Организационно-деятельностные основы методической работы в техникуме

Разделы: Администрирование школы


Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать
стремлению природы к своему собственному развитию.
И. Песталоцци

Деятельность методической службы техникума, представляет систему взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого преподавателя, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом. Это основа для совершенствования процесса обучения и достижения качественного уровня образования, профессиональной подготовки, воспитания и развития студентов.

Поэтому, основным назначением методической работы техникума является создание условий для успешной адаптации, становления, профессионального развития и творческой саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей и удовлетворения соответствующих образовательных потребностей, а также выявления, оформления и информационно-методического сопровождения педагогического опыта педагогов. Главная цель методической деятельности, заключается в повышении профессиональной компетентности педагогических работников на основе создания образовательного пространства, способствующего самоопределению и творческой самореализации каждого педагога в условиях модернизации современного образованного процесса.

В ходе изучения потребностей педагогических работников, а так же проведенного анализа результатов диагностики профессиональных качеств педагогов, выявлено противоречие в работе коллектива: с одной стороны - профессиональное знание предмета, творческое отношение к работе, стремление к новому в методике и психологии обучения, с другой - озабоченность педагогов проблемами качества образовательной и профессиональной подготовки выпускников. Возникает проблема: как достичь максимального развития личностных и профессиональных способностей каждого студента и формирования качественной основы, профессиональных и общих компетенций, которые позволили бы выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда, успешно продолжать обучение в Вузах и достойно социализироваться в условиях современном обществе. Решение данной проблемы возможно при овладении педагогами новыми, современными технологиями и готовности их активно внедрять в своей практической деятельности. Этому уделяется особенное внимание при организации методической работы в техникуме.

В техникуме сложилась устойчивая, работоспособная система методической работы, которая включает следующие структурные элементы: педагогический и методический совет, методический кабинет и предметно-цикловые комиссии, творческие группы и школа начинающего специалиста, обучающий семинар-практикум и методические дни, методическая конференция, и аттестация педагогических кадров.

Деятельность перечисленных структур регламентируется соответствующими нормативно-правовыми (локальными) актами. Стабильность данной системы даёт возможность применять различные формы методической работы (индивидуальные, коллективные и групповые), что делает методическую работу интересной и привлекательной для педагогических работников. В любом звене данной системы есть возможности для инноваций, творчества и мастерства каждого преподавателя, для личностной и профессиональной самореализации, что особенно характерно для наших педагогических работников.

Основными направлениями работы методической службы техникума являются:

  • обучение и профессиональное развитие педагогических кадров, повышение квалификации;
  • выявление, изучение, обобщение, распространение актуального педагогического опыта;
  • создание собственной учебно-методической продукции, включая электронных учебных ресурсов и внедрение их в учебно-воспитательный процесс;
  • деятельность методического совета, предметно-цикловых комиссий;
  • аналитическая деятельность.

Охарактеризуем компоненты системы методической работы с педагогическими кадрами в техникуме.

Педагогический совет находится на вершине системы методической работы, что является вполне закономерным, учитывая его роль в жизни техникума. Педсоветы определяют стратегию и тактику работы педагогического коллектива, направленную на кардинальное повышение качества образовательной и профессиональной подготовки специалистов сферы услуг общественного питания и торговли на основе компетентностной модели образования. Стало традицией, в мае проводить педсовет в форме научно-практической конференции по результатам инновационной деятельности педагогического коллектива. Главной задачей методической конференции является активизация творческого потенциала коллектива в целом и отдельных педагогов, выявление и распространение педагогического опыта. Актуальные материалы оформляются и печатаются во внутренних сборниках, размещаются на официальном сайте техникума.

Педагогический коллектив работает над методической проблемой “Современные информационные технологии как основа формирования профессиональных компетенций специалиста”. Позитивные результаты реализации программы информатизации образования позволяют строить обучение на качественно новой основе - внедрения информационных технологий в образовательный процесс, разрешать проблемы, связанные с управлением профессиональным ростом и развитием каждого педагога. Планирование методической работы строится с учетом основных направлений и содержания этапов программы работы над методической темой. Поставленные перед коллективом задачи решаются через обучение и профессиональное развитие педагогических кадров, повышение квалификации, активное внедрение инновационных образовательных технологий, экспертную и диагностическая деятельность, пополнение инновационного банка техникума, работу по составлению электронного Портфолио педагога, участие в конкурсах.

Методический кабинет является центром организационно- педагогической, информационно-аналитической и методической работы в техникуме. В методическом кабинете сосредоточена вся учебно- планирующая, нормативно-правовая документация, обеспечивающая продуктивность осуществления образовательной и профессиональной деятельности, печатная продукция педагогов, аналитическая документация, электронная база педагогического опыта. Каждый педагог создает свой “Электронный портфолио”, отражающий вершины достижений практической деятельности педагогов. На базе учебного заведения выпускаются сборники:

  • “Его величество урок”, в котором представлены методические разработки учебных занятий преподавателей и мастеров производственного;
  • “За гранью урока” - методические разработки внеклассных мероприятий по предметам;
  • “Семинар-практикум” - включен обучающий материал по вопросам методики и практики реализации дидактических задач обучения;
  • “Воспитай в себе личность” - представлены методические разработки воспитательных мероприятий и другие.

Печатные работы подтверждают стремление творчески работающих педагогов, открыто делится с коллегами своими педагогическими находками и достижениями, отражают высокий профессиональный и методический уровень, стимул к дальнейшему творческому поиску, педагогическому самосовершенствованию, расширению спектра инновационной деятельности.

Методический совет руководит деятельностью ПЦК, осуществляет организацию и координацию методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методической учёбы педагогических кадров, занимается аналитико-диагностической деятельностью. Предметно-цикловые комиссии – это главная структура, организующая методическую работу преподавателей-предметников и мастеров производственного обучения. Это коллективный орган техникума, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры педагогов и развитию их творческого потенциала.

В рамках ПЦК организуется самообразование педагогов. Этот компонент занимает особое место в нашей системе методической работы и в обеспечении её целостности. Психологи установили: только те знания становятся убеждение человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, и осуществляться она должна в тех объёме и темпе, которые необходимы каждой личности. А это возможно только в условиях самостоятельной образовательной деятельности. Организовать же её эффективнее всего можно в рамках ПЦК: на заседаниях педагог делает презентацию своей творческой работы по теме самообразования, представляя итоги в различной форме: творческие презентации, открытые уроки, аукционы методических идей.

Самообразование педагогов пронизывает все компоненты системы методической работы, обеспечивая более высокий уровень их функционирования, поэтому оно является системообразующим компонентом, к тому же в современных условиях является одним из основных способов повышения квалификации. Педагоги работают по индивидуальным планам самообразования. Организация работы над индивидуальными темами и единой методической темой являет собой систему непрерывного образования педагогов и играет значительную роль в совершенствовании содержания, технологий обучения предмету и повышения результативности обучения. Систематическое повышение профессионального уровня является важнейшим условием успешной работы каждого педагога. Профессиональное обучение с целью повышения квалификации стало источником новых знаний и общения с коллегами. Оно позволило преподавателям и мастерам производственного обучения расширить локальные рамки своей работы и поставить ее на более высокий уровень.

Методической службой осуществляется системная работа, направленная на повышение ИКТ-компетентности инженерно-педагогических работников. В этих целях проводятся практические курсы по освоению компьютерной грамотностью; постоянно-действующие обучающие семинары практикумы по формированию навыков работы в различных офисных программах, освоению компьютерными технологиями, с последующей аттестацией педагогов по выявлению уровня ИКТ-компетентности, индивидуальные и групповые консультации.

Результаты мониторинга свидетельствуют о позитивной динамике роста информационно-коммуникационной компетентности педагогов. 70% представителей педагогического коллектива имеют достаточный уровень ИКТ-компетентности для подготовки собственных электронных образовательных ресурсов и создания электронного комплекса методического обеспечения профессий и специальностей, подготовку которых осуществляет учебное заведение и применять элементы дистанционного обучения.

Таким образом, имеющийся уровень ИКТ-компетенции педагогов техникума позволяет вести активную работу по обновлению содержания и развития инновационных технологий в сфере профессионального обучения, распространения педагогического опыта разработки электронных образовательных ресурсов.

Поэтому содержанием инновационной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения является разработка собственных электронных учебных ресурсов и внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс.

Преподаватели и мастера производственного обучения имеют различного вида разработки электронных образовательных ресурсов: электронный дидактический материал – тесты, кроссворды; мультимедийные презентации к отдельным темам уроков, внеклассных и воспитательных мероприятий; электронные каталоги; дидактические игры, электронные элементы комплекса методического обеспечения предметов. В целях выявления и распространения опыта инновационной деятельности педагогического коллектива по разработке и созданию электронных образовательных ресурсов, повышения профессиональной компетентности ИПР техникума в области информационных технологий проводятся научно-практические конференции.

Методическая служба техникума обеспечивает психолого-методическое сопровождение подготовки ИПР к инновационной деятельности. В целях методической учебы, а именно изучения вопросов эффективности использования тех или иных педагогических технологий проводятся семинара-практикума, методические дни. По содержанию они соответствуют актуальным вопросам организации образовательного процесса и запросам педагогов.

Технология выработки и принятия решения выглядит следующим образом: на педсовете определяются стратегия, и тактика развития техникума, ПЦК через методический совет разрабатывает конкретные направления работы, которые доводятся до сведения педагогического коллектива, затем на заседаниях ПЦК реализуется принимаемое решение на практике. Итоги работы ПЦК подводятся на научно-практической конференции ежегодно. Но есть у данных компонентов и обратная связь: ПЦК самостоятельно принимают решения, выходят с предложениями на методический совет, который анализирует данные предложения и ставит перед администрацией возникшую проблему, а администрация выносит ее на педсовет.

При планировании работы педагогического коллектива на учебный год по реализации Программы развития учитываются все звенья методической службы в соответствии с их назначением и функциями.

Таким образом, все структурные компоненты методической системы взаимосвязаны между собой, чёткое разграничение целей, задач и функций, делает ее дееспособной, а методическую работу продуктивной.