Критериальное оценивание

Разделы: Иностранные языки


Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.

Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 ("неудовлетворительно"), 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично") и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:

  • уровень учащегося относительно определенного эталона,
  • уровень учащегося относительно класса в целом,
  • уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период

При критериальном оценивании

  • ученик становится настоящим субъектом своего обучения
  • снижается школьная тревожность ученика
  • учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста, тьютора

Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.

Что же такое “критериальное оценивание”?

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Успешность учащегося по английскому языку складывается из:

  • знания отдельных грамматических конструкций (знание, понимание) (“А”);
  • умения понимать смысл прочитанного или услышанного, отвечать на вопросы и делать множественный выбор (мышление) (“В”);
  • умения использовать грамматические конструкции, изученную лексику в речи, (коммуникация) (“С”);
  • умения писать письма с использованием изученных лексических и грамматических единиц, поддерживать диалог по заданным темам (применение) (“Д”).

Оценивая отдельную работу, преподаватель обращает внимание учащегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности, которых выставляется итоговая отметка. Таким образом, отметка становится более "прозрачной" и учащийся понимает, каким аспектам своей деятельности необходимо уделить большее внимание.

Критерии

Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели.

При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата.

Каждая работа оценивается по ряду критериев и инструкций к ним. Критерии и инструкции вырабатываются в ходе общественного договора.

Например, каждое задание в работе оценивается определенным количеством баллов от 0 до 10 или от 0 до 5. В части “А” учащийся должен набрать 30 баллов. В части “А” проверяется знание отдельных грамматических конструкций.

БАЛЛЫ

ОПИСАНИЕ

0-5

Вы продемонстрировали очень незначительное знание грамматики английского языка. Неправильно используете пройденный материал. Вы мало занимались в этой теме. Вы должны повторить следующие грамматические структуры: конструкция have to\has to, простое будущее время, а также настоящее совершенное

5-10

Вы продемонстрировали удовлетворительное знание и понимание пройденного материала, используете грамматические конструкции довольно правильно и связно; Есть явные основания полагать, что Вы знаете, как использовать грамматический материал по пройденной теме, уместно используете полученные знания и раскрываете скобки практически без ошибок. Все же Вам необходимо еще поработать над пройденным материалом. Повторите, как образуется The Present Perfect Tense, как строятся утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения с конструкцией have to\has to)

10-15

Вы продемонстрировали великолепное знание и полное понимание пройденных грамматических конструкций; Великолепно используете пройденный материал, точно и уверенно демонстрируете полное понимание процессов образования грамматических конструкций.

Подобные инструкции учащийся получает по каждой части (“А”, “В”, “С”, “Д”). После проведения работы по теме, учащийся имеет возможность сам оценить свой результат.

При критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу.

Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой.

Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.

Примерные задания к части А.

Критерии оценивания – знание грамматических конструкций.

A1. Complete the sentences. Use have to or has to

5

  1. School starts at eight thirty. I ……….. get up at seven o’clock.
  2. Mike wants to speak French very well. He ……… study every day.
  3. …… we ….. go there by car? It isn’t very far.
  4. She …………… read this book. She has already done it.
  5. When it is summer, we ……………. get up at seven o’ clock in the morning.

A2. Use will or won’t

5

  1. Holmes …….. (catch) a cold tomorrow.
  2. Cluless …….(not\be) a better detective.
  3. Cluless ……. (catch) a lot of fish this afternoon.
  4. Cluless ……. (marry) Holmes.
  5. It …… (not\rain) this afternoon.

A3. Complete with Present Perfect

5

  1. Vicki …….. (choose) Lucky.
  2. Mark …….(not\meet) Bob before.
  3. …….. (not\be) here before.
  4. Vicki …… (not\speak) to the vet.
  5. (find) ……. you ……a new home for Tessie?

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.