Урок музыки по теме "Сказочные образы А.С. Пушкина в музыке русских композиторов"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

  • продолжить изучение темы “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”;
  • познакомить с фрагментами из опер Н. А. Римского-Корсакого “Сказка о царе Салтане” и М. И. Глинки “Руслан и Людмила”;
  • через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи урока:

  • Направить учащихся на осмысление музыкальных образов сказочных героев;
  • Развивать навык слушания музыки через различные формы и методы;
  • Развивать образное восприятие, самостоятельность мышления;
  • Развивать вокально-хоровые навыки выразительного творческого исполнения.
  • Воспитывать чувство прекрасного через произведения искусств.
  • Закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, голоса.
  • Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока: углубление и расширение темы.

Методы:

  • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности –
  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • репродуктивный.
  • стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности:
  • метод эмоциональной драматургии;
  • создание нравственных переживаний;
  • ситуация занимательности;
  • словесное рисование;
  • сравнение, анализ обобщение.
  • по источнику информации и характеру деятельности:
  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • аудиовизуальный;
  • вокальная импровизация;
  • игровой.

Формы роботы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.

Оборудование: аудиозапись, иллюстрации литературных героев, портреты А. С. Пушкина, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, “карточки – помощники”, презентация.

Музыкальный материал: Три чуда из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”, “ Марш Черномора” из оперы М. И. Глинки “Руслан и Людмила”, В. Шаинский “Песня о сказках”.

Построение урока с учётом основных требований с позиций здоровьесбережения:

  • рациональная плотность урока – 70%;
  • оптимальное количество видов учебной деятельности;
  • использование методов и приемов, способствующих развитию памяти, мышления, воображения, творческого самовыражения, а также способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
  • благоприятная психологическая атмосфера, обязательное создание ситуаций успеха для учащихся, эмоциональные разрядки на уроке;
  • физкультминутка на 20 минуте урока;
  • включение элемента игротерапии;
  • включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем охраной голоса и влиянием музыки на здоровье;

Ход урока

Организационный момент.

Вход под песню “В мире много сказок”.

Слайд №1.

Приветствие.

Знакомство с темой урока.

У: Ребята, можем ли мы прочитать тему сегодняшнего урока?

Слайд №2.

Д: Нет. Пропущены слова.

У: Давайте исправим это положение. Чтобы вставить первое слово, вы должны вспомнить о чём говорилось в песне, под которую вы входили в класс?

Д: о сказках.

У: правильно, значит, о каких образах пойдёт речь на уроке?

Д: о сказочных.

Слайд №3.

У: первое слово сказочные. Чтобы узнать, о каких сказочных образах пойдёт речь на уроке, мы обратимся к иллюстрациям.

Слайд №4.

Герои все разные, но очень нам знакомые. А вот посмотрите внимательно и скажите, есть ли среди этого списка герои, которых объединяет что-то общее.

Д: На верхних рисунках изображены герои сказок А. С. Пушкина.

Слайд №4.

У: Вот мы и узнали о сказочных образах, какого писателя пойдет речь.

Слайд №5

Давайте прочитаем получившуюся тему у рока, я думаю, вы без проблем отгадаете оставшееся слово.

Д: Музыка.

Слайд №5

У: Какая же цель нашего урока?

Д: выяснить, какие музыкальные произведения появились благодаря сказкам А.С. Пушкина

У: Мы не только должны с ними познакомиться, но также услышать, как композиторы с помощью музыки рисуют пушкинских героев, а мы, как благодарные слушатели, используя все богатство русского языка, попытаемся охарактеризовать услышанную музыку.

Слайд №6

У: Обратите внимание, наши герои расположены по разную сторону от автора, как вы думаете, почему?

Д: Это герои разных произведений: “Сказка о царе Салтане” Слайд№6. и “Руслан и Людмила”

Слайд №6.

У: Давайте сначала остановимся на героях “Сказки о царе Салтане”. Назовите их.

Д: Белочка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь. Три чуда, которыми удивлял всех царь Гвидон.

У: Правильно. Послушайте, как о первом чуде пишет Пушкин.

Слайд №7

У: Какую вы музыку слышите?

(Ответы детей)

У: Ребята, какими Пушкин рисует нам богатырей?

Слайд №8.

У: А какую музыку мы бы написали к этому образу?

(Ответы детей)

У: Царевна-лебедь. Что о ней пишет автор?

Слайд №9.

У: А какую музыку вы бы написали к этому образу?

(Ответы детей)

Слайд№10.

У:

Творенья музыки, что может быть чудесней?
Они рождают в людях красоту,
Они способны излечить недуги,
Осуществить заветную мечту.

Красота спасёт мир, а знакомство с красивой музыкой зарядит нас положительными эмоциями, что благотворно скажется на нашем здоровье.

Слайд № 11.

В своё время русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, познакомившись с текстом этого произведения, создаёт оперу “Сказка о царе Салтане”.

Сейчас послушайте фрагменты оперы Н. А. Римского-Корсакого и постарайтесь услышать, какими увидел композитор пушкинских героев?

(Слушание музыки)

Дети анализируют услышанные фрагменты.

У: Итак, какое же музыкальное произведение своим появлением обязано сказке Пушкина?

Д: Опера Н. А. Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”

Физкультминутка

У: А сейчас под мелодию уже знакомой музыки, сделаем гимнастику для глаз.

Слайд № 12.

(Звучит мелодия “Во саду ли в огороде”, выполняется гимнастика)

Хорошее зрение всем нам приятно
Мы книжки читаем, всё видим вокруг.
Давайте беречь наше зренье, ребята,
Оно очень нежный и хрупкий наш друг.
Итак, зрение улучшили, а теперь отправляемся в сказочную обсерваторию.

Игра “Обсерватория” Приложение 1.

Слайд №13.

Слайд №14.

У: Итак, мы открываем страницы поэмы “Руслан и Людмила”.

Какими словами начинается это произведение?

Д:

“У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…”

Слайд №15.

У: Ребята, представляете, слова настолько напевны, что я попыталась положить их на музыку. Вот, что у меня получилось.

(Исполнение учителя)

Пение – залог здоровья
Пойте дружно, детвора,
Но сначала повторите
Нужные нам правила.
Спинки ровные у нас – это раз,
Поём чётко мы слова – это два,
На учителя смотри – это три,
Дышим ровно, ротик шире
Это кажется четыре.
Дружно петь и не кричать
Это будет ровно “пять”.

У: Давайте исполним две фразы подряд, а потом каждый подумает, какой музыкой он бы закончил это четверостишье?

(Дети исполняют и импровизируют)

У: Кто является главным отрицательным героем поэмы?

(Ответы детей)

Слайд №16.

У: Ребята, как вы думаете, почему отсутствует иллюстрация, изображающая Черномора?

Д: Наверное, мы должны сами его нарисовать.

Слайд №16.

У: А поможет нам в этом М.И. Глинка – автор оперы “Руслан и Людмила”. Одним из самых ярких фрагментов оперы является “Марш Черномора”, который мы сейчас с вами послушаем. Затем каждая группа постарается дать красочную описательную характеристику музыкального образа Черномора. Для этого вам даются карточки-помощники, в которые вы должны вписать недостающие слова. Наш язык обладает множеством ярких и выразительных слов, и они вам помогут при составлении характеристики.

(Обращаемся к словарю музыкальных эмоций)

Слайд №17.

У: Перед тем как слушать внимательно прочитайте текст, который вы получили, и посмотрите, на что вам обратить внимание во время прослушивания музыки.

Приложение 2.

У: Итак, звучит марш Черномора из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”.

(Слушание)

У: А сейчас вам дается минута, для того, чтобы заполнить пропуски и после этого прочитайте нам свои впечатления от музыкального образа Черномора.

(Чтение характеристик по группам)

У:

Как замечательно звучат слова
Как будто музыка в них льется
Эпитетов, сравнений и эмоций красота
Все это русским языком зовется!

Посмотрите, какие красочные литературные характеристики у нас получились под впечатлением музыки Глинки и благодаря благозвучности и красочности русского языка.

Я думаю, каждый из вас имеет представление о том, каким изобразить Черномора на своих рисунках. Это и будет вашим домашним заданием.

Слайд №18.

А сейчас подведем итог нашего урока.

Слайд №19.

Что было бы с музыкой, если бы не написал Пушкин своей гениальной сказки?

Д: Римский-Корсаков не создал бы оперу “Сказка о царе Салтане”, а Глинка—оперу “Руслан и Людмила”.

У:

Дарите людям красоту
Её, увы, сейчас так мало,
Чтоб и во сне и наяву
В душе их музыка звучала.

Слайд №20. (На фоне музыки песни “В мире много сказок” дети выставляют своё эмоциональное настроение от урока и получают оценки за работу).