Рабочая учебная программа для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида по предмету русский язык для 7-го класса

Разделы: Коррекционная педагогика


Пояснительная записка.

Статистика всех стран мира, в том числе и России, показывает, что количество людей с умственной отсталостью не уменьшается, отсюда – актуальность проблемы коррекции нарушения развития умственно отсталых детей.

В последние годы дети, имеющие ограниченные возможности здоровья и обучающиеся по программам VIII вида, всё чаще приходят учиться в общеобразовательные школы, поэтому необходимым является составление специальных программ для этой категории детей.

Данная программа является рабочей и разработана на основе типовой программы под редакцией И.М. Бгажноковой. Авторы программы Н.Г. Галунчикова, Аксёнова и др. Программный материал расположен концентрически.

Программа рассчитана на 135 часов (4 часа в неделю). Учебный предмет относится к Федеральному компоненту учебного плана и находится в области «Язык и речь». Обучение русскому языку ведётся с использованием учебника «Русский язык. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская: Москва Просвещение 2009. В программе структурно выделяются 2 раздела: 1. Грамматика, правописание, развитие речи. 2. Чтение и развитие речи.

К концу учебного года обучающийся должен уметь:

  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65–70 слов);
  • писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
  • подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
  • образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
  • определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
  • находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
  • пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учебно-тематическое планирование на учебный год.

№ п/п Тема Количество часов
1 Звуки и буквы. Текст. 7
2 Предложение. Текст. 6
3 Слово. Текст. 90
4 Предложение. Текст. 13
5 Повторение. 10
6 Связная речь. 9

Примерное тематическое планирование

№ п/п Содержание Кол-во часов Дата Словарная работа.
Связная речь
Оборудование

1 четверть

Звуки и буквы. Текст. 17 часов
1. Звуковая сторона языка; гласные и согласные, ударные и безударные гласный. 1   делегат таблица
2. Дифференциация звуков. 1   документ  
3. Соотношения произношения и написания в корне слова. 1   насекомое памятка
4. Общий способ решения орфографических задач 1   чемодан  
5. Подбор проверочных слов 1   государствонаселение  
6. Употребление разделительных ъ ь в словах. 1   Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением текста и отбором опорных слов. Орфографические словари.
7. Простое предложение. 1      
8. Простое предложение с однородными членами. 1      
9. Главные и второстепенные члены предложения 1   лекарстворецепт  
10. Интонация. Сопоставление и перечисление 1   беречь  
11. Использование грамматических категорий в качестве однородных членов 1   стеречь  
12. Выделение в отрывке литературного произведения части текста. 2   издалека  
13 Выделение в тексте средств связи предложения. 1   снизу  
14. Выделение образных средств языка.     стадион  
15. Диктант. 2      
Состав слова. 17 часов
1. Образование разных частей речи с помощью суффиксов и приставок. 1   мастер схемы слов
2. Эмоционально-оценочные слова. 1   почтальон  
3. Описание предметов с различной эмоциональной оценкой. 1   верстакслесарь  
4. Подбор однокоренных слов. 1   токарь  
5. Единообразное написание гласных и согласных в корне слова. 1   бассейн  
6. способы поверки орфограмм в корне слова. 1   независимость  
7. Зависимость способа проверки орфограмм от её места в слове. 1   аппарат  
8. Способы проверки орфограмм 1   тротуар  
9. Изложение «Завещание» 1   Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана.  
10. Слова с непроверяемыми безударными гласными. 1      
11. Непроизносимые согласные в корне 1   монтаж таблица
12. Слова с двойными согласными. 1   аппарат  
13. Правописание приставок на –а, -о 1   расстояние  
14. Правописание приставки пере- 1      
15. Разделительный ъ после приставок 1   тренировать таблица
16. Диктант. 1      
17. Повторение по теме «Состав слова» 1     таблица

2 четверть
Части речи.Имя существительное (17 часов)
№ п/п Содержание Кол-во часов Дата Словарная работа.
Связная речь
Оборудование
1. Имя существительное. Роль в речи.   1           масштаб

пиктограммы

2. Расширение круга имён существительных. 1   гастроном  
3. Существительные близкие и противоположные по значению. 1   патриот  
4. Определение грамматических признаков существительного. 1   универмаг таблица
5. Правописание падежных окончаний существительных. 2   тренер  
6. Правописание безударных падежных окончаний. 2      
7. Склонение имён существительных во мн. числе 2   масленица  
8. Правописание существительных в родительном падеже в ед. числе с шипящей на конце. 1   независимость  
9. Выделение опорных слов из короткого текста. 1   масштаб  
10. Сочинение 1   Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.  
11. Анализ готового текста. 1      
12 Построение текста по аналогии. 1   почерк  
13. Имя существительное. Выделение слов, называющих предметы. 1      
14 Диктант. 2      
Имя прилагательное (24 часа)
1. Имя прилагательное. 1   программа таблица
2. Расширение круга имён прилагательных. 2   лекарство  
3. правописание родовых окончаний имён прилагательных. 2   экзамен  
4. Контрольный диктант. 2      
5. Согласование имени прилагательного с существительным. 2   электричество  
6. Использование образных средств языка. 2   процент
3 четверть
7. Склонение имён прилагательных. 3   платформа  
8. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. 1   литература  
9. Правописание падежных имён прилагательных в единственном числе. 1   республика  
10. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопросов 2   кабинет  
11. Правописание имён прилагательных. 2   милиция  
12. Составление словосочетаний имён прилагательных с существительными в косвенных падежах. 1   серебряный  
13. Составление текста по опорным словосочетаниям. 1   спектакльантракт  
14. Диктант. 2      
Местоимение (11 часов).
1. Значение в речи личных местоимений. 1   километр таблица
2. Упражнения в правильном соотношении местоимений с существительными. 1   мороженое  
3. Личные местоимения. 1      
4. Раздельное написание предлогов с местоимениями. 1   температура памятка
5. Упражнения в правильном использовании местоимений в речи. 3      
6. Сочинение по картине В.Г.Перова «Охотники на привале» 2   Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, составление плана с опорой на схему схема
7. Диктант. 2      
Глагол (31 час).
1. Глагол. Роль в предложении. 1   гардероб  
2. Семантические группы глаголов. 1   патриот  
3. Глаголы близкие и противоположные по значению. 1   вдали  
4. Начальная форма глагола. 2   литература  
5. Изменение глагола по временам 3   стеречь  
6. Изменение глагола по числам. 2   велосипед  
7. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. 2   рецепт  
8. Дифференциация глаголов 3-го лица ед. числа и неопределённой формы глагола. 2   хирург  
9. Диктант. 2      
10. Изменение глаголов. 2      
4 четверть
11. Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение) 3   материк  
12. Правописание частицы не с глаголами. 2   планета  
13. Выделение из текста глагольной лексики для предполагаемого текста. 3   слесарь  
14. Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец). 3   стадион  
15. Диктант. 2      
Предложение. Текст. 18 часов
1. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. 2   почтальон схема предложения
2. Сравнение сложного предложения с простым. 1   бутерброд  
3. Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным предложением с теми же союзами. 2   Письмо с элементами описания предмета  
4. Знаки препинания в сложном предложении. 2   светофор  
5. Выделение простых предложений из текста. 1      
6. Выделение сложных предложений из текста. 1      
7. Работа с диалогом. Решение в нём различных речевых задач (выделение выражений: «Я так не думаю», «Я не могу согласиться»). 1   чувство  
8. Использование обращений в деловых бумагах. 1   программа  
9. Рассказ и описание как типы текстов. 1   манекен  
10. Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. 1   планета  
11. Упражнения в составлении коротких текстов описательного характера по плану. 1   тротуар  
12. Упражнение в составлении коротких текстов повествовательного характера. 1   бригада  
13. Редактирование текста. 1      
14. Диктант. 2      

Методические рекомендации по оцениванию.

Часто возникает вопрос, связанный с критериями оценки знаний учащихся, обучающихся по программе VIII вида. В массовой школе в качестве критерия успешности принято считать показатель 70 – 75 % от общего количества предложенных заданий с учётом назначения и содержания работы, однако не поясняется, почему выбран этот показатель.

При оценивании сформированных знаний у детей с умственной отсталостью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.

Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров.

К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.

Соответственно названным группам около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимальный необходимый (сниженный уровень 2), а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.

На основе этих характеристик оценку «удовлетворительно» можно поставить, если верно выполнено от 35% до 50% заданий, оценку «хорошо» - от 50% до 65%, а оценку «очень хорошо» - свыше 65%.

В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний умственно отсталого школьника, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью «применить» к ребёнку и интеллектуальным дефектом, поэтому эти предложения носят рекомендательный характер.

Использованная литература:

  1. Программа по русскому языку для 7 класса для специальной (коррекционной) школы VIII вида под ред. И. М. Бгажноковой. Москва, Просвещение 2005.
  2. Русский язык 7 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская Москва, Просвещение 2009
  3. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009