Методическая разработка урока русского языка с использованием современных подходов к обучению орфографии в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и
    того же склонения, научить учащихся решать орфографические задачи в окончаниях имен
    существительных.
  2. Отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных.
    Систематизировать существенные признаки имени существительного как части речи.
  3. Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и
    нестандартных ситуациях.
  4. Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.
  5. Развивать речь детей через работу с пословицами, при объяснении выбора буквы в орфограмме.
  6. Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.
  7. Совершенствовать каллиграфические умения.
  8. Развивать прогностическую самооценку детей, итоговый взаимо- и самоконтроль.
  9. Провести пропедевтическую работу по профориентации через знакомство с профессией редакторов и корректоров.
  10. Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия к чужим ошибкам, ответственности за порученное дело.

Оборудование для учителя: конверты с заданиями для дифференцированной работы (по количеству детей), тесты (по числу учеников в классе), табличка “Главный редактор”, образец записи предложения для минутки чистописания, памятка “Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных ”, компьютер.

Оборудование для учеников: “личики” настроения, учебник, рабочая тетрадь, цветовой “веер”.

План урока:

  1. Организационный момент 1__ мин.
  2. Сообщение темы, постановка целей урока. Введение в игровой сюжет 1__ мин.
  3. Минутка чистописания 4__ мин.
  4. Повторение теоретических сведений об именах существительных__4__ мин.
  5. Подготовительная работа 4 мин.
  6. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи 6 мин.
  7. Работа с учебником 2 мин.
  8. Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных 5 мин.
  9. Работа с пословицами. Упражнение в проверке безударных падежных окончаний имен существительных. 4 мин.
  10. Физкультминутка 1 мин.
  11. Дифференцированная работа 5 мин.
  12. Домашнее задание ___1_ мин.
  13. Подведение итогов урока. Рефлексия ___2___мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Я рада вновь видеть вас. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? “Просигнальте” мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – “настроение” в виде личика.)

2. Сообщение темы, постановка целей урока. Введение в игровой сюжет.

– Сегодня на уроке я предлагаю вам представить себя в роли журналистов, редакторов, корректоров, наборщиков, чтобы обобщить свои знания об имени существительном, узнать, как решить орфографическую задачу в окончаниях имен существительных и издать номер журнала “ Почемучка”. А эпиграфом к журналу мы можем взять следующие слова:

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам

Думаю, мы совершим много интересных открытий. Согласны?

3. Минутка чистописания.

– А начнём мы с коррекции своего почерка. Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании “оро”.

(Учитель показывает на доске написание сочетания букв “оро” с нижним и верхним соединением.)

–  Прочитайте предложение, обратите внимание на соединение букв:

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

– Верно ли это высказывание? (Ответы детей.)
– Как нужно прочитать это предложение, чтобы оно стало верным? (Сделать в слове “сорок” ударение на второй слог, тогда это слово будет обозначать не число, а название птицы.)
– Поставьте ударение.
– Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово “сорок”; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково.)

Красиво запишите всё предложение в тетрадочку. (Дети пишут.)

Не забудьте себя проконтролировать.

4. Повторение теоретических сведений об имени существительном.

1. “Выборы главного редактора”.

– А сейчас самое время выбрать моего помощника, “главного редактора”, который будет контролировать нашу работу, выбирать материалы для публикаций. Кто из вас ответит быстро и правильно на вопросы теста об имени существительном, тот и займет по праву это место. (Учитель раздает каждому тестовое задание с теоретическими сведениями об имени существительном. Первый выполнивший несёт лист с заданиями на проверку учителю, и если ошибок нет, занимает отдельную парту с табличкой “Главный редактор”.)

1. Какая часть речи называется именем существительным?

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;
б) Имя существительное – это часть слова, которая обозначает предмет.

2.Что называют склонением?

а) Изменение имен существительных по падежам;
б) Изменением имен существительных по родам?

3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

а) с помощью рода и окончания;
б) с помощью проверочного слова.

4. Какая группа слов относится к 1 склонению?

а) яблоко, лимон, помидор;
б) слива, дядя, вишня.

5. Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а) окно, автомобиль, товарищ;
б) зима, весна, суббота.

6. Какая группа слов относится к 3 склонению?

а) морковь, печь, степь;
б) снегирь, день, пень.

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6

Проверка производится на компьютере.

5. Подготовительная работа (помогает ученикам освоить признаки проверочных слов и собрать нужные примеры).

– Распределите слова из “Справочного бюро” по столбикам в соответствии со склонением. Выделите в них окончания и покажите, где возможно, что они ударные.

Печь, земля, окно, стена, стол, степь, огонь, рука, рукав.

6. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи На доске:

Рука, плечо, грудь, бочка, небо, шерсть

Внимательно прочитайте задание и "шаг за шагом" выполните работу. “Шаги”:

  1. Укажите склонение, к которому относится слово.
  2. Измените данные существительные по падежам.
  3. Выделите окончания. Если не знаете, какую букву писать, ставьте знак "?"
  4. Поставьте ударение.

– Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных? (Предположение детей.)
– В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? (Рука, плечо, грудь. В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)
– В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему? (Бочка, небо, шерсть. Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву.)
– В каких падежах легче всего допустить ошибку? (В родительном, творительном, дательном и предложном падежах.)
– Где еще может находиться безударная гласная? (В корне.)
– Как вы будете действовать? (Подобрать такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным.)
– 
Правильно, узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же букву в проверяемом.
– А как проверить её в окончании? Можем сразу ответить на этот вопрос? Почему? (Нет, не знаем правило проверки.)
– Определите цель нашего урока. (Узнать правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных.)
– Давайте воспользуемся уже знакомым нам способом действия – безударный гласный проверяю ударным – для решения орфографической задачи не только в корне, но и в окончании. Для этого мы должны действовать по алгоритму:

  1. Определить тип склонения.
  2. Подставить на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.
  3. Написать в окончании слова ту же букву, что и в окончании проверочного.

Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

–  Как будем действовать, чтобы решить орфографическую задачу в окончании имен существительных ? Рисунок 1

7. Работа с учебником: сверим полученные знания с правилом в учебнике. (Дети читают правило и сравнивают свои выводы с ним).

8. Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных

Мальчик – иностранец не воспользовался памяткой “Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных” и допустил ошибку в рассуждениях, что привело к неверному написанию:

Подошли куда? к чему? (к степи) к рощи; снежный бугор быстро образовался где? на чем? (на стене) на крыше сторожке; ребята шли где? по чему? (по реке) по краю дороге; увидели кого? (ежа) ежиха .

– Вы согласны с такой проверкой? Какое различие между проверочным словом и проверяемым он не учел?

9. Работа с пословицами. Упражнение в проверке безударных падежных окончаний имен существительных.

–  А теперь давайте отправимся в редакцию и поиграем.

Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.

Содержание игры: "Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Применив новые знания, решите орфографическую задачу. Для нахождения верного ответа, выполните вслух (шепотом) развернутое рассуждение ".

Собирай по ягодк_ – наберёшь кузовок. Без букваря и грамматик_ не учатся и математик_. Капля по капл_ и камень точит. Букварь – к мудрост_ ступенька.

– Какие правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания имен существительных ?
– Кому было легко выполнить это задание, поставьте на полях отметку зеленого цвета, а кому трудно – красного.
– Молодцы! Вы очень внимательны. А это одно из главных качеств, необходимых в работе и журналиста, и корректора, и редактора.

10. Физкультминутка

11. Дифференцированная работа.

1. – Что ж, отдохнули и со свежими силами продолжаем работу. Разделимся на группы. Чтобы мы могли, как можно больше подобрать интересного материала для журнала, некоторым из вас я предлагаю стать корреспондентами. А те, кто умеют и любят исправлять чужие орфографические ошибки, попробуют себя в роли корректоров . Не останутся без работы и редакторы. Вы получите индивидуальные задания. Подходите к столу и выбирайте себе любое. Задания прислали наши читатели. На столе “главного редактора” разложены конверты с заданиями.

Задания для корреспондентов :

1. Прочитай и отметь орфограммы _ или

Утром выпал снег. Закружились в воздухе пушистые снежинки. Они укутали белым покрывалом землю. Тонким ледком покрылась речка. Она притихла и уснула, как в сказке.

2. Запиши предложения, оставляя “окошки” на месте орфограмм гласных и согласных слабых позиций.

3. Посмотри нужные буквы и ручкой другого цвета вставь их в “окошки”

После окончания относите свои работы главному редактору и переходите к тексту № 182.

Задания для корректоров:

1 .Исправь ошибки, запиши правильно словосочетания.

Красная помидора, новый полотенец, упала грабля, вкусный вермишель, серый мышь, новый туфель, мое фамилие, много палътов.

2. Разбери одно из существительных как часть речи.

После окончания относите свои работы главному редактору и переходите к тексту № 182.

Задания для редакторов:

1 .Дополни предложения подходящими по смыслу существительными, чтобы получился связный рассказ. Озаглавь.

Брат меня и маму катал на ______ по тихой реке. Брат ловко работал ______ . На воде тихо качались белые ______, желтые . Берега реки утопают в _______. Хорошо летом на реке!

2. Выполни звуко-буквенный разбор слова белые.

После окончания относите свои работы главному редактору и переходите к тексту № 182.

2. “Игра “Наборщики”

1) На доске записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена. Эту гласную напишите под соответствующей цифрой.

На ветк_ сирен_, в театр_ на спектакл_, из жизн_ девочк_, от пристан_ до деревн_, около грядк_, по тропинк_ к дач_.

(1Е, 2И, ЗЕ, 4Е, 5И, 6И, 7И, 8И, 9И, 10Е, 11Е)

2) Мы уже говорили, что быть внимательным надо всем, в том числе и наборщикам в типографии. Но, к сожалению, таким не оказался тот, кто набирал следующее предложение. (Оно записано или на доске). Что же здесь должно быть написано?

Догадались?

-о-ч-л-д-л-г-л-й-м-л- ! (Кончил дело – гуляй смело!)

– Вот и мы заканчиваем нашу работу. С каким настроением? Покажите “личико”

12. Домашнее задание.

– Я думаю, ваше настроение не изменится и при выполнении домашнего задания, потому что оно тоже сегодня интересное и необычное: придумать рекламу для журнала, подобрать четверостишие, в котором есть существительные с безударным падежным окончанием . Все ваши работы мы также “опубликуем”. А еще расскажите дома, как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

13. Подведение итогов урока Рефлексия.

– Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных?
– Кто научился решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных?
– Как вы будете действовать, если у существительного безударное окончание?
– Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?
– Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? А кому надо быть активнее?