Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


В тематическом планировании на изучение раздела программы: “Безударная гласная в корне” отведено 12 часов. Данный урок по теме: “Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне” – второй.

Цели и задачи:

Образовательные

  1. Повторить и усовершенствовать знания учащихся о написании и произношении слов с безударными гласными в корне.
  2. Познакомить с видами словарей и их ролью.
  3. Учить детей самостоятельно находить слова с безударной гласной.

Развивающие

  1. Развивать навыки точного употребления слов в речи и орфографическую зоркость.
  2. Способствовать обогащению словарного запаса детей и наблюдать за выразительными средствами языка.

Воспитательные

  1. Воспитывать чувство коллективизма.
  2. Совершенствовать коммуникативные компетенции учащихся: умение аргументировать свою точку зрения, умение толерантно относиться к чужому мнению.

Оборудование: учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина “Русский язык” 2 класс, дидактический материал Л.Ю. Комисарова, выставка словарей (орфографический, толковый, иностранных слов, антонимов, синонимов, фразеологический, словари для специалистов) раздаточный материал: карточки с заданиями для групп и рефлексии, портрет В.И. Даля; компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран.

Ход урока

Слайд 1 I. Организационный момент (1 мин.)
Слайд 2 – Итак, мы начинам наш урок по теме: “Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне”
Слайд 3 – Чтобы у вас всегда было прекрасное настроение, что нужно брать с собой? (Уулыбку)

– Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу – добрую улыбку. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь.

Слайд 4 II. Работа со словарными словами (3 мин.)

– Вот видите, как по-новому засиял наш класс, и мы оказались в городе словарных слов.

– Быстро ответьте на вопрос словарными словами. (Дети записывают слова в тетрадь и ставят ударение, один ученик работает у доски)

– Что растёт на горе? (Берёза)

– Ты кто? (Девочка, мальчик, ученик, гражданин)

–  Как называется наша столица? (Москва)

–  А страна? (Россия)

–  Кто мы? (Народ, русские, ребята)

Слайд 5 – Проверьте себя.
Слайд 6 III. Введение в тему (3 мин.)

На экране записаны слова: Опаса’ться, о’стрый, коса’, боя’ться, тупо’й, коса’.

– Прочитайте слова.

– Подумайте, на какие группы вы можете разделить эти слова?

– На уроках русского языка и литературного чтения мы встречали слова, которые различаются по звучанию и написанию, но близкие по значению.

– Как такие слова называются? (Синонимы)

– Запишите в тетрадь слова и соедините в ряду слова синонимы синим карандашом.

– А кто, помнит, как называют слова с противоположным значением? (Антонимы)

– Соедините, антонимы зеленым карандашом.

– Проверьте себя.

– Остались два слова… (Коса)

– Чем интересны эти слова? (Они одинаково звучат, но совершенно разные по значению: орудие труда, причёска на голове, полоса земли, идущая от берега).

– Это слова – омонимы. Это новая группа слов, о которой мы узнаем на уроке.

Слайд 7 IV. Изучение нового материала (3 мин.)

(На доске картинки (Приложение 1), двое учащихся записывают их словами.)

–  Что написала Катя? А что записала Саша?

–  Что вы заметили? (Слова пишутся одинаково)

–  Как сделать так чтобы слова различались? (Поставить ударение)

Слайд 8 – Объясните, что обозначает слово замо’к? За’мок?

– Что помогает нам различить значения этих слов? (Ударение)

Слайд 9 V. Психологическая пауза (3 мин.)

– Давайте послушаем сказку. Каждый выберете удобное положение. Расслабьтесь.

– Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые.

Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

– Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значени у части из вас!

Слова, конечно, не поверили…

Вышел вперёд Замок и сказал:

Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то там Ударением. Ведь Ударение – это же просто чёрточка!

Ударение и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗАМОК, и возник ЗАМОК. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд БЕЛКИ и сказали:

Мы самые главные части любого живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.

Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные БЕЛКИ. Слова стали возмущаться стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо КРУЖКИ – КРУЖКИ, вместо ХЛОПОК – ХЛОПОК, И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

Слайд 10 VI. Физминутка (2 мин.). Зрительная.

Следим, что нарисует весёлый шарик?

Слайд 11 VII. Упражнения в употреблении омонимов (8 мин.)

Работа в группах по 2 человека.

Упр. 216, с. 125 учебник “Русский язык” 2 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина “Русский язык” 2 класс

Составьте предложения с такими словами. (Устно). Обсудите в паре, выслушайте мнение друга.

Сколько предложений с каждым словом у вас получилось? (По два предложения)

Почему? (Можно прочитать с разным ударением, изменяется значение слова). Упр. 214, с. 94 дидактический материал Л.Ю. Комисарова

– Давайте ещё поработаем в паре. Один ученик читает шёпотом стихотворение А. Барто, а другой ставит ударение в выделенных словах.

– Сравните место ударение в выделенных словах.

Отца спросила дочка:
– Не знаю, как прочесть,
Есть слово “ПРОВОЛОЧКА”
И “ПРОВОЛОКА” есть.
А что такое “АТЛАС”?
Его приносят в класс?
Я прочитала “АТЛАС”,
Но ведь есть и “АТЛАС”.

Какую особенность ударения в русском языке вы заметили?

Вывод: Ударение подвижно, меняет своё место в зависимости от формы слова.

Ударение в русском языке свободное, не прикрепляется к какому-либо слогу.

Слайд 12 VIII. Работа по теме урока с использованием словарей. (11 мин.)

- Ребята, в стихотворении А.Л. Барто девочка хотела выяснить у папы, что обозначают слова “АТЛАС” и “ПРОВОЛОЧКА”, что на месте папы вы бы посоветовали бы ей? (Обратиться к словарю)

- Какие словари вы знаете? (Словари: орфографический, толковый, иностранных слов, антонимов, синонимов, фразеологический, для специалистов)

- Молодцы! Посмотрите на нашу выставку, дополните свои знания о словарях.

- Советую постоянно работать с ними.

Слайд 13 Работа в микрогруппах по заданиям:
Слайд 14 (Приложение 2)
  1. Выберете словарь, познакомьтесь с его содержанием, автором, определите вид.
  2. Исследуйте, как расположены слова в вашем словаре. Найдите по одному слову, начинающемуся на первую (А) и последнюю (Я) буквы алфавита.
  3. Подумайте и составьте алгоритм работы со словом в словаре.

Защита работ и анализ полученных результатов исследовательской деятельности групп.

Слайд 15 Вывод:

– Ребята, вы молодцы! Сегодня вы были путешественниками и исследователями в стране словарей. А на следующих уроках мы научимся составлять собственный толковый словарик, как это делал “чудак” живущий в прошлом веке. Он собирал ни марки, ни открытки, ни значки, а… слова. Звали его Владимир Иванович Даль (портрет). Он был военным-хирургом, много ездил по нашей стране и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Результатом его работы стал “Толковый словарь живого великорусского языка”. Эти четыре толстых тома В. Даля создали настоящую сокровищницу меткого народного слова.

Слайд 16 IX. Итог (2 мин.)

– С какой новой группой слов вы познакомились на уроке? (Омонимы)

Какую роль играет ударение в омонимах? (Ударение свободное, не прикрепляется к какому-либо слогу)

Приведите свои примеры пар слов со свободным ударением.

Слайд 17 X. Задание на дом (1 мин)

– Домашнее задание:

Разгадайте, кроссворд; вспомнив, какие слова называются омонимами. (Приложение 3)

XI. Рефлексия (1 мин.)

– Вспомните, какое хорошее настроение было у вас в начале урока, если оно сохранилось, то прикрепите на доску стрелку направленную вверх.

– Вот на какую высоту мы с вами поднялись.

Слайд 18 – Урок закончен. Спасибо за урок!