Урок литературного чтения в 3-м классе. В.Бианки "Неслышимка"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с творчеством В. Бианки;
  • Учить определять жанр произведения и его главную мысль;
  • Развивать навык выразительного чтения;
  • Развивать внимание, речь, творческие способности;
  • Воспитывать умение видеть и слышать прекрасное;

Оборудование:

  • портрет В. Бианки;
  • иллюстрации с изображением птиц: дрозд, камышовка - сверчок,
  • цветы: купальница; голоса птиц; компьютер, интерактивная доска, рисунки учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года"

1. Учитель: Сейчас мы рассмотрим выставку ваших рисунков на тему:

" Цветы и красота".

- Какое настроение они у вас вызывают?

- Какое стихотворение они напоминают?

- Как относится к розам сам автор?

2. Выразительное чтение наизусть стихотворения И.Бунина "Розы".

3. Учитель: Прослушайте отрывки из произведений. Как они называются?

Кто автор? (отрывки из рассказа В.Бианки "Где раки зимуют?")

Слайд № 1.

4. Сообщение заранее подготовленных учащихся о творчестве В.Бианки.

Слайд № 2. ( биография автора )

III. Постановка темы и цели урока.

Учитель: Определите, о творчестве, какого автора мы будем говорить сегодня на уроке?

- Обоснуйте свой ответ. (Мы прослушали отрывки из произведений В.Бианки, его биографию, значит, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с его творчеством)

Учитель: Какую цель поставим перед собой?

Опорные слова написаны на доске:

Цель:

  • совершенствовать знания о ____ В.Б______; (о творчестве В.Бианки)
  • учиться п______, в_____ ___ ___и ___ его. (правильно, выразительно читать произведение и анализировать его)

IV. Изучение нового материала.

1. Анализ произведения В.Бианки до чтения.

- Каким по жанру будет произведение? Докажите.

Слайд № 3. (таблица - рассказ - повесть )

- Прочитайте название рассказа. Встречалось ли вам такое слово раньше? Что оно может обозначать?

- Рассмотрите иллюстрацию художника на с. 102. Кто на ней изображен?

- Как вы думаете, кто же этот "неслышимка?"

- Прочитайте указание в скобках. От чьего имени будет вестись рассказ?

2. Словарная работа.

3. Физминутка: "Раз цветочек, два цветочек, три цветочек. Ёжики, ёжики, ёжики"

Слайд № 4. (рисунки: ежи, цветы )

4. Чтение 1-й части рассказа заранее подготовленными учащимися.

А ). Анализ текста 1 -й части рассказа.

- О ком рассказ " Неслышимка"?

- Кто дал ей такое удивительное название и почему?

- Как могли появиться такие необычные имена, как Момик и Зумзик?

- Каким удивительным даром обладала девочка? (фантазёрка )

- Какой наукой занимался учёный? (орнитологи, орнитология )

Работа со словарём

- Объясните выражение учёного " включение слуха и зрения на птицу в природе".

- Прочитайте, как рассказчик - учёный объясняет свои слова "включение слуха и зрения на птицу в природе".

- Почему это выражение взято в рассказе в кавычки? (переносное значение )

- Сколько птиц девочка уже хорошо различала по голосу"?

- Что значит "сейчас все птицы при гнёздах?"

- Как вы думаете, какие отношения сложились между внучкой и старым учёным?" - Почему?

Б ) Чтение по ролям 1-й части.

- С какой интонацией надо читать слова девочка?

- Кокой темп будет при чтении?

- С какой интонацией надо читать слова дедушки? (медленно, насмешливо )

- Кому принадлежат слова автора?

5. Чтение 2-й части рассказа самостоятельно про себя.

6. Анализ 2-й части рассказа.

- Почему внучки не было в лесу с дедушкой?

- Кто знает, что за цветы - купальницы? (сообщение учащихся и показ иллюстрации цветов )

Слайд № 5.

- Почему в лесу наступила тишина? - Какой был ветер? - Каким был дождь? -

Прочитайте. - Какие чувства испытывал учёный? - Прочитайте описание тишины.

Какие звуки слышит рассказчик? - Как бы вы назвали такую тишину?

- Какое сравнение нашёл автор , говоря о волшебной тишине на лугу? - Почему оркестр "немой"? - Прочитай описание поведения дрозда. - Какие звуки издавал дрозд? - как автор называет оркестр кузнечиков? - Почему?

7. Выразительное чтение 3-й части рассказа учителем и учащимися.

8. Сообщение учащихся о поведение камышовки в природе.

Слайд № 6. (иллюстрация птицы)

Выборочное чтение.

- Что же произошло с учёным? - прочитайте.

- Кого он увидел?- прочитайте.

- Прочитайте описание немого певца.

- Объясните слова учёного: "Я ей включил слух на известное. А она мне включила слух на неизвестное:"

V. Итог урока.

- Какое маленькое открытие сделал главный герой с помощью внучки?

- Кем же оказался " неслышимка?"

- Что нового для себя открыли вы, прочитав этот рассказ?

Домашнее задание: чтение 1-й части рассказа по ролям; пересказ интересного отрывка.