Предупреждение и нейтрализация конфликтов в педагогическом коллективе как управленческая проблема

Разделы: Администрирование школы


1. Введение.

Кто кричит громче всех, тому и дают слово (Л.Свиппл)
Важнейшим вопросом социальной психологии является проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности. И не для кого не секрет, что в любом объединении людей обязательно существуют разногласия, порой, перерастающие в конфликт.
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт – это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны, не смотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо.

2. Виды конфликтов в организациях.

В жизни организации всегда существуют конфликтные ситуации. Это объективная данность. Множественность конфликтов порождена разнообразными причинами, природа которых зависит от личностных характеристик участников конфликтов, структуры организации, стилей управления, характерных для принятой организационной культуры и т. п. Виды конфликтов в организациях представлены в таблице 1.

Любой исход развития конфликтной ситуации: приводит к возникновению новой ситуации:, Задача менеджера — перевести конфликт в открытую форму, т.к. только в этом случае могут быть выявлены все участники конфликта, и управлять развитием конфликтной ситуации для приведения к функциональным последствиям.

Виды конфликтов

Таблиц 1

Критерий классификации Виды конфликтов Краткая характеристика
1. По природе возникновения Социальные Заложены в социальной структуре общества, связаны с наличием социальных проблем
Организационные Как правило, из-за несоответствия формальной организационной структуры фактической
Эмоциональные Характеризуются тем, что временной лад между причиной возникновения конфликта и его последствиями практически отсутствует
2. По количеству участников Межличностные В производственной деятельности возникают наиболее часто
Межгрупповые
Между личностью и группой
3. По направленности действий Внутриличностные Конфликт мотивов, потребностей и возможностей, стремлений и способностей, присущих одному человеку
Вертикальные Между субъектом и объектом управления. Например, руководителем и подчиненными
Горизонтальные Между субъектами или объектами управления, находящимися на одном уровне иерархической структуры
4. По степени выраженности Открытый Открытое столкновение сторон, когда все участники конфликта определены
Скрытый Существование разногласий стороны стараются не афишировать, хотя о них знают или догадываются (не выносить ссор из избы)
Потенциальный Как правило, потенциально конфликтная ситуация существует всегда, т. к. источники конфликта — объективная данность

3. Сущность конфликтов в организациях.

Конфликт — это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Современная точка зрения на конфликты заключается в том, что конфликт является движущей силой организации и поэтому существует необходимость и в конфликтах, и в управлении конфликтами. Исследования Л. Козера и М. Дойча показали, что при определенных условиях конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивать членов группы, стимулировать эффективный выход из проблемной ситуации. Особенно это верно для конфликтов, обусловленных познавательно-предметной деятельностью (типичный пример — научная полемика).

Существование разногласия (конфликта), столкновение различных мнений— это нормальное явление, факт существования человечества, условие эволюционного развития.

Бесконфликтность (безразличие ко всему), как и очень высокая конфликтность, обусловливает снижение эффективности деятельности организации. Бесконфликтность — это индикатор того, что в организации отсутствуют новые идеи, инициатива и т. п., что в современных условиях развития конкуренции так же губительно для предприятия, как и разрушительные конфликты.

Конфликты бывают функциональными и дисфункионалъными.

Функциональный конфликт ведет к увеличению эффективности деятельности организации; дисфункциональный — снижает потенциальные возможности коллектива и может привести к разрушительным действиям внутри организации. Он возникает тогда, когда один, из оппонентов или оппонирующих групп прибегает к нравственно осуждаемым способам борьбы, стремясь дискредитировать, унизить и подавить партнера. Конструктивным конфликт может оставаться лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых apгументов и отношений.

Возможные последствия конфликтов представлены в таблице 2.

Последствия конфликтов

Таблица 2

Функциональные конфликты

Дисфункциональные конфликты

Разрядка напряженности Диагностика возможностей оппонента Сплочение коллектива Стимулирует к организационным изменениям Снятие синдрома покорности Познание и обучение оппонентами друг друга и др. Большие материальные и эмоциональные затраты на участие в конфликте Увольнение Снижение дисциплины Ухудшение социально-психологического климата Познание и обучение оппонентами друг друга и др.

Поведение руководителя в конфликтной ситуации

Таблица 3

Разновидности поведения руководителя

Неблагоприятные последствия

Стремится подавить все конфликтные ситуации Уклоняется от участия в решении конфликта, не вмешивается Игнорирует реальность конфликта, (не могу понять о чём спор) Избавляется от дисфункциональных (полезных) конфликтов. Например, выявление неспособности организационной структуры гибко реагировать на требования НТП. Создаются условия для нарастания конфликтов, нарушающих психологический микроклимат Создаются условия для нарастания конфликтов, нарушающих психологический микроклимат Может появиться новый лидер, который сможет перевести ситуацию в управляемое состояние

4. Методы управления конфликтами.

Структурные методы.

Структурные методы разрешения организационного конфликта базируются на изменениях в структуре организации и направлены на разрешение уже существующего конфликта.

Выделяют следующие группы структурных методов.

  1. Методы, связанные с использованием своего должностного положения (законной власти): приказы, распоряжения, директивы, разъяснение требований к работе и т. д.
  2. “Разведение” участников конфликта по ресурсам, целям, средствам труда или снижением их взаимозависимости.
  3. Методы, связанные с созданием определенного “задела” в работе взаимозависимых подразделений (запасы материалов, комплектующих и т. п.).
  4. Методы объединения участников конфликта для решения общих задач: формулировка миссии, установление общекорпорационных целей.
  5. Создание структуры, выполняющей интеграционные функции и координирующей действия конфликтующих сторон (координатор, общий руководитель и т. п.).
  6. Методы создания систем вознаграждения. Вознаграждение можно использовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение людей, чтобы избежать дисфункциональных последствий. Важно, что бы система поощряла только необходимое производственное поведение, была понятна и воспринималась сотрудниками как справедливая.

Внутриличностные методы управления конфликтом.

Внутриличностный конфликт – конфликт человека самим собой, несоответствие желаний и существующих возможное и недовольство самим собой. Эта разновидность конфликта может иметь как функциональные последствия при стремлении человека к самосовершенствованию, так и дисфункциональные последствия, если способствует возникновению других видов конфликтов, ухудшает состояние здоровья.

Виды внутриличностных конфликтов перечислены ниже.

  1. Конфликт ориентации, когда, например, для достижения корпоративных целей необходимо ориентироваться на достижение успеха, а сам человек склонен ориентироваться на то, чтобы избежать неудачи. Или дело требует работы в выходной день, а сотрудник обещал жене именно эти выходные провести в семье.
  2. Конфликт фактов и планов достижений связан с чувством недовольства в отношении полученных результатов, которые “не дотянули” до плановых.
  3. Конфликт ролевых функций (реально выполняемых и желаемых или плановых).
  4. Конфликт целей (личных, субъективно поставленных и извне инициируемых). продолжительный внутриличностный конфликт может перерасти в стресс, а в дальнейшем и в состояние депрессии. Понимание сущности внутриличностного кофликта позволит выбрать линию поведения, снижающую состояние напряжения и дискомфорта.

Переговоры.

Переговоры относятся к специально подготовленным, регламентированным беседам. Выделяют две главные цели переговоров:

  • разрешение конфликтов, споров;
  • организация сотрудничества.

Образно говоря, в обстоятельствах конфликта задача переговоров заключается в делении пирога на части и их распределении, а в ситуации сотрудничества — в создании нового пирога.

Типы решений в переговорах:

  • компромисс. Наиболее часто встречающийся тип решений;
  • нахождение принципиально нового решения;
  • нахождение асимметричного решения.

Поиск компромисса осуществляется в области жизненно важных интересов, которые одновременно являются взаимоисключающими. Важным условием является готовность сторон к удовлетворению лишь части интересов. Один из основных вопросов, который должен быть решен при ведении переговоров, — это вопрос о критериях, определяющих законность тех или иных требований или уступок. Если имеется общепризнанный критерий, то время наведение переговоров резко уменьшается.

Нахождение принципиально нового решения способно снять имеющиеся противоречия. Это можно только при детальном изучении потребностей, интересов, ценностей. Например, две сестры спорят, как разделить один апельсин. При этом каждая хочет получить его большую часть. Решают разделить его пополам. Решение кажется справедливым, однако оказалось, что одной сестре апельсин нужен для еды, а другой нужна от него лишь цедра (кожура) для того, чтобы испечь пирог. Поиск принципиально нового решения, прежде всего, связан с творческим подходом к проблеме, со способностью рассмотреть проблему шире первоначально заданных позиций, и тогда от противоборствующих сторон вообще может не потребоваться уступок.

Если стороны не находят “серединного” решения, они могут перейти к асимметричному решению. В этой ситуации уступки одной стороны значительно превышают уступки другой стороны. Степень асимметричности может быть различной, почти до полного игнорирования интересов одной из сторон (стиль поведения в конфликтной ситуации принуждение и приспособление).

Факторы, влияющие на повышение эффективности проведения переговоров:

  • отделение человека от проблемы;
  • концентрация на интересах, а не на позициях;
  • изучение вариантов, которые могут удовлетворить обе стороны;
  • поиск объективных критериев;
  • нужно помнить, что переговоры — это взаимодействие, а не действие;
  • переговоры проводятся с определенной целью, но каждая сторона при этом имеет свои цели;
  • соблюдение последовательности этапов проведения переговоров и рефлексия переговорного процесса.

Основные стадии переговорного процесса:

  • подготовка к переговорам;
  • процесс их ведения;
  • анализ результатов и выполнение достигнутых договоренностей, т. к. завершение одних.

Переговоров одновременно является началом других переговоров с этим либо другим партнером.Переговоры являются центральным моментом решения конфликтной ситуации. Успешное ведение переговоров приводит к дисфункциональным последствиям конфликта; провал переговорного процесса усугубляет конфликт.

5. Методы урегулирования конфликтов.

Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, избегание или игнорирование, соперничество или конкуренция.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:

* исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;
* обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;
* чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
* должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;
* взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.
Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания и выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
* необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
* у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
* основной целью является приобретение совместного опыта работы;
* стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
* необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться".
Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:
* обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
* удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;
* вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
* компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях:
* источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;
* знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;
* у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;
* хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;
* пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
* подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт;
* у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий   реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и желанием разрешить. ее.

Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:

* важнейшая задача – восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
* предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся;
* считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;
* осознаете, что правда не на вашей стороне;
* чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.
Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

6.Управление конфликтов в личностно-эмоциональной сфере.

Однако конфликты приходится разрешать не только в деловой форме, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов. Как же себя вести с "конфликтной личностью"? Существует единственное средство – "подобрать ключик". Для этого попытайтесь увидеть в нем друга и лучшие черты (качества) его личности, поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности и особенности нервной системы. Если же не смогли "подобрать к нему ключ", то остается одно-единственное средство – перевести такого человека в разряд стихийного действия.
Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно. Наилучшими советчиками в выборе оптимального подхода разрешения конфликта являются жизненный опыт и желание не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Можно, например, добиться компромисса, приспособиться к нуждам другого человека (особенно партнера или близкого человека); настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте; уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас; использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон.

7. Заключение.

Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы. Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно заключить, что лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведении.