Игра-соревнование "Деньги на деревьях не растут". 4-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Задача:

1. Ознакомить детей с наиболее употребляемыми экономическими терминами и понятиями.

2. Формировать первоначальные экономические знания, умения и навыки. Способствовать пониманию ценности и назначению денег.

3. Развивать познавательный интерес. Приложение 1

Оборудование: электронная доска, плакат “Стоимость любого товара определяется деньгами и называется ценой”, электронная презентация, музыкальный центр с микрофоном, музыка “Выход ведущих”. Приложение 2.

Заставка: “Деньги на деревьях не растут”. В классе 24 человека, из них 2 в жюри и 2 ведущих. В каждой команде по 10 человек. Рассаживаем группами.

Ход занятия

1. Выход ведущих под музыку.

Ведущий 1. Здравствуйте, друзья. Я пришел к вам с загадкой “Лиловая, хрустящая, о многом говорящая”. Ты знаешь, Карина, что это такое?

Ведущий 2. Думаю, Данил, это фантик от вкусной конфетки, которую ты мне принес.

Ведущий 1. Карина, это денежка. А на денежку можно или конфетку купить, или сырок, или ручку, или тетрадку. Получается, что у меня в кармане что-то, что я еще не приобрел. Сегодня мы поговорим о самом удивительном предмете, который, словно волшебная палочка, позволяет иметь любую из 1000 вещей, что лежат на полках магазина, или пойти в кино, поехать на автобусе, отправить телеграмму.

Ведущий 2. Знаю, знаю в них заключено необыкновенное свойство. Откуда в них оно? Словно они выросли на волшебном сказочном дереве!

Ведущий 1. Кариночка, деньги на деревьях не растут. Итак, начинаем урок-соревнование “Деньги на деревьях не растут”. Соревнование наше будут судить.

Ведущий 2. Мы проведем 40 минут для тех, кто хочет понять, какое значение имеют деньги; для тех, кто, знает, и кто не знает, отчего люди в мире преклоняются перед ними, для тех, кто хочет узнать, из чего складывается цена. Нашим командам не терпится показать себя. Представляем слово командам. Оценивается самое оригинальное, самобытное название и лозунг, связанный с темой мероприятия.

Задание 1. Команды демонстрируют готовность домашнего задания

Оценивается соответствие в 3 балла (название, приветствие, лозунг.) Например: “Экономические знания сегодня всем нужны и этим знаньям нет цены”.

Ведущий 1. Итак, мы входим в мир экономики. Вопрос командам для разминки. Что такое экономика? (Выслушиваются ответы). Подведем итог сказанному вами. Экономика - это все виды деятельности людей, которые позволяют им обеспечивать себе материальные условия для жизни, а не только экономить. Команды заслужили поощрение. Вручите командирам фотографии с уважаемым российским рублем. (Вручается фото)

Ведущий 2. Деньги возникли еще в глубокой древности. Представьте себе такую картину. Один из древних людей поймал много рыбы, а другой собрал много орехов. Рыболов захотел поесть орехов, а другому нужна рыба. Как вы думаете, что они будут делать? Да, они обменяются. А вот в другой раз рыболов принес свой улов, а собиратель орехов не успел собрать орехи. Как же теперь им меняться? Унес рыбак свой скоропортящийся продукт другому. Но как равноценно обменяться? Нужно к чему-то приравняться, чтобы не было никому обидно.

2. Индивидуальное задание “Вы покупатель”.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Время: 1 мин.

Ведущий 1. Среди перечисленных предметов найдите и подчеркните товар - посредник, который во времена Древней Греции был жизненно необходим, следовательно, был бы желаем в каждой семье. На него можно было выменять все, что угодно. (2 топора, рыболовная сеть, овца, шкура быка, 4 глиняных горшка)

Ведущий 1. Правильный ответ: Это овца. 1 овца=1 рыболовной сети или = 1 шкуре быка или =2 топорам или =4 глиняным горшкам. Вам нужна сеть, у вас есть 2 топора, вы меняете 2 топора на овцу, а овцу на сеть. Так товар становится средством, с помощью которого обращаются или обмениваются другие товары и может всегда пригодиться из-за мяса, шкуры и шерсти. С помощью товара-посредника овцы обычный обмен превращается в куплю – продажу. Такие жизненные ситуации в древности и приводят к появлению денег. Конечно, не сразу появились бумажные деньги. Их история возникновения долгая. Подкинем вопросик командам. Как вы думаете, какие предметы выступали в роли денег в разных странах?

3. Групповое задание. Нарисуйте предметы – деньги, которые служили товаром-посредником.

Оценивается в 1 балл.

Время: 2 мин.

Ведущий 2: Какие только предметы не служили первыми деньгами! Это диски, вытесанные из камня для строительства; раковины; книги, которые стоили полцарства из-за трудоемкой ручной работы; продукты питания - зерно, вино, растительное масло; шкурки животных, золото и даже рабы. На раба можно было выменять хорошую лошадь. Шкурами расплачивались за покупки, платили налоги и штраф. Представьте, за оскорбление личности обидчик должен был отдать лисью шкурку, а за физическое увечье - соболя. Прошло время. Население земли увеличилось. Появились города. Городскому жителю скот-обуза. И этот вид денег начал постепенно умирать. Многое перепробовали люди, пока сама жизнь не предложила металл.

Ведущий 1. Интересно, что люди по привычке придавали деньгам форму вещей. В Китае, например, были в ходу “рубашки”- кусочки металла, копировавшие своей формой одежду того времени. В Северной Америке – свинцовые шарики, в Мексике слитки меди в виде буквы “Т”, в Африке куски железа, похожие на подкову, в Камбодже - железные ромбики. Металлические кусочки имели свой вес. Способ счета металлических денег по весу был важным шагом вперед. Выделим самых внимательных. Какие экономические термины прозвучали за это время? (Экономика, обмен, деньги, товар, товар-посредник). Ответы детей поощряются, им выдаются пословицы про деньги. Экономические термины прикрепляются к доске.

Ведущий 2 Назовите хором ключевое слово-пароль нашего соревнования. (Деньги)

Ведущий 1. Ребята, как называется интересное место города, где идет обмен товарами? (Рынок) Для чего существует рынок? (Для коммерческих сделок, чтобы свести продавцов и покупателей вместе и дать возможность первым продать, а вторым купить). Приглашаю вас виртуально посетить рынок. Внимание! Некоторые лица специально не в объективе. Существует закон, по которому снимать фотографии можно только с разрешения граждан. Прочитайте закон экономики на доске. “Стоимость любого товара определяется деньгами и называется ценой”. После виртуального путешествия нам следует ответить на вопросы. Как работает закон экономики на рынке? Что такое цена товара и от чего она зависит? Просмотр презентации.

Ведущий 2. Как мы увидели, на городском рынке цена написана у отдельных граждан. Что делать, если нет цены? (Спросить). Цена на рынке может быть договорная, потому что с продавцом можно договориться, снизив ее в процессе торга.

4. Групповое задание “На рынке”.

Время: 1 мин.

Оценивается -1 балл.

Придумайте сценку - пример, когда продавец:

1 команда “Уступает товар по более сниженной цене” (продавец торопится домой, товар быстро портится, похожего товара много на рынке).

2 команда “Не хочет снижать цену, стоит на своем и даже ее завышает” (товар редкий, его производить очень трудно, он привезен издалека, модный).

Ведущий 1. Подведем итог сказанному: цена означает количество денег, которые покупатель согласен заплатить продавцу за товар и за которые продавец согласен продать. Цена определяется от затрат труда. Например: цепи для дворовой собаки хозяин определил цену 180 рублей. Что вкладывается в эти 180 рублей? (Металл, работа, амортизация инструмента, которым изготавливали цепь, сварка, электричество и проезд на автобусе, стоимость места на рынке). Перечисленные затраты и сбыт произведенной вещи называется – себестоимость. Что входит в оплату школьного завтрака равного 23 рублям? Труд поваров, продукты (крупа, масло, мясо, соль, сахар, работа водопровода, сухофрукты, расход электричества, бензин, работа шофера, кухонного работника).

Ведущий 2. Вам пора отдохнуть и следующее групповое задание 5 “Едем отдыхать”.

Время выполнения 1 мин.

Оценивается в 2 балла.

Какой вид отдыха предпочитает ваша семья? (Походы в кино, покупка любимых книг, видеофильмов, поездка на лыжные базы, в другие страны).

- Задумывались ли вы в какую сумму вашей семье обходится любимое развлечение? (Фейерверк на день рождение, прокат, поездка на озеро, реку, на поезде, самолете, заправка автомобиля, продукты с собой)

- Легко ли найти сумму на летний отдых и поездки? Какой вывод нужно сделать? (Для отдыха нужно копить деньги, т.е. нужно покупать самое необходимое в течение года, экономить). Выдайте командам пластиковые карточки и таблицу. На карточке вы найдете сумму 7 500 рублей (средняя заработная плата). Вы потратите ее в срок месяц. Обсудите с командой, пометьте крестиком, необходимые платы и покупки. Решите, что действительно нужно, а без чего можно обойтись.Какие суммы обязательной оплаты? Без чего можно обойтись? Можно ли по этому списку сэкономить?

Правильные ответы: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 17.

Ведущий 1. Командное задание 6 “Давайте подумаем” (вопросы в шариках получают капитаны).

Оценивается в 1 балл за расчеты + 1 балл за рассуждение.

Время: 1 мин.

1) Что будет, если каждый день покупать торт?

Ответ: 200 (средняя цена) *30=6000 рублей. (Большая часть заработной платы)

2) Сколько папиных заработных плат уйдет на покупку холодильника?

Ведущий 2. Вывод: Мы часто покупаем товар, к которому быстро теряем интерес. Можно ли так скопить деньги? Что нужно сделать, чтобы денег в доме оставалось больше? (Отказаться от бесполезных вещей, собирать мелкие монеты, скопившиеся дома, пересчитывать их и складывать в определенное место). Как думаете кто быстрее разорится?

1. Катя заходит в любой магазин и берет товар не зная цены продуктов.

2. Маша знает цены в разных магазинах и делает выбор в пользу низкой цены при том же качестве.

Следовательно, с магазинами нужно поступать так же, как и на рынке. Выбирать и экономить.

7. Групповое задание.

Оценивается 1 правильный ответ - 0,5 баллов.

Время:1 мин + 1 звонок другу.

Ведущий 1. А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете цены. Ведь знание цены ведет к бережливости, хозяйственной расчетливости, самостоятельности. Командам выдается листок, дети вносят цену напротив продукта. Например:

ТОВАР

ОБЪЕМ, МАССА

ЦЕНА

Молоко

1 литр

 

Масло

1 кг

 

Ведущий 2. Командное задание 8. “Мы - предприниматели”.

Оценивается – 2 балла.

Время: 2 мин.

Продолжаем играть. Жили-были 2 соседа, 2 трудолюбивых фермера-предпринимателя. Приглашаются фермеры. Они выбирают из числа детей членов семьи. У каждого большая семья 5 человек: он, его жена, 2 взрослых сына, дочь 13 лет, большое хозяйство: 8 породистых коров, 3 свиньи и 7 поросят, 20 кур, 20 овец, 2 собаки и кошка. У фермеров скопились излишки молока, сметаны, масла, мяса, яиц. Что нужно сделать с излишками? (Продать, обменять). А если не берут продукты, что еще можно сделать? (Приготовить на будущее, сделать из него вкусную выпечку, блины, засолить, закоптить). Мало сделать, надо предложить товар так, чтобы всем захотелось попробовать. Где обычно проходят торги? (Рынок, ярмарка)

Ведущий 1. Ярмарка - это большая распродажа, где много продавцов и много покупателей. Ваша задача привлечь покупателей рекламой. Составьте текст кричалки для зазывал на ярмарке. Проверим ваше умение проявлять предприимчивость. Пример, кричалки: “Бублики, баранки, слойки, пирожки, мы вас всех накормим сегодня от души”.

Ведущий 2. Деньги прошли долгий путь и, наконец, осели в кошельках фермеров. Да, деньги не растут на деревьях. Чтобы они появились в семье, нужно много трудиться и зарабатывать, а чтобы не ушли нужно беречь и разумно экономить. О том, как стать богатым “Как накопить и сохранить деньги” мы с вами поговорим на следующем занятии. А сейчас для церемонии награждения предоставляем слово жюри. Приложение 3