Воспитание детей с нарушением зрения и интеллекта в семье

Разделы: Работа с дошкольниками


С особым вниманием следует относиться к детям, у которых кроме снижения или потери зрения имеется еще какое-нибудь нарушение. Одним из наиболее тяжелых нарушений является умственная отсталость. Воспитывать и обучать умственно отсталого слепого или слабовидящего ребенка — дело очень нелегкое. Оно требует от людей, занимающихся этим, больших усилий, много терпения, понимания, неистощимого желания помочь и, наконец, что очень важно, оптимизма — веры в то, что это сделать можно.

Среди умственно отсталых есть небольшое количество детей, которые из-за глубокого поражения мозга не обучаемы. Большинство же детей с нарушением зрения и интеллекта способны к обучению, но в каком объеме и за какой срок они могут освоить грамоту, счет и другие полезные знания и навыки, предсказать трудно. Нелегко найти пути коррекции (исправления имеющихся недостатков), а также определить оптимальные формы занятий с каждым ребенком. Очень труден прогноз как относительно близкого, так и далекого будущего. А родителям важно знать, что и как делать с ребенком постоянно, повседневно: чему учить его, каким способом это делать, в какие игры с ним играть и т. д. Необходимо, чтобы родители, имеющие ребенка со сложным нарушением, получали в нужной мере помощь и руководство в вопросах его обучения и воспитания.

У таких детей имеются большие потенциальные возможности, которые нужно уметь обнаружить, раскрыть и развивать. Роль в этом семьи, и прежде всего родителей, очень велика.

Жизнь ребенка с нарушением зрения и интеллекта, его развитие, обучение обусловлены не только имеющимися у него нарушениями, но и отношением к нему и его дефектам семьи и окружающих. Перед родителями встают сложные вопросы. Они хотят знать, в какой мере их ребенок будет зависим от других, а в какой мере сможет приобрести самостоятельность. Родители обращаются за помощью к врачам, психологам, педагогам. Однако дать удовлетворяющие их разъяснения и рекомендации — дело нелегкое. Прежде всего, трудно поставить окончательный и исчерпывающий диагноз о состоянии ребенка, трудно определить объем и характер имеющихся у него нарушений и оценить его. Практика показала, что даже в тех случаях, которые поначалу казались очень тяжелыми и малонадежными, при правильном подходе и соответствующей помощи можно сделать для ребенка очень многое. Родители должны проявлять инициативу, находчивость, порой изобретательность в деле воспитания своего ребенка, как в дошкольные, так и в школьные годы.

В жизни, в практике много примеров неожиданных успехов. Есть случаи, когда даже вопреки отрицательным предсказаниям родители добивались очень многого. Очень большая заслуга в этом семьи.

Вопрос о том, чему способен научиться ребенок со сложными нарушениями, насколько он сможет стать самостоятельным, зависит от ряда причин, от характера имеющихся у него нарушения, и, прежде всего, от степени поражения мозга, от личности самого ребенка, от его поведения, работоспособности, развития движений, а так же от того, в какой он растет семье, от учреждения, в котором он находится, и от людей, воспитывающих его и обучающих.

Нередко дети с нарушением зрения развиваются медленнее, чем их зрячие сверстники. Если ребенок отстает в речевом развитии, если у него плохо развиты движения и из истории его развития известно, что он поздно начал ходить, а так же отмечается задержка в развитии других функций, то трудно бывает определить, является ли такой ребенок умственно отсталым или у него замедленное развитие в силу той или иной причины или совокупности причин. Для правильного определения состояния такого ребенка специалистам иногда приходится обследовать его несколько раз или наблюдать за ним длительное время. Родители могут оказать в этом большую помощь точной и правдивой информацией о развитии ребенка, о его воспитании в семье.

Большое значение имеет правильное воспитание умственно отсталого ребенка в семье. В дошкольные годы он может научиться самостоятельно принимать пищу, одеваться, играть, собирать свои игрушки, и, главное правильно вести себя среди других людей.

Развитие умственно отсталых детей с нарушением зрения часто неровное. Они могут лучше развиваться в одной области и хуже – в другой. У каждого ребенка есть сильные и слабые стороны, первые надо развивать, вторые исправлять. Как бы ни казался ребенок отсталым, у него всегда есть какие – то возможности для развития и обучения. И это надо иметь в виду и использовать.

Необходимо приучать ребенка к самостоятельности, нельзя обрекать его на пассивность. Его надо учить, чтобы в будущем он был менее зависимым от других людей.

Большое место в воспитании умственно отсталых детей с нарушением зрения следует отводить игре. У такого ребенка понижены действия по отношению к игре и игрушкам, он не делает попыток поиграть с родителями или с детьми, что приводит к отсутствию или недостаточности практики в игре у ребенка, поэтому ручная и общая координация движений обычно у него не развиты. Родителям следует приучать ребенка играть с игрушками, причем с разными, вызывать у него интерес к ним и укреплять этот интерес.

Слабовидящему ребенку необходимо многократно повторять действия с предметами, чтобы освоить их. Взрослые должны помочь ему в этом. Не надо навязывать какой – то определенный вид игры, мешая этим действовать по своему желанию. Дети должны уметь играть самостоятельно и коллективно. Игрушки следует убирать в одно и то же место, что бы легче их находить.

Дошкольные годы – очень важный период для обучения и воспитания ребенка. Нередко родители упускают время, полагая, что их ребенок еще маленький, многого не понимает, и считают, что развитие произойдет само собой или с их помощью, но в позднее время. Это глубоко ошибочный подход, особенно по отношению к детям с нарушением зрения и интеллекта. Исправление недостатков этих детей, привитие бытовых навыков, обучение самообслуживанию и правильному поведению так же, как и обучение игре, работе с пластилином, восприятию формы, величины, цвета и многому другому надо начинать в дошкольные годы.

Дети с нарушением зрения и интеллекта идут в школу в том же возрасте, как и все дети. Родители должны знать, чему должен научиться их ребенок в дошкольные годы, чтобы его пребывание в специализированной школе было для него посильным, а обучение продуктивным.

Ко времени поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно обслуживать себя в бытовом плане, должен уметь отлучаться от дома, находиться среди детей, делить с ними внимание педагога и его время, играть и работать с другими детьми, слушать объяснения, уметь концентрировать свое внимание, слушать других, в том числе педагога, выполнять несложные поручения дома, раскрашивать, вырезать, лепить. Ребенок должен знать понятия вверх (вниз), справа (слева), уметь доводить начатую работу до конца. Ребенок должен иметь понятия о числе, знать буквы, читать стихи, слушать рассказы и сказки, по вопросам или самостоятельно пересказывать простые рассказы.

Конечно, все отмеченное может быть усвоено каждым из таких детей в разной мере и разной степени. Это зависит от интеллекта ребенка, от воспитывающих и обучающих его людей, и в первую очередь от родителей. Родители должны помнить, что ребенка постоянно учить новому. Пусть ребенок делает ошибки, пусть что – то не удается, не огорчайтесь этому, на этом основывается движение вперед, развитие.

Родителям следует знать, что в игре деятельности ребенок должен использовать свое зрение. Специалисты считают, что зрение не ухудшится, если ребенок занимается при хорошем освещении и в нормальных гигиенических условиях. Чем больше используется зрение, тем больше повышается зрительная продуктивность.

В процессе обучения и воспитания детей со сложными нарушениями приближение к намеченной цели осуществляется постепенно. Это значит, что до того, как ребенок достигнет намеченных результатов, он проходит ряд этапов, приближающих его к тому, чему он должен научиться. Поэтапность обучения необходима во всем. Для поднятия активности и заинтересованности следует отмечать всякое продвижение ребенка, все его, даже маленькие, удачи и достижения. Поощрение, похвала способствуют его развитию, расширяют его возможности. Индивидуальные особенности каждого ребенка, его желания необходимо учитывать и разумно использовать при воспитании и обучении. Важно найти оптимальные условия для каждого ребенка, создать для него благоприятную обстановку в семье, в дошкольном учреждении, в школе. При этом дети приобретают многое из того, что необходимо в повседневной жизни. Многие из детей способны овладеть и трудовыми навыками, что позволит в будущем приобрести профессию.