Путешествие с физикой по…

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели урока:

- повторить основные изученные понятия и закономерности;

- продолжить развитие умения работать с физическими приборами;

- показать использование полученных знаний и расширить кругозор учащихся;

- внести вклад в развитие мышления, творческой активности, познавательного интереса.

Задачи урока.

  1. Углубить и закрепить знания учащихся по темам.
  2. Способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации.
  3. Внести вклад в развитие коммуникативных способностей учащихся.
  4. Развивать интерес к предмету и родному краю.
  5. Воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов.

Организация урока. Занятие строится как мысленное путешествие по городу Зарайску, во время которого учащиеся отвечают на вопросы, решают задачи, выполняют практическую работу. Данный урок проводится в конце учебного года.

Оборудование: динамометр, сосуд с водой, тела разной формы, мензурка, нить.

Учебно-наглядный комплекс.

  1. Учебник по физике “7 класс” А. В. Перышкин, Е.М.Гутник. ДРОФА: Москва, 2007.
  2. Презентация в Microsoft power point (приложение 1).
  3. Компьютер, экран, мультимедиапроектор.
  4. Зарайский район Московской области. –Атлас. В.И. Полянчев: Москва, 2002.
  5. Избранные стихотворения периода 1985-2000 гг. В.И.Постников. Зарайск, 2002.
  6. Древний край в стихах воспетый. Зарайск, 1996.

Ход урока

Учитель. Сегодня на уроке нам необходимо повторить материал, изученный в 7 классе. Но это будет необычный урок. Я приглашаю Вас в путешествие с физикой, а где и как мы будем путешествовать. Вы узнаете только после того, когда решите кроссворд (его сетка – на рис. 1) и в выделенном столбце прочтите ключевое слово – название, где мы будем путешествовать

Кроссворд (слайд 2)

  1. Прибор для измерения жидкости.
  2. Единица измерения давления.
  3. Ученый, открывший атмосферное давление.
  4. Прибор для измерения времени.
  5. Прибор для измерения длины.
  6. Воздушная оболочка Земли.
  7. Мельчайшая частица вещества.

Рисунок 1

Читаем слово в выделенном столбце (Зарайск).

Итак, мы отправляемся вместе с Физикой в путешествие по городу Зарайску. (Cлайд 3)

Учитель.

Ох ты, батюшка, город Зарайск новоставленный!
На крутой на горе ты красуешься,
На Осетр реку ты любуешься
И глядишь на нее веселехонек.

Л.А.Мей

Зарайск – один из районных центров Московской области (с 1778 по 1929 гг. - уездный центр Рязанской губернии), основан в 1146 году. Занимает площадь 15 км2, в нем проживает 25400 человек. В городе свыше 80 улиц и переулков.

Первый ученик.

Ты прекрасно - мое Подмосковье,
Над речушкой румянит рассвет.
И в луга, и в цветное раздолье,
И в березки мои край разодет.
На полях – словно золота россыпь -
Колосится янтарная рожь.
И тугие у девушек косы,
Взгляд царевны: открыт и пригож.

В. Постников

Учитель. А теперь наше с Вами первое задание.

(Cлайд 4)

Задание 1.

Рассчитайте протяженность всех улиц города Зарайска, если автомобиль движется со скоростью 15 м/с в течение 1 часа. Ответ выразите в километрах.

(Cлайд 5 )

Второй ученик.

Сколько всяких бедствий, сколько ратных гроз
Ты в минувшем вынес, Кремль Зарайский наш!
И овеян духом ласковых берез,
Ты стоишь поныне как достойный страж.
Облик твой нетленный Величав и тих.
Камни стен священных отсвет веры льют.
И в Никольском храме, что в стенах твоих,
Молит о спасении православный люд.

(Cлайд 6)

Учитель. Русская летопись 1528 года отметила: “…Того же лета заложи Князь Великий (Василий III) на осетре град каменной, а в нем церковь камену Николу Чудотворца..А через три года, в 1531 г.., та же летопись сообщила: “Поставлен быть град камен на Осетре у Николы Заразского”. Так появилась мощная крепость, впитавшая в себя лучшие достижения русского оборонительного зодчества. Протяженность стен 312 саженей, их высота от 3 до 4 саженей, толщина у основания около 2 саженей.

(Cлайд 7)

Задание 2

  1. Прибор для определения массы тела?
  2. По какой формуле определяется масса тела?
  3. Единица измерения массы?
  4. Известно, что стены Кремля имеют 7 башен. Одна из них, Кабакская, высотой 4 сажени, площадь башни у основания 20 м2. Определите сколько понадобилось кирпичей для строительства башни, если масса одного кирпича 2,5 кг, плотность кирпича 1800 кг/ м3?

1сажень = 2,13 м

(Cлайд 8)

Учитель. Главная наша река – Осетр, правый приток Оки. Протяженность его 237 км, площадь водосбора 3350 кв. км. Начинается река у деревни Мелеховка Тульской области, и затем на протяжении 70 км течет в пределах Зарайского района, вбирая в себя 45 притоков. В пределах района Осетр имеет 18 перекатов.

(Cлайд 9)

Задание 3

  1. Что такое траектория?
  2. Как перевести единицу скорости км/ час в м/с?
  3. Средняя скорость течения реки 0,3 м/с. Рассчитайте, сколько времени займет путешествие на плотах вниз по реке, если протяженность реки 70 км.

(Cлайд 10)

Учитель. Музей усадьба “Даровое” входит в состав Государственного историко – архитектурного, художественного и археологического музея “Зарайский Кремль”. Здесь 25 сентября 1993 года был открыт памятник великому прорицателю Ф.М.Достоевскому.

Третий ученик:

Вот липы, Домик с занавесками,
Простые, тихие места.
Здесь раньше жили Достоевские,
Здесь Федя, сын их, подрастал.
Здесь все он знал окольные,
Дорожки светлые вдали,
Мужичьи песни-песни вольные,
Как зов весны, его влекли.
Знать, здесь под липами косматыми,
У стен бревенчатых лачуг,
Ему шепнула даль крылатая:
Проникнись правдой и врачуй!

Н.Дудин

Масса памятника 12 тонн, высота 3,5 метра, сделан из гранита и бронзы.

(Cлайд 11)

Задание 4.

  1. Найдите вес памятника, если его масса 12 тонн.
  2. Что называется весом тела?
  3. Изобразите графически вес памятника.

Учитель (физкультминутка). Наше путешествие продолжается и нам предстоит еще трудная работа, поэтому все расслабились, закрыли глаза и повторяем про себя строчки:

Ох, как хочется трудиться!
Сделать все охота,
Чтоб своим трудом гордиться,
Пусть кипит работа!
Я и бодр, и селен,
Все, что надо сделаю.
Свою волю покажу,
Слово я свое сдержу!

Молодцы. Открыли глаза и продолжаем наше путешествие.

(Слайд 12)

Учитель. Вы знаете, что окрестности Зарайска небогаты полезными ископаемыми, а те которые залегают, относятся к группе нерудных. В результате тщательных научных наблюдений выяснилось, что под деревней Пенкино находится обширное подземное соленое “море” на глубине 12–25 км, теплые воды имеют температуру от 50 до 100 °С.

(Слайд 13)

Задание 5.

  1. Какие величины надо знать, чтобы рассчитать давление в жидкости?
  2. Как объяснить, что внутри жидкости существует давление?
  3. Найдите давление на максимальной глубине 25 км.

(Слайд 14)

Учитель. 19 июля 1667 г. царь Алексей Михайлович подписал указ о строительстве кораблей, с помощью которых можно было бы через Каспийское море ввозить шелк и хлопок-сырец из Персии. Местом строительства было выбрано Зарайское село Дединово, где 19 мая 1669 г. был спущен на воду первый русский военный корабль “Орел” с трехцветным флагом России.

(Слайд 15)

Задание 6.

  1. Какая сила называется выталкивающей?
  2. Что такое осадка судна?
  3. От чего зависит архимедова сила?

(Слайд 16)

Учитель. В 1980 году археолог А. В. Трусов открыл в Зарайске крупное верхнепалеолитическое поселение. Возраст стоянки 23 тыс. лет. В результате раскопок были подняты кости и бивни мамонтов, а также много тысяч кремневых орудий каменного века. Ваше последнее задание - практическая работа.

(Слайд 17)

Практическая работа.

Приборы: Динамометр, мензурка, сосуд с водой, физическое тело.

Определить плотность неизвестного тела. По таблице выяснить, что это за вещество.

Подсказка для выполнения работы: Как найти объем тела без формулы?

Как найти массу тела без использования формулы?

Учитель. Итак, подведем итоги. Мы интересно путешествовали, Вы активно выполняли задания, получили хорошие оценки, узнали о своем родном крае много нового и интересного, а физические и математические расчеты углубили наши знания и представления, что еще раз доказывает нашу преданность и любовь к родному краю.

(Слайд 18)

Четвертый ученик.

Я край родной люблю до боли,
Мой город с башнями кремля.
Люблю Зарайские раздолья,
Леса, озера и поля.
Мне дорог каждый перелесок,
Проселков ширь, простор полей,
Как звезды гаснут по-над лесом.
И пахнет осенью пырей.
Я край родной люблю до боли!
Люблю привольные ветра,
Люблю Зарайские раздолья
Хрусталь осенний Осетра.

К. Буринский

(Слайд 19)

Учитель. Молодцы! Спасибо за урок!