Урок чтения по рассказу В.Осеевой "Хорошее". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  •  Познакомить с рассказом В. Осеевой «Хорошее»;
  • Формировать умения выделять главную мысль произведения;
  • Давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи урока:

  • Развивать навыки правильного и осознанного чтения;
  • Формировать умение составлять характеристику героя;
  • Воспитывать нравственные качества ребёнка: честность, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям.

Оборудование:

  • учебник с текстом В. Осеевой «Хорошее»;
  • иллюстрации к рассказу;
  • выставка книг В. Осеевой;
  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы: чтение рассказа учителем, обращение к личному опыту учащихся, бортовой журнал, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, кластер, использование “тонких” и “толстых” вопросов.

Ход урока

I. Стадия вызова

1. Оргмомент: Приветствие. Проверка готовности.

2. Речевая разминка: Работа с пословицами.

У: Прочитайте пословицы про себя, шепотом, вполголоса:

  • Не мил и свет, когда друга нет.
  • Добрый человек в добре проживет век.

Вопрос: К какому разделу нашего учебника можно отнести данные пословицы? (Я и мои друзья)

3. Актуализация знаний.

Знакомство с книгой «Детям о детях».

У: Мы с вами прочитали несколько рассказов из данного раздела. Как мы можем найти их в данной книге?

(По содержанию)

  • Перечислите их.

Ученики работают в группах: По содержанию книги ищут изученные произведения, называют их и те основные качества человека, на которые они обращают внимание детей.

Учитель на доске заполняет «Бортовой журнал»:

Название произведения Основные качества
«Анна, не грусти»
«Два пирожных»
«Волшебное слово»
«Хорошее»
Умение сопереживать
Вовремя прийти на помощь
Вежливость, доброта
???

4. Сообщение темы урока.

У: Сегодня мы будем читать еще один рассказ с очень приятным названием. Откройте учебники. Что это за рассказ? («Хорошее»)

Учитель дописывает название в «Бортовой журнал»

У: Как вы думаете, о чем может говориться в этом рассказе? (Дети выдвигают гипотезы, посовещавшись в группах. Гипотезы оформляются как «Дерево предсказаний».)

II. Стадия осмысления

1. Первичное восприятие. Чтение рассказа учителем.

  • Какой это рассказ – веселый или грустный?
  • Как зовут главного героя ?
  •  Каким вы себе представляете мальчика?
  • Какое отношение к Юре у вас появилось?
  • Как же получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

2. Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение и беседа по рассказу.

(Исследовательская работа по тексту проводится в парах. После прочтения дети самостоятельно должны отметить в тексте, о чем мечтал Юра.))

3. Вопросы:

  • Хорошие ли были мечты у Юры? Хотел ли он что-то сделать для себя? Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими? Что такое «героический»? Кто такой герой?
  • Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестренка тонет, а он ее спасает. Что сестренка испытывает в этот момент? А что испытывает няня, Трезорка? О ком думает Юра на самом деле?(Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
  • В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
  • Почему Юра не заметил простых дел? Какой же был Юра?
  • Хотели бы вы иметь такого друга как Юра?

4. Заполнение кластеров по группам и обмен мнениями

5. Обобщение по теме

  • Как автор относится к своему герою? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте. (Работа в парах: обсуждение пословицы к рассказу)

Творческое задание:

У: Сейчас мы будем с вами читать этот рассказ по ролям.

  • Сколько действующих лиц в рассказе?
  • Давайте возьмем карандаши и отметим слова автора. Как их надо читать? (спокойно)
  • С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?
  • Слова Юры мы будем одинаково читать?
  • Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно)
  • А слова, обращенные к сестре, няне, собаке? (грубо)

Дети распределяют в группах роли и готовятся. Затем одна группа афиширует.

III. Стадия рефлексии.

1. Итог урока

У: Сегодня мы познакомились еще с одним рассказом В. Осеевой.

  • Над чем заставил вас задуматься этот рассказ?
  • Давайте вернемся к нашему дереву предсказаний. Оправдались ли ваши предположения?
  • На какие же качества человека хотел обратить ваше внимание автор? (дозаполнение бортового журнала)

2. Самооценка по шкале активности с комментированием командиров групп.

3. Домашнее задание

  • Выразительное чтение произведения В. Осеевой «Хорошее» стр. 93-95.
  • Подобрать 2-3 пословицы к данному произведению.

Приложение.