Урок природоведения "Большой мир маленьких клеток". 5-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Тип урока: урок по технологии развития критического мышления.

Цель урока: научить работать с микроскопом, привить интерес к изучению цитологии.

Задачи урока

Обучающие:

  • познакомить с правилами приготовления микропрепаратов;;
  • расширить и углубить знания о клетке

Развивающие:

  • развивать технику чтения, образную память;
  • способствовать развитию у учащихся умений прогнозировать, выражать мысли в словесной форме;

Воспитывающие:

  • вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью;
  • воспитывать бережное отношение к оптическим приборам и оборудованию, аккуратность.

Средства обучения:

технические:

  • компьютер с установленной операционной системой MS Windows,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • материал к практической работе.
  • микроскопы
  • рабочая тетрадь,
  • учебник

программные:  презентация,

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изложение нового материала.
  4. Обобщение и закрепление полученных знаний (практическая часть урока).
  5. Подведение итогов урока

ХОД УРОКА

Этап урока Содержание Слайды Время (мин)
Организационный этап Включение всех учащихся в работу   1-2
Определение темы и задач урока Записать тему урока 1 2
Вызов информации Применение приема критического мышления 2  
Этап осмысления учебной информации Работа с текстами, рисунками.

Особенности строения клеток

3 10
Лабораторная работа 4-5 20
Этап рефлексии Заполнение графы таблицы "Узнали". 6-7 4-8
Домашнее задание.     5

- Итак, с чего же мы начнем, мистер Сайрес? - спросил Пенкрофт на следующее утро.
- С самого начала, - ответил Сайрес Смит.
Жюль Верн

I этап. Вызов информации.

(СЛАЙД 1) Объявляется тема урока. Зачитываются слова Жюля Верна (эпиграф к уроку).

Обсуждение вопроса "Почему в одном организме так много разновидностей клеток?".

(СЛАЙД 2) Знакомство с технологией INSERT . Учащиеся заполняют таблицу. Лист бумаги делится на три части. Каждая часть называется. Обсуждение того, что известно о клетке. Спорные вопросы записываются во вторую графу)

ЗНАЕМ Хотим узнать Узнали
     

II этап. Осмысление учебной информации.

Работа с текстами и рисунками на с 110-111. Выполнение заданий на слайде 3 (работа в парах, затем проверка в микрогруппах).

Лабораторная работа "Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука"

  1. Повторение правил работы с микроскопом, план предлагается на слайде 4.
  2. Повторение правил техники безопасности.
  3. Выполнение работы по инструкции (слайд 5)

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

1. Капните пипеткой 2-3 капли воды на предметное стекло.

2. С помощью пинцета отделите тонкую кожицу от листа лука и поместите ее в каплю воды на предметном стекле.

3. Накройте препарат покровным стеклом.

4. Добавьте йод, капнув одну каплю вдоль границы покровного стекла.

5. С помощью фильтровальной бумаги удалите излишек воды.

6. Поместите препарат под микроскоп и рассмотрите его.

7. Зарисовать клетки кожицы чешуи лука (слайд 5)

Клетки листа элодеи (слайд 6). Так как препарат приготовить не возможно объяснить строение по слайду.

III. Рефлексия (размышление)

Работа с заданием, представленным на слайде 7 "Чьи это клетки?"

Заполнение графы таблицы (слайд 2) "Узнали". Подведение итогов: отметить, какие вопросы не получили ответа.

Домашнее задание:

  • изучить текст, выполнить задания в рабочих тетрадях
  • изучить с. 110-111

Литература.

  1. Природоведение 5 класс : учеб.для общеобразовательных учреждений/ А.А. Плешаков, Н.И. Сонин.- М.: Дрофа, 2008.
  2. Альбом-задачник к учебнику Природоведение А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.