Занятие по развитию устной речи и профилактике письменной речи. 1-й класс

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


ЦЕЛИ:

  • Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
  • Сформировать представление о смысловом значении предлогов, предлог как отдельное слово, навык предложного управления

ЗАДАЧИ:

образовательные:

  • Отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД
  • Работать над правильным употреблением предлогов в устной речи
  • Сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова
  • Подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами

развивающие:

  • Развивать память, внимание, мышление
  • Расширять словарный запас
  • Совершенствовать лексико-грамматический строй речи
  • Развивать монологическую речь
  • Учить детей правильно и логично излагать свои мысли
  • Развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов

воспитательные:

  • Воспитывать культуру коммуникации
  • Формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества

коррекционная:

  • Устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами.

ОБОРУДОВАНИЕ: Сюжетная картинка "Игра в прятки", изображение куба и шара, схематическое изображение предлогов в разных положениях на количество детей, схемы предложений с изображением предлога, раздаточный материал "Читаем по картинкам", раздаточный игровой материал, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент. Создание положительно-эмоционального настроя на занятие.

Упражнение "Как живешь?"

Упражнения на развитие речевого и физиологического дыхания:

  • Упражнение "Песенка гласных". "Песенка гласных"
  • Песенка гласных музыкой льется А-А-А,
  • Может заплакать и застонать О-О-Ы-Ы,
  • Может качать в колыбельке Аленку А-А-А
  • Могут взлететь высоко в высоту А-О-И-У.

Развитие артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики рук.

II. Целевая установка. Разрешение игровой ситуации - как самостоятельное открытие детей, подведение к лексической теме занятия, с обязательной постановкой проблемы

Раздать детям игровой материал с изображением зайца и лисы (рисунок).

Педагог:

- В лесу маленькие глупые зайчата не послушали маму и убежали далеко от своего дома. Помогите им спрятаться от лисы. Проведи линию от каждого зайчика к месту, куда он хочет прятаться, согласно оставленной им записке (слайд №3)

- Как вы догадались, куда именно хотел спрятаться зайчик от лисы?

Дети:

- Мы прочитали записочки от зайчика.

Педагог:

- А какое слово вам помогло спрятать его от хищника?

Дети:

- Маленькие слова, которые были записаны.

Педагог:

- А что это за слова?

Дети затрудняются дать ответ, так как тема новая. С этой целью педагог предлагает выполнить следующее задание

Педагог:

- Ребята, сказка "Колобок" вам хорошо известна, но не известна тема сегодняшнего занятия, идите по дорожке колобка, от избушки к зайцу, и вы название темы (слайд №4)

Дети:

- Мы прочитали слово ПРЕДЛОГ.

Педагог:

- Скажите, вам когда-нибудь приходилось слышать такое слово "ПРЕДЛОГ" (слайд №5), знаете ли вы что это такое?

Дети:

- Нет?

Педагог:

- Тогда предлагаю послушать вам грамматическую сказку "Ссора предлогов со всеми словами" (слайд №6)

"Жили-были в одном из городов Морфологии Предлоги - маленькие слова: НА, В, ИЗ, ПОД. Были они такие драчуны и забияки, что в один прекрасный день так сильно поссорились с другими словами, то те очень обиделись на задир.

Когда предлоги хотели стоять рядышком практически вместе с другими словами (показать со схемами), то они отодвигались от них далеко. Предлоги тоже обиделись на другие слова. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.

Так предлоги стали отдельными маленькими словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора, решили записать в книгу Правил такое событие, ставшее потом правилом: предлог - это маленькое слово и с другими словами пишется отдельно" (слайд №7)

Педагог:

- Что такое предлог?

Дети:

- Это маленькое слово.

Педагог:

- Кто перескажет сказку? Какое новое правило мы узнали из сказки?

Дети:

- Мы узнали, что предлог это маленькое слово и пишется отдельно от других слов.

Педагог:

- Конечно, ведь все слова вполне самостоятельные, однако без предлогов не уедешь далеко.

- А теперь вам стало понятно, какие слова вам помогли спрятать зайца от лисы?

Дети:

- Да, нам помогли маленькие слова - предлоги.

Дети самостоятельно делают вывод о том, какое слово им помогли спрятать зайчонка от лисы

III. Практическая деятельность.

Педагог:

-Так как называется тема нашего сегодняшнего занятия?

Дети:

- "ПРЕДЛОГ"

Дети записывают тему в тетрадь

Педагог:

- Почему без предлогов никуда не уедешь? Для чего они нужны, в чем их необходимость?

Дети:

- ??????

Педагог:

- Пока не знаете? Ничего страшного мы ведь только учимся!

Педагог раздает конверты детям с заданием "Сложить" предложение.

- Предлагаю выполнить задание. Составьте предложение из слов, данных вразбивку, или работа с так называемым деформированным текстом, в котором слова "потеряли" свое место, то есть предложение "разбилось", нужно "помочь" найти словам свое место. "Сложить" предложение:

  • "Столе, лежит, на, книга";
  • "Высокие, лесу, сосны, растут, в",
  • "Автобуса, из, вышел, Ваня",
  • "В, карандаш, лежит, коробке",
  • "Мышка, из, норки, вылезла",
  • "Воробей, на, сидит, крыше".

Педагог:

- Вы помогли найти словам свое место?

Дети:

- Да.

Педагог:

- Что у вас получилось?

Дети:

- Предложение.

Педагог:

- Докажите, что это предложение.

Дети:

- Это предложение, потому что оно состоит из слов, а они связаны между собой по смыслу.

Педагог:

- Какое первое слово, второе, третье, четвертое и т.д.?

- Как пишутся слова в предложении?

Дети:

- Отдельно.

Педагог:

- Молодцы, раз вы справились со своим заданием, то с легкостью поможете и мне составить предложение (слайд №8 "Сломанное предложение")

Дети:

- Высоко в небе плывут облака. Облака плывут высоко в небе.

Педагог:

- А теперь, попробуйте, уберите маленькое слово, и заново прочтите то предложение, которое вы составили раннее. Получилось?

Дети:

- Нет.

Педагог:

- А что произошло? Почему?

Дети самостоятельно делают вывод:

- Без предлога предложение получилось бессмысленным, потому что предлог служит для связи слов в предложении, объединяет его.

Педагог:

- Правильно, ребята, предлог объединяет и связывает слова в предложении.

IV. Динамическая пауза.

- Здравствуй, зайчик, как живешь?
- Как ты зиму проведешь?
- Буду я зимой скакать.
- И кору осин глодать.
- Здравствуй, лисонька - лиса.
Ненаглядная краса.
- Как ты, лисонька, живешь?
- Как ты зиму проведешь?
- Буду бегать по лесам.
- Буду бегать по горам.
- И под елку загляну.
- Может, зайчика найду.
Жест "Здороваться".
Вопросительный жест.
"Пальчики бегут".
Жест "Царапает"
Упражнение "Ладошка-собачка"

Жест "Здороваться".
Вопросительный жест.
Упражнение "Дерево".
Упражнение "Горка".
Упражнение "Бинокль".
Упражнений "Зайчик".

V. Работа в тетрадях.

Педагог:

- Аккуратно отодвиньте составленные предложения в сторону, чтобы дальше работать в тетрадях. Запишите получившееся предложение в тетрадь. Выделите маленькое слово - предлог квадратиком. Сосчитайте, сколько слов в предложении получилась?

- Посмотрите, как можно будет составить схему предложения с предлогом. Дети составляют схему своего предложения у себя в тетрадях

(слайд №9)

VI. Пальчиковая гимнастика "Сороконожки".

VII. Упражнение на развитие памяти и внимания.

Педагог:

- Внимательно рассмотрите картинку в течение 30-50 секунд (слайд №10).

Педагог закрывает слайд:

- Кто был изображен на рисунке?

- Как вы думаете, в какую игру играют друзья?

- Кто водит? А кто не играет в прятки?

Совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи (слайд №11)

Логопед предлагает детям еще раз рассмотреть картинку "Игра в прятки".

Педагог:

- Составьте рассказ по этой картине.

Дети составляют рассказ, где приветствуется творческое рассказывание

Педагог:

- Составьте предложение о каждом отдельном персонаже, который изображен на картинке.

Дети:

1 ученик:

- Мишка спрятался под столом.

2 ученик:

- Рыжий Лисенок спрятался за шкафом.

Дети составляют предложение и записывают их в тетрадь, выделяя предлог квадратиком.

Педагог с помощью наводящих вопросов и рассуждений, дает возможность понять детям, что предлог управляет, то есть показывает, где находится предмет.

- Ребята, ответьте на вопрос, кто спрятался ВНУТРИ шкафа?

Дети:

- Заяц.

Педагог:

- Какой предлог заменило слово "ВНУТРИ"?

Дети:

- В.

Педагог:

- А, если я скажу, что Мишка спрятался ВНИЗУ стола, какой предлог я заменила?

Дети:

- ПОД.

Также проводится работа со словом НАВЕРХУ.

Педагог:

- Вот, посмотрите (в руках у педагога куб и шар). Я ставлю шарик на куб, где находится шар?

Дети:

- НАВЕРХУ.

Педагог:

- Какой предлог, то есть маленькое слово показывает, где находится предмет?

Дети:

- НА

Дети с кубиком и квадратиком на практическом уровне отрабатывают предлоги, с целью развития пространственного ориентирования, манипулируя с предметами по инструкции педагога

Педагог демонстрирует (слайд №12)

- Шарик находится ВНИЗУ куба, где шарик?

Дети:

- ПОД кубиком.

Педагог:

- Шарик ВНУТРИ кубика, где кубик?

Дети:

- В кубике.

Педагог:

- Шарик НАВЕРХУ кубика, где куб?

Дети:

- НА кубике.

Педагог:

- Значит, какой можно сделать вывод?

Дети:

- Предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предмета (слайд №13)

Педагог:

- Да, предлог указывает на местонахождение предмета.

Показать (слайд №14 "Маша и три медведя") для закрепления темы занятия в котором нужно прочитать сказку по картинкам и вставить потерянные предлоги, которые подходят по смыслу.

VII. Итог занятия. Эмоциональная рефлексия

Дети фиксируют в речи:

- Что нового вы узнали на занятии? - Что именно?

- Что такое предлоги?

- Какие бывают предлоги?

- Для чего они нужны?

Дети фиксируют эмоции:

- Какое задание понравилось больше всего, почему?

- Все ли вам было понятно? Если не все поняли, покажите черный шарик грусти, если все понятно, покажите желтый квадратик радости.

Молодцы (слайд №15), но самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предмета.