Урок литературного чтения во 2-м классе с компьютерной поддержкой "Что за прелесть эти сказки…"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Тип урока: обобщающий урок по сказкам А.С.Пушкина.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания по сказкам А.С. Пушкина.
  • воспитывать любознательность, доброту, справедливость, интерес к чтению сказок.

Средства обучения: урок проводится в классе, оснащённом мультимедийной техникой и компьютером.

Структура урока Ход урока Примечание
1.Организационный момент Здравствуйте ребята. Садитесь. Давайте проверим, все ли готовы к уроку.  
2.Сообщение темы и целей урока Сегодня я приглашаю вас в мир сказки. Вспомним многие из них. Поговорим о сказочных героях, которые в них встречаются. Подумаем, какие уроки человек может извлечь для себя из сказок. Демонстрируется презентация.

Приложение 1

Слайд № 1-2

3.Актуализация знаний Откуда сказки приходят к людям? Ведь их должен кто-то написать (сочинить)

Кто их может написать?

Как называются сказки, которые написал народ? (народные)

А как называются сказки, которые написал автор? (авторские)

Какого знаменитого русского автора сказок мы знаем.

Это Александр Сергеевич Пушкин

А кто привил Александру Сергеевичу любовь к сказкам? (Эту любовь ему привила его няня Арина Родионовна).

Каким образом ей удалось привить любовь к сказкам любовь?

Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

Сказка о рыбаке и рыбке.

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

Сказка о золотом Петушке.

Сказка о попе и о работнике его Балде.)

Молодцы! Вы хорошо помните эти сказки. Вот с этими сказками мы и будем работать сегодня на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 3

 

 

 

Слайд № 4

 

 

 

 

Слайд № 5

4.Выполнение заданий обобщающего и систематизирующего характера

а) определение сказки по иллюстрации

б) рефлексия

в) определение сказки по сказочным предметам

г) рефлексия

А вот ваше первое задание. Узнать сказку по иллюстрации, которые создали к ним художники. Итак, мы начинаем, Только отвечаем, поднимая руку. И соблюдаем правила поведения на уроке.

Хорошо, вы, оказывается, знаете сказки этого выдающегося писателя, теперь задание немого усложняется, вам нужно угадать сказку по нескольким сказочным предметам, которые присутствовали в этой сказке.

Ответы принимаются, только если поднята правильно рука.

Умницы! Вы хорошо поработали.

Слайды № 6-10

 

 

 

Слайды № 11-14

5. Проверка домашнего задания

 

 

 

 

 

 

 

А) Чтение отрывков наизусть

 

 

Б) чтение диалогов

 

 

 

В) мини-драматизация

Ребята, а что было вашим домашним заданием?

У некоторых детей из группы было индивидуальное задание. Одному человеку из группы нужно было выбрать яркого сказочного героя и в него перевоплотиться. Давайте дадим время нашим героям. (Дети выходят из класса, чтобы переодеться в сказочных героев)

Домашним заданием для остальных было перечитать заданную сказку. Давайте узнаем, какая группа какую сказку готовила.

Пока герои перевоплощаются, мы послушаем отрывки из сказок. По этим отрывкам, мы и отгадаем, над какой сказкой работала каждая из групп.

(Учащиеся каждой группы читают подготовленные отрывки, остальные учащиеся угадывают сказку.)

Хорошо справились с этой работой, узнали все сказки выбранные группами.

А теперь давайте проверим, как хорошо вы дома подготовили чтение этих сказок. Будем читать диалоги из этих сказок. Ребята, а что такое диалог?

Разговор двух и более лиц. Каждый участник диалога должен передать характер, настроение героя с помощью интонации, силы голоса, темпа речи.(Учащиеся по группам читаёт диалоги из своей сказки)

Ну а теперь приглашаем наших персонажей. Итак, наш первый герой.

(дети пытаются по костюму узнать героя сказки, если это не получается, то герой говорит фразу-подсказку)

Выходит Старуха

Узнай, кто я ? фраза-подсказка)

: "Дурачина, ты простофиля"...

Белочка (фраза-подсказка) .. "Во саду ли в огороде".

Чёрт (фраза-подсказка)

Мачеха (фраза-подсказка) : "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?":

Кто из них является положительным, а кто отрицательный героем? Почему? (Ответы детей)

Слайд № 15
4. Физкультурная минутка Дети выполняют физминутку под музыку.  
5. Работа в группах.

а) задание "собери слово"

(задание по группам)

 

 

 

 

 

 

 

б) Решение кроссворда (на обобщение знаний по всем сказкам)

Теперь сегодня к нам приплыла золотая рыбка из сказки о рыбаке и рыбке. Она нам приготовила волшебные конверты, откройте их и достаньте содержимое. Что вы увидели? (буквы).

Из этих букв, вам надо сложить персонажа из сказки, и затем приклеить его на лист бумаги.

Кто будет готов, поднимаем сигнальную карточку.

Работы вывешиваются на доску.

Попадья , старче, Елисей, Гвидон

Из каких сказок пришли к нам эти герои?

Про кого из них мы не можем однозначно ответить положительный это герой или отрицательный?

Итак, молодцы. А сейчас внимание, у вас а столах лежат компьтеры. Перед вами открытый кроссворд. Внимательно ознакомьтесь с заданием внимательно читайте вопрос. Ваша задача нажать на цифру слова, затем появится вопрос. Вам нужно на него ответить. Ответ вписать в строчку, обратите внимание на правильное написание слов. Будьте очень внимательны. Ваше время ограниченно на компьютере слова вбивает один человек. После выполнения кроссворда компьютер вам выдаст результат.

Хорошо справились с заданием.

Слайд № 16

 

 

 

 

 

 

 

Если в школе есть возможность обеспечить данный урок пятью персональными ноутбуками, то задание выполняется на компьютере, если нет, то кроссворды раздаются на листах каждой группе.

Слайд № 17 или Приложение 2

6. Обобщение знаний. Теперь следующее задание. Посмотрите на этот слайд. Здесь выписаны все сказки, которые вы сегодня изучали, а справа главные мысли, которые автор хочет донести до читателя. И соединить их стрелочками.

Народная мудрость гласит, что

СКАЗКА - родник доброты.

СКАЗКА - мудрость поколений.

Почему люди так говорят про сказки?

(Ответы детей)

СКАЗКИ - это наши учителя. Они учат нас бороться со злом, воспитывают в нас лучшие черты: честность, правдивость, взаимовыручку.

Слайд № 18

(проверка по анимации)

 

 

 

Слайд № 19

7. Подведение итогов урока Сегодня мы еще раз погрузились в мир сказки. Этот мир загадочный, фантастичный и одновременно поучительный. На уроках литературного чтения мы вновь и вновь будем возвращаться к сказкам. Наше путешествие еще не закончено.

Понравился ли вам урок? Какие задания вам показались самыми сложными? Самыми интересными? Спасибо вам большое. Все хорошо поработали.

Слайд № 20