Урок технологии "Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом". 7-й класс

Разделы: Технология

Класс: 7


Цель. Познакомить учащихся с приёмами моделирования плечевого изделия с цельнокроеным рукавом путём изменения формы горловины, кокетки, низа изделия, подбора фактуры ткани и отделки.

Задачи:

  • научить вносить изменения на чертеже плечевого изделия;
  • воспитывать чувство ответственности за начатое дело, точность, аккуратность в процессе выполнения работы;
  • развивать эстетический вкус, творческую инициативу.

Наглядные пособия и оборудование: образцы моделей ночной сорочки, образцы ночной сорочки в крое, лоскуты тканей, отделка; чертёж плечевого изделия, шаблоны, ножницы, фломастеры, масштабные линейки.

Тип урока. Изучение нового материала.

Вид урока. Практическая работа.

Приложение

Ход урока

I. Организационный момент

  • Проверка готовности учащихся к уроку.
  • Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение пройденного материала

Вопросы для повторения:

  1. К каким изделиям по способу носки относят: ночную сорочку, платье, блузы, халаты?
  2. Сколько деталей построено на чертеже? (Приложение 1).
  3. Назовите обозначение линий на чертеже.

В2В5 – линия плеча
В5Г1 – ширина рукава
Г1Г4Г2Н3 – линия бока
НН4Н3 – линия низа
В3Н – середина спинки
В5Н – середина переда
В3В2 – линия горловины спинки
В5В2 – линия горловины переда.

III. Сообщение познавательных сведений

Построив основной чертёж, можно подготовить выкройку к раскрою и сшить очень простое изделие, например: ночную сорочку. (На стенде – макеты переда ночной сорочки). Но каждая девочка хочет иметь вещи, которые помогут ей стать красивой и нарядной, подчеркнут её достоинства, скроют недостатки.

Для этого необходимо научиться моделировать – таким способом вы найдёте свой индивидуальный стиль в одежде, что очень важно в жизни.

Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

При создании новой модели следует учитывать:

– назначение изделия;
– его конструкцию;
– простоту технологии изготовления;
– свойства ткани;
– стоимость ткани и отделки;
– особенность фигуры;
– направление современной моды.

Основными элементами композиции модели являются пропорции, силуэт, цвет, различные виды отделок.

На основе построенного чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом можно смоделировать десятки новых разнообразных изделий.

Для создания новой модели необходимо иметь немного фантазии, чтобы представить себе новую модель в пространстве и уметь выполнять некоторые приёмы моделирования швейного изделия, с которыми мы сейчас познакомимся.

IV. Объяснение нового материала. Практическая работа

Моделирование плечевого изделия изменением формы горловины и низа изделия оборкой (Приложение 2).

1. Вопрос: Что такое оборка? ( Отрезная деталь, которая притачивается по низу изделия, рукавов в виде отделки, собирается в сборку или в складку).

Оборка строится в виде прямоугольника.

2. Учащиеся зарисовывают в рабочей тетради эскиз модели.

3. Последовательность выполнения работы:

– расширить горловину на линии плеча на 3см;
– углубить горловины – на спинке 3см, на переде 6см;
– построить закруглённую горловину;
– построить оборку – ширина 10см, длина - ширина низа изделия + 10см.

4. Построение.

Моделирование плечевого изделия изменением формы горловины и низа изделия воланом (Приложение 3).

1. Вопрос: Что такое волан? (Отрезная деталь, которая строится по принципу конической юбки).

2. Учащиеся зарисовывают в рабочей тетради эскиз модели.

3. Последовательность выполнения работы:

– расширить горловину на линии плеча на 3 см;
– углубить горловину переда на 7 см, построить горловину V-образную;
– на шаблоне наметить место притачивания волана и отрезать по намеченной линии;
– разделить нижнюю часть переда на 3 части, разрезать и развести каждую часть на 3 см друг от друга;
– соединить сплошной линией линию низа волана.

4. Построение.

Моделирование плечевого изделия с кокеткой и расширенным низом.

(Приложение 4)

1. Вопрос: Что такое кокетка? (Отрезная деталь, которая располагается в верхней части изделия, бывает разной формы).

2. Учащиеся зарисовывают в рабочей тетради эскиз модели.

3. Последовательность выполнения работы:

– расширить горловину на линии плеча на 4см;
– углубить горловину переда на 4см;
– построить квадратную горловину;
– на шаблоне найти место нахождения кокетки, ниже линии груди, отрезать по намеченной линии;
– разделить нижнюю часть переда на 3 части, разрезать по намеченным линиям и раздвинуть на 4см друг от друга, приклеить их в тетради и обвести, оформляя плавными линиями линию низа и верха.

4. Построение.

Моделирование выполняется как на передней части плечевого изделия, так и на детали спинки.

V. Выбор ткани и отделки

1. Беседа с учащимися.

Какую ткань вы бы предложили для пошива ночной сорочки?

Для пошива ночной сорочки предлагаем хлопчатобумажные ткани (ситец, батист), которые обладают гигроскопичностью и воздухопроницаемостью.

Большую эмоциональную нагрузку в одежде несёт цвет. Иллюзия цвета создаётся от сочетания резко контрастных цветов. Детали изделий, выполненные из светлых тонов ткани, на тёмном фоне ткани кажутся крупнее, чем тёмные на светлом. Холодные цвета зрительно уменьшают фигуру, тёплые – увеличивают. При выборе цветового решения ткани необходимо учитывать индивидуальные особенности человека: цвет волос, глаз, лица, телосложения фигуры, возраст.

Цветовую гамму тканей для ночных сорочек можно предложить ? спокойную, не яркую, пастельных тонов, гладкокрашеную или с мелким растительным рисунком.

Одним из приёмов моделирования является художественная отделка изделия.

Какую можно использовать отделку при пошиве ночной сорочки?

При пошиве ночной сорочки можно использовать различные отделки (Приложение 5):

– кант, тесьма, тесьма-вьюнчик подчеркнут линии низа изделия, рукавов, кокеток, формы горловины;
– кружево придаёт нарядность изделию;
– аппликация и вышивка подчеркнут индивидуальность модели.

2. Закрепление материала в игровой форме.

Постановка задания учащимся. Имея ткань для пошива ночной сорочки, вам необходимо в магазине из предложенных кружев, тесёмок выбрать одну.

Выбранная отделка школьницами, прикрепляется к ткани, затем на стенде. Затем переходим к коллективному обсуждению учащихся о правильном выборе отделки к ткани.

VI. Итог урока. Постановка домашнего задания

Анализ урока.

1. Художники-модельеры при создании новых моделей обязательно учитывают следующие моменты:

– конструктивные линии;
– цветовую гамму и фактуру ткани;
– подбирают отделку к изделию.

Сегодня на уроке учащиеся, выполняя процесс моделирования ночных сорочек, познакомились с профессиями конструктора и художника- модельера.

2. Учитель дает учащимся индивидуальные и в целом классу консультации, замечания, пожелания, выставляет оценки.

Домашнее задание

Подготовить шаблоны для моделирования халата, блузы.

Рекомендуемая литература

  1. Симоненко В.Д., Табурчак О.В., Синицина Н.В., Кожина О.А., Жураховская В.М. Технология: Учебник для учащихся 7 класса (вариант для девочек) общеобразовательных учреждений. / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: “Вентана-Графф”, 1999.
  2. Синицина Н.В., Табурчак О.В., Кожина О.А., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В. Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана- Граф, 2006.
  3. Технология. 7 класс (девочки): поурочные планы по учебнику В.Д. Симоненко /Авт. – сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Перова Е.Н. Уроки по курсу “Технология”: 5 – 9 класс (девочки). – 3-е изд. – М.: 5 за знания,2008.
  5. Технология. 5 – 9 классы: дополнительные и занимательные материалы / авт. – сост. Л. Д. Карачевцева, О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Изготовление ночной сорочки в 7 классе. / авт. - сост. В. В. Покрасс. – ж-л “Школа и производство”, № 1, 2006.
  7. Фиалко Т.М. Конструирование модной женской одежды. – Мн.: ОДО “Хэлтон”, 2003.
  8. Фиалко Т.М. Моделирование модной женской одежды. – Мн.: ОДО “Хэлтон”, 2003.