Открытый урок по окружающему миру по теме "Строение тела человека". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: вести понятие “внешнее” и “внутренне” строение тела человека, познакомить учащихся с частями и внутренними органами человека.

Оборудование:

  • Таблица “Органы пищеварения”
  • Картина “Дом”
  • Карточки для таблицы: строение тела человека, внешнее, внутреннее, части тела, голова, шея, туловище (грудь, живот, спина), руки, ноги, органы, мозг, легкие, сердце
  • Пластилин (красный, синий, серый)
  • Карточки с силуэтами человека (индивидуальные)
  • Салфетки
  • Воздушный красный шарик
  • Поролоновая губка
  • Веревка длиной 8 метров
  • Индивидуальные карточки с кроссвордами

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

2. Психологический настрой:

  • я в школе на уроке;
  • сейчас я начну учиться;
  • я радуюсь этому;
  • внимание моё растет;
  • я как разведчик все замечу;
  • память моя крепка;
  • голова мыслит ясно;
  • я хочу учиться;
  • я очень хочу учиться;
  • я готов к работе;
  • работаю.

Откройте глаза. Подарите улыбку.

3. Мозговая гимнастика.

А чтобы успешно работать, проведем мозговую гимнастику:

  1. Качания головой. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
  2. Ленивые восьмерки. Нарисуйте в воздухе семерки. По три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
  3. Шапка для размышлений. Наденьте шапку, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки – три раза.
  4. Зоркие глазки. Шесть кругов по часовой стрелке и шесть кругов против часовой стрелки нарисуйте глазами.
  5. Стрельба глазами. Двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по три раза.

4. Актуализация знаний учащихся.

– Рассмотрите картинку. Что вы видите? (Дом)

– Как дом устроен снаружи? (Крыша, дверь, окна).

То, что мы видим снаружи, это внешнее строение дома.

– А что находится внутри?

То, что мы можем увидеть внутри, называется внутренним строением.

5. Изучение новой темы.

Сегодня на уроке мы поговорим о внешнем и внутреннем строение человека, исследуем его:

Посмотрите друг на друга и скажите, из каких частей состоит тело человека снаружи, называя последовательно сверху вниз.

– Давайте проверим, у всех ли есть те части тела, которые вы называли:

* Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте;
* Покажите, где находится ваша шея;
* Пощупайте грудную клетку;
* Погладьте друг друга по спине;
* Погладьте себя по животу;
* Поднимите правую руку вверх;
* Спрячьте левую руку за спину;
* Поставьте правую ногу на пятку;
* Топните левой ногой.

– Как одним словом назвать грудь, спину и живот? (Туловище)
– Почему руки называют верхние конечности, а ноги – нижние конечности?

6. Физминутка.

На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимайте руки
По команде “раз”,
А над нами весело
Шелестит листва,
Опускаем руки мы
По команде “два”.

7. Продолжение изучения новой темы.

Внутренне строение.

Мы рассмотрели внешнее строение тела человека.

– А какое же его внутреннее строение? Что об этом знаете?

Тело человека внутри состоит из органов. Прочитайте хором:

Органы.

Практическая работа.

Вы смотрите вокруг и видите предметы, людей. Читаете, пишите, бросаете мяч, решаете. Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг головной.

– Где он расположен, в какой части тела?

Возьмите пластилин серого цвета, вылепите “головной мозг” и прикрепите на силуэт человека из картона.

Головной мозг следит за тем, как мы дышим.

У каждого человека два легких: правое и левое. А находятся они в грудной клетке. Легкие похожи на две розовые губки. При выходе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размерах. Когда мы делаем вздох, легкие наполняются воздухом и расширяются.

– С помощью какого органы мы дышите?

Вы лепите легкие из синего пластилина и прикрепите на силуэт человека.

Мы должны правильно дышать. Не через рот, а через нос. При дыхании воздух прогревается до 25, а при дыхании ртом – только до 20.

Если зимой дышать через рот, то можно заболеть ангиной или гриппом, ОРЗ, Проходя через нос, воздух увлажняется и освобождается от пыли и бактерий.

Дыхательные упражнения:

  1. Сделать 10 вздохов и выдохов через правую и левую ноздрю по очереди, закрывая их большим и указательным пальцами.
  2. При выдохе постукивать по крыльям носа указательными пальцами.
  3. Сделать спокойный вдох через нос, а при выдохе одновременно с постукиванием пальцами по крыльям носа произносить “ба-бо-бу”.

– Скажите, как узнают, жив человек или умер?

Прежде всего прослушивают, бьётся ли у человека сердце.

– Где оно находится? (В груди, в левой части).

Приложите левую ладонь к сердцу. Оно размером с кулак, покажите. Это неутомимый мотор, оно непрерывно гонит в сосуды кровь и заставляет её обегать все тело.

Лепим из красного пластилина сердце и прикрепляем его.

А теперь, чтобы размяться, выполним знакомые упражнения. Отдых будет полезный и активным. Дышать надо только через нос.

  • “Часики” (тик-так)
  • “Вырасти большой” (ух)
  • “Паровозик” (чух-чух-чух)
  • “Лыжник” (м-м-м)

Нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Главное отделение “внутренней кухни”– это желудок. Он находится в верхней части живота с левой стороны (под рёбрами). Желудок напоминает мешок. Без еды он как смущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Попадает пища в желудок, он растягивается (надувание воздушного шарика). Чем больше пищи мы съедаем, тем сильнее растягивается наш желудок. Но больше 2–3 литров еды в него поместиться не может.

Показ по таблице “Органы пищеварения”

В желудке пища перерабатывается лишь на половину. И тогда она отправляется в длинное путешествие по извилистому лабиринту кишечник.

Показ по таблице”Органы пищеварения”.

Он тянется почти на 8 метров, но свернут так плотно, что целиком помешается в животе.

Задание.

Растянуть веревку длиной 8 метров.

У желудка есть необыкновенная соседка – печень. Печень живет с правой стороны от желудка, в верхней части живота. Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривает пищу.

Показ по таблице “Органы пищеварения”.

Вывод:

Мы исследовали внутренние органы, прочитаем ещё раз их названия. Все эти органы взаимосвязаны, составляют слаженный организм. При соблюдении правил гигиены и здорового образа жизни, человек может прожить более 100 лет.

8. Физминутка “Аист”.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай левою ногой,
Топай правою ногой,
Снова левою ногой,
Снова правою ногой,
И тогда придешь домой.

9. Рефлекси

Загадки:

Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут?
(Ноги)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится это
(Сердце)

Тест:

  1. Командный пункт (мозг).
  2. Мотор, размером немногим больше кулака (сердце).
  3. Похожи на две розовые губки (легкие).
  4. Главное отделение внутренней кухни (желудок).
  5. Похож на длинный извилистый лабиринт (кишечник).
  6. Соседка желудка, находится с правой стороны (печень).

10. Подведение итогов урока.

– Для чего нужно знать строение человека?

Чтобы быть здоровым и никогда не болеть, надо знать работу органов человеческого организма, и что они составляют слаженный организм. Если вести здоровый образ жизни и выполнять правила гигиены (наука о здоровье), то человек будет здоров.

Домашнее задание.

1. Прочитайте текст “Как работает наш организм?”