Алгоритм. 6-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Цели:

  • сформировать новые понятия: алгоритм, алгоритмический язык;
  • познакомить с формами записи алгоритмов: построчная, блок-схема;
  • научить правильно составлять и выполнять алгоритмы;
  • привить интерес к предмету информатики.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Средства активизации познавательной деятельности учащихся: создание мультимедийной презентации об алгоритме.

Подготовительный этап к уроку: создание мультимедийной презентации.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Задачи, задачи, задачи – наша учеба, работа и личные дела – это каждодневное, ежечасное решение задач. Каждая задача требует для своего решения выполнения определенных действий. Многократно решая задачи, мы замечаем, что необходимые действия должны выполняться в определенном порядке. В таких случаях мы начинаем говорить об алгоритмах решения задач.

Слайды 1-3

– Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что же такое алгоритм, какой язык называется алгоритмическим, и какие существуют формы записи алгоритма. Откройте тетради и запишите тему урока: «Алгоритм».

Алгоритм не роскошь, а средство достижения цели.

Слайд 4

Понятие алгоритма и алгоритмического языка

Слайд 5

Правила изображения блок-схем

– В отличие от людей технические устройства могут выполнять только определенные операции. Поэтому алгоритмы, которые выполняются этими устройствами, должны в свою очередь обладать следующими свойствами:

Слайд 6

Свойства алгоритма

Слайд 7

– Для решения сложных задач используют специальные команды алгоритмического языка: команды ветвления и команды цикла.

Слайд 8

– Только ветвление поможет в сложных условиях сделать выбор.
Ветвления – это такая форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или не выполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

Слайд 9

Любуясь луной, помните: и луна выполняет циклический алгоритм.

Циклом называется такая форма организации действий, при которой одна и та же последовательность действий совершается несколько раз до тех пор, пока выполняется некоторое условие.

– Сейчас немножко отдохнем и примеры разберем.

2. Физминутка (учащиеся выполняют упражнения для глаз)

3.  Разберем несколько примеров алгоритма:

Слайд 10 «Соберись в школу».

Слайд 11 «Вскипяти воду».

Слайд 12 «Разбери фасоль».

Слайд 13 «Попади на представление».

Слайд 14 «Реши пример: К = (А + Б)2».

Слайд 15 «Большее из двух».

4. Самостоятельная работа

Опиши более подробно действия «Собери портфель»

Слайд 16 «Собери портфель»

Выполни задания по алгоритму

Слайд 17 «Раскрась крышу дома»

Нарисуй стрелки на схеме алгоритма, впиши пропущенные команды и слова «да» и «нет».

Слайд 18 «Собери урожай»

5. Итог урока

– Вы спросите меня: «А для чего нам нужен алгоритм?». Ответ простой: У информатики есть свой подход к решению задач. Суть его – в использовании ЭВМ.
ЭВМ можно применять для решения задач практически из всех областей жизни. Но для того, чтобы делать это эффективно, нужно уметь:

  • четко формулировать задачу;
  • составлять алгоритмы,  т.е. организовывать последовательность  действий, приводящих к требуемому результату;
  • пользоваться специальными средствами,  которыми снабжают любую ЭВМ, чтобы облегчить общение человека с машиной.

Овладев этими умениями, вы «приручите» ЭВМ, и она станет вашим надежным другом.

6. Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Слайд 19

– Опишите алгоритм перехода через дорогу (соблюдая правила дорожного движения).

– Спасибо за урок. Сдайте пожалуйста  свои тетради. До свидания!