Урок развития речи в 6-м классе. Сочинение по личным впечатлениям "Этюд о зимнем пейзаже"

Разделы: Русский язык


Цель: систематизация материалов к сочинению по личным впечатлениям.

Задачи:

  • Обучающая – обучение приёмам описания природы.
  • Развивающая – формировать учебные умения и навыки через составление текста описания природы, развивать речь и мышление учащихся.
  • Воспитательная – воспитывать у учащихся познавательный интерес, любовь к родной природе.

Ход урока.

На фоне музыки учитель читает:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Наверное, каждый из нас по-своему любит русскую зиму, неповторимую, зачаровывающую, восхищается зимней природой. Но далеко не каждый способен это восхищение передать, выразить на словах.

Подумайте, в каких жизненных ситуациях мы можем говорить или писать, слушать или читать о природе?

Представьте, что вашему классу дано задание: оформить школьную стенгазету «Этюды о зимнем пейзаже».

Этюд (франц.) –

  1. небольшое по объёму художественное произведение,
  2. рисунок, картина с натуры, часть будущего произведения.
  3. музыкальное произведение виртуозного характера.

Пейзаж (франц.) –

  1. вид какой-нибудь местности,
  2. картина, изображающая природу,
  3. описание природы в художественном произведении.

Какое из значений каждого из этих слов подходит к нашей теме?

Итак, чтобы был материал в стенгазету, каждому из вас необходимо описать какой-нибудь уголок зимней природы, причем красиво, чтобы другим было интересно читать вашу работу. А это непростая задача.

С какой целью мы будем трудиться сегодня на уроке?

С чего начать? Чтобы работа удалась, нужно ясно представлять, о чём и как писать.

Какова тема вашего этюда? Какого типа будет сочинение? Что характерно для описания? Какого стиля должен быть ваш текст? Какова основная задача художественного стиля? Какие средства языка для него характерны?

Задание 1. Послушайте текст и ответьте, является ли он этюдом о зимнем пейзаже. (Тексты имеются на партах)

А ночь чудесная, великолепная! Воздух тих, прозрачен и свеж. Тишина. Вокруг темно, но видно всю деревню с ее бурыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья в инее, словно в серебре, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звёздами, и Млечный Путь вырисовывается так ярко, как будто его перед праздником помыли и потёрли снегом. Очень я люблю такие ночи!

Да, действительно это текст талантливого русского писателя А.П.Чехова.

Какова его тема? Тип речи? Какого стиля отрывок? Какова его идея? Разделите текст на части.

Понаблюдаем, какими художественными средствами добивается автор великолепного эффекта, какие детали описания позволяют ярче представить картину.

Обратите внимание на два первых предложения текста. В них отсутствуют глаголы. Какие части речи их заменили и почему? (С помощью прилагательных автор с первых предложений описывает природу, даже дает оценку тому, что видит.)

Третье предложение состоит из одного слова? Какой оно части речи?

Обратите внимание. Существительные со значением состояния характерны для текста описания природы. Приведите примеры подобных существительных, передающих состояние природы (примеры учащиеся записывают в тетради). Таким образом, одним предложением мы уже рисуем целую картину.

Какие средства выразительности использует Чехов при описании зимнего пейзажа?

(Учащиеся находят эпитеты, сравнения, метафоры, синонимы).

Задание 2. Прослушайте художественный этюд шестиклассника «Нежданный снег» (текст спроецирован на доску) и решите, раскрыта ли тема произведения?

Я вышел на улицу.

Стоит утро. Вокруг пасмурно и прохладно. Стоит тишина. Дует только слабый ветерок. И вдруг неожиданно, как в сказке, начал валить снег. Он стал идти крупными хлопьями. И вот уже он лежит на тротуарах. Белый, липкий, с сероватым оттенком, как небо. Он тяжелый. Гнет ветки деревьев. Снег падает на пальто, на руки и сразу тает.

Но вот ветер начал дуть сильнее. И снег стал падать в лицо, стал забираться за воротник. Стало темно вокруг.

Нежданный был снег сегодня утром.

  • Понравилось ли описание?
  • Раскрыта ли тема?
  • Что, на ваш взгляд, удалось ученику?
  • Видите ли вы недочеты в использовании средств языка? Улучшите текст ( работа в парах по устранению речевых повторов).

Учащиеся читают улучшенный текст.

Задание 3. Познакомьтесь с сочинением «Закат» (тексты имеются на партах).

Из нашего окна хорошо виден закат. Я часто любуюсь им. Солнце так красиво освещает небо, снег, деревья, крыши домов! Замечательные бывают закаты!

Какова основная мысль, намеченная автором? Раскрыта ли она? В чем недочет работы?

Дополните текст недостающей частью (самостоятельная работа с последующей проверкой).

Итак, подведем итоги урока:

  • Какая задача стоит перед вами дома?
  • Что улучшит ваш этюд, чего следует избегать при работе?

Домашнее задание: Написать этюд о зимнем пейзаже на одну из тем:

  1. зимний вечер, каким я увидел его сегодня.
  2. Ясным зимним днем в лесу.
  3. Снегопад.