной теме. Пересечение тем - ученики подбирают задачи, вопросы, выдвигают гипотезы, идеи, связывающие изученный материал с любой из ранее пройденных тем.

Принцип деятельности. Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность. Освоение знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности. Знания нужно применять, преобразовывать, расширять, дополнять, находить новые связи и соотношения. Организация коллективной учебной деятельности, работа над проектами.

Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Важная роль отводится вопросам, побуждающим к рефлексии урока. Она подразумевает осмысление своего опыта с целью перейти к новому пониманию. Она включает в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, а также переживание, припоминание и решение проблем. (Что узнали, что не получилось, как преодолеть ошибки и т.д.?)

Принцип идеальности. Максимально использовать возможности знания и интересы учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.

Приемов педагогической техники масса. Овладение ими позволит заинтересовать учеников, не скучно повторить материал, поддержать интерес к учебной проблеме, а значит активизировать познавательную деятельность учащихся.

36 часов в 5-9 гимназических классах отводится на дополнительное образование по всем предметам. Учителя нашего методического объединения разработали по всем параллелям программы кружков. Дополнительное образование дает возможность ребенку почувствовать атмосферу постоянного поиска, включиться в работу коллектива, увлеченного решением проблемы. Основу кружковых занятий составляют упражнения на тренировку наблюдательности и внимания, различных видов мышления и памяти, быстроты реакции, пространственно-временной ориентации. Их дополняют логические и поисковые творческие задачи, развивающие подвижность и гибкость мышления, интуицию, фантазию, воображение, нестандартное творческое мышление, повышают интерес не только к конечным результатам работы, но и к самому процессу познания.

Развивающий курс для учащихся 5-6 классов называется "Интеллект и творчество" направлен на развитие познавательного интереса учащихся, на формирование их интеллектуальных качеств и на создание условий, обеспечивающих их творческую деятельность.

В рамках реализации данного курса уроки развития интеллекта делятся на:

А) уроки логического мышления ( игры со словами, задачи о фальшивых монетах, логическая мозаика, выявление закономерностей)

Б) уроки нетрадиционного мышления, смекалки ( игры со спичками, шарады, ребусы, кроссворды, головоломки)

В) уроки занимательной криптографии ( шифры, магические квадраты)

Г) уроки интеллектуального театра ( игры с творческим ролевым сюжетом, сюжетные логические задачи, устные журналы)

Д) уроки- тренинги ( тренировки внимания, памяти, наблюдательности, быстроты реакции)

Кружок для учащихся 7-8 классов называется "Математические исследования" Общая цель программы состоит в обучении воспитанников проектированию исследовательской деятельности, освоению ими основных приемов исследовательской работы.

Цель обучения состоит в том что, чтобы научить детей такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение - как объект конструирования и изобретения.

Соответственно этому, задачи обучения заключаются в следующем:

  • познакомить детей с методиками исследования и технологиями решения задач и научить их оперировать данными методиками;
  • научить анализировать задачи по геометрии, научить оперировать линейкой и циркулем;
  • познакомить учащихся с элементами теории множеств, теории вероятности, комбинаторики, логики;
  • сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач, научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать новый материал;
  • рассмотреть и исследовать функции, их графики, преобразования графиков;
  • познакомиться с планиметрическими фигурами и изучить их взаимосвязи;
  • познакомить учеников с новыми разделами математики;
  • расширить представление детей о взаимосвязях математики с другими областями жизни;
  • подготовить учащихся к самостоятельной учебно-исследовательской работе с темой.

Формы занятий-беседы, практикумы по решению задач, конкурсы на изготовление лучшей модели, лучшей исследовательской работы на заданную тему, конференция при подведении итогов исследовательской работы.

После завершения обучения по данной программе учащиеся смогут

  • анализировать и решать нестандартные задачи;
  • изготавливать модели пространственных фигур, работать с инструментами;
  • расширять свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими областями жизни;
  • применять эти знания в различных областях обучения.

Учителям, работающим в гимназических классах, приходится соответствовать уровню не только интеллектуальных способностей своих учеников, но их способностям ориентироваться в мире компьютерных технологий. Приходится осваивать интерактивные технологии обучения, применять в своей работе программные продукты "Живая геометрия", "Живая статистика", "Автограф" , другие цифровые образовательные ресурсы.

Каждый год в школе проводится Неделя математики. Многие мероприятиия недели заслуживают вашего внимания. Это и Конкурсы вычислителей, Конкурсы проектов по отдельным темам курса, Конкурсы презентаций по отдельным темам, олимпиады по тестам ЕГЭ и ГИА. Хочу остановиться на математической викторине "Своя игра", презентация которой прилагается .

Данная игра является предметной интеллектуальной игрой, которая носит тренинговый и развивающий характер и проводится в рамках внеклассной работы по предмету в 9 классах.

Цели проведения игры: 1) актуализация теоретических знаний учащихся, их вычислительных навыков, повышение интереса к предмету, познавательной активности учащихся; 2) развитие логического мышления, внимания, памяти, речи; 3) воспитание активности, коллективной и личной ответственности, самостоятельности.

В игре принимает участие весь класс, который предварительно разбивается на 3 приблизительно равные по силам команды или она проводится между командами классов одной параллели. Каждая команда выбирает капитана, название команды и эмблему, которые оцениваются жюри (ученики старших классов, оказывающие помощь в проведении игры).Продолжительность игры - 60 минут. Обеспечение: компьютер, проектор и экран.

ХОД ИГРЫ

Команды рассаживаются в классе группами: 3 команды - 3 группы. Ведущий объявляет начало игры, о ходе которой учащиеся проинформированы заранее. Команды по очереди выбирают категорию вопроса соответствующей степени сложности. Например, Г-2. Это значит, что это вопрос по геометрии, оцениваться он будет 20 баллами. Ведущий нажимает на кнопку соответствующего вопроса на табло и вопрос открывается. Команды решают задачу и подают ответ в жюри. После получения ответов по щелчку левой кнопки мышки открывается правильный ответ. Жюри выставляет в судейский бланк каждой команде набранное количество очков. Нажав левой кнопкой мыши на кнопку "табло" слайда, мы возвращаемся в главное меню игры, команды выбирают следующий вопрос и его категорию, и игра продолжается .

Упражнения раздела "Алгебра"

Алгебра 1

Постройте график функции у=+3

Ответ:

Алгебра 2

При каких значениях х определено выражение (5х+2)-3 ? Ответ:-0,4

Алгебра 3

Решить уравнение х8 - 16 =0.

Ответ:

Алгебра 4

Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются числа и .

Ответ:

Алгебра 5

Известно, что а + Найти .

Ответ: 7

Упражнения раздела "Геометрия"

Геометрия 1

Высоты данного треугольника не пересекаются. Какой это треугольник?

Ответ: тупоугольный

Геометрия 2

Может ли средняя линия трапеции проходить через точку пересечения диагоналей этой трапеции?

Ответ: нет

Геометрия 3

Найти большую боковую сторону прямоугольной трапеции с высотой а+в и основаниями а и в (а< в)

Ответ:

Геометрия 4

Верно ли, что из двух парллелограммов с соответственно равными сторонами большую площадь имеет тот, у которого тупой угол больше?

Ответ: нет, синус большего тупого угла- меньше, следовательно и его площадь меньше

Геометрия 5

В прямоугольном треугольнике АВС М - середина катета ВС, Е - середина гипотенузы АВ. Какую часть площади треугольника АСМ составляет площадь треугольника АМЕ?

Ответ: 1/2. У этих треугольников одинаковые высоты, значит их площади относятся как основания МЕ:СА=1:2

Упражнения раздела "История математики"

История 1

В древности такого слова не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского означает "спица в колесе" .

Ответ: радиус

История 2

Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого обозначает "натянутая тетива". Что это?

Ответ: гипотенуза

История 3

Какой математический термин обозначался Radix или R, и что обозначает запись R212?

Ответ: арифметический квадратный корень

История 4

Какую теорему называют "теоремой невесты"?

Ответ: теорему Пифагора

История 5

Кого называют математиком из Сиракуз?

Ответ: Архимед

Упражнения раздела "Задачи на смекалку"

Смекалка 1

Одна треть от одной целой одной второй некоторого числа равна 50. Какое это число?

Ответ: 100

Смекалка 2

Теннисный мяч и баскетбольный мяч обтянули проволокой по "экватору". Длину проволоки увеличили на 1 см. Где зазор между концами проволоки будет больше?

Ответ: одинаковый

Смекалка 3

Петя выполнит некоторую работу за 2 дня, Коля - за 3 дня, а Вася - за 6 дней. За какое время они выполнят эту работу вместе?

Ответ: за 1 день

Смекалка 4

Некоторый вид бактерий размножается со скоростью 1 деление в минуту (они раздваиваются). Если посадить одну бактерию в пустой сосуд, то он заполнится за 1 час. За какое время наполнится сосуд, если в него посадить 2 бактерии?

Ответ: за 59 минут

Смекалка 5

Служащая банка объяснила клиенту, что вложенная им сумма увеличится на 200%, т.е. в 2 раза. В чем ошиблась служащая и как исправить сказанное, если проценты указаны верно?

Ответ: в три раза

Упражнения раздела "Числовые выражения"

Вычисления 1

Вычислите

Ответ: 792

Вычисления 2

Что больше: 1020 или 2010 ?

Ответ: 1020

Вычисления 3

Как изменится дробь, если числитель ее увеличить на знаменатель?

Ответ: (Увеличится на 1)

Вычисления 4

Вычислить: .

Ответ: 20

Вычисления 5

На какую цифру оканчивается число 22010?

Ответ: 4