Клубный час в 4-м классе по теме "Недетские вопросы"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: выяснить, какие «недетские вопросы» интересуют обучающихся начальной школы.

Задачи:

  • обобщить знания детей о жизни коренной национальности Севера;
  • определить отношение обучающихся к экологическим проблемам города;
  • способствовать личностному росту школьников, развитию их активности и самостоятельности.

Творческие работы, подготовленные к уроку:

  • Выставка детских работ (рисунки, поделки, проекты).
  • Фотовыставка.

Оборудование:

  • Карточки для голосования.
  • Диск с мультфильмом «Крокодил Гена».
  • Диск с худ. фильмом «Белый Бим – Черное Ухо».
  • Иллюстрации из жизни саамов.
  • Диск с фонограммой «Саамские напевы».

Ход мероприятия

Добрый день!

– Мы – ведущие … и … приветствуем вас в 25 студии на программе «Недетские вопросы».

– А вопросы и в самом деле – недетские. Из огромного числа вопросов, которые были предложены нам, мы решили остановиться на трех.

– В нашем вопросе будут участвовать не только наши корреспонденты, но и вы – зрители: наши гости и одноклассники. Вам предстоит ответить на вопросы и принять участие в голосовании.

– Наш эксперт, режиссер за пультом …

– Итак, мы начинаем.

(Видео заставка «Виды Мурманска»).

– Посмотрите, как красив наш город, сколько в нем прекрасных мест, и, конечно, для каждого из нас есть одно – самое лучшее. Мурманск – столица Кольского Севера. В нашем городе живут люди многих национальностей. А коренными жителями нашего края являются саамы. Об этом даже сказано в уставе Мурманской области. А много ли в городе мест связано с коренной народностью?

– Вот что об этом говорят наши корреспонденты.

– Да, действительно, много ли мест в нашем городе расскажут о саамских корнях? Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправились в Краеведческий музей. Там мы узнали, что саамы древний малочисленный народ. Живут саамы, в основном, у нас на Кольском Севере, в Финляндии, Норвегии, Швеции. А по всему миру их насчитывается всего около 80 тысяч человек.

– Но, несмотря на это, саамы очень смелые, талантливые, выносливые люди. Жизнь на Севере очень трудна: скупая природа, долгая полярная ночь и короткое лето.

(Музыкальный фрагмент – саамский танец).

– Но саамы научились делать свою жизнь яркой и интересной. С жизнью саамов нас познакомила Нина Алексеевна Афанасьева. Она рассказала о гимне и флаге саамов, показала нам словарь и книги на саамском языке. Мы увидели одежду, которую шили и украшали саамские женщины, увидели интересные и полезные вещи, которыми пользовался этот народ.

– А еще Нина Алексеевна пела для нас народные песни и рассказывала о вкусном блюде – семге с морошкой. Жаль, не удалось попробовать.

– А вам, ребята, чем заполнилась эта встреча? (рассказы детей).

– Мы подумали о том, что нашему городу просто необходим Саамский центр, в котором бы были кафе, магазины, выставочный центр, сцена, игровые площадки. Мы придумали ему название – «Кувакса» А построить этот центр можно на площадке возле торгового центра ОКЕЙ. С этим предложением мы бы хотели обратиться к нашему мэру.

– А вы поддерживаете это предложение? («да» – зеленая карточка, «нет» – красная карточка).

– Выпал первый снег, и он решил одну из наших проблем.

(Фрагмент из мультфильма «Крокодил Гена».)

– Скажите, а как выглядит ваш двор?

– Как часто вы гуляете в своем дворе?

– Вам интересно в вашем дворе?

– Чтобы вы хотели видеть в своем дворе?

– (Обратиться с вопросами к зрителям).

– А наш школьный двор отвечает вашим интересам? В этом решили разобраться наши корреспонденты…

– На школьной конференции старшеклассники исследовали вопрос обустройства дворовых площадок, разработали и заказали новое оборудование, нашли спонсоров. Мы тоже заинтересовались этим вопросом. Наши фотокорреспонденты обошли несколько дворов, вот результаты их работы (демонстрация фотографий).

– Наша школа находится в центре города, здесь много офисов и магазинов. Мы обошли дворы соседних домов и ни в одном из них не обнаружили детской площадки. Те же, что существуют, представляют собой жалкое зрелище или используются для парковки автомобилей (фото).

– Одну площадку с качелями и песочницей мы все же нашли. Она находится во дворе магазина «Санта», но на ее воротах висит замок и табличка «Посторонним вход воспрещен». (Показать фото) Это нас очень удивило.

– Из опроса жителей микрорайона мы узнали, что их дети либо сидят дома, либо бродят по улицам без цели. А это очень опасно!

– Наша школа – школа продленного дня. В ней 8 начальных классов. После уроков мы все выходим гулять. Прогулка не только любимое занятие, но и полезное. На нашем большом и пустом школьном дворе можно только бегать или ходить вокруг школы. А это скучно и неинтересно. Ведь мы нравится кататься с горки, строить песочные города, лазать и просто посидеть на скамейке.

– Мы обратились с просьбой к нашему преподавателю физкультуры рассказать, что должно быть на спортивной площадке. Оказалось не так много: футбольные ворота для любимой игры мальчишек, дорожки для бега, мишени для метания, перекладины разной высоты, вообщем то, что «развивает жизненно необходимые навыки и физические качества».

– Из телевизионных репортажей, разговоров наших родителей мы знаем, что нашему мэру и его помощникам приходится думать об отопительном сезоне, ремонте дорог, домов, и на все это тоже нужны деньги.

– Изучив эту проблему, мы хотим попросить взрослых помочь нам в обустройстве школьного двора, тем более он остался единственным в микрорайоне. А мы обязуемся его беречь и сохранять, и предлагаем свои проекты.

– Чтобы этот вопрос не был для кого-то неинтересным, мы предлагаем послушать частушки.

Как у нашего у мэра
Голова болит за дело.
Приходите к нам гулять,
На площадке постоять.

Поглядите вы на нас:
Мы пришли с прогулки.
Обежали десять раз
Школы закоулки.

Папа к спонсору пошел,
Папа денежку нашел.
Сделал папа кабинет,
На площадку денег нет...

Посидели б на скамейке,
Покачались на скамейке,
Вы нас, взрослые, поймите,
Непременно помогите.

– Как вы думаете обустройство детских площадок, наших дворов, школьного участка – дело городских властей или жителей дома? («да» – зеленая, «нет» – красная.)

Видеозаставка. Фрагмент из фильма «Белый Бим – Черное Ухо».  

– Чтение стихотворения Э. Асадова «Песня о собаке»

– Мне сейчас очень больно и стыдно. Люди бывают и жестокими и неблагодарными.

– Я обратила внимание на то, как много собак породистых и беспородных появилось на улицах нашего города.

–  Это еще один «недетский вопрос» – отчего это происходит и как решается проблема бездомных и брошенных собак.

– Слово нашим корреспондентам.

– Человек давным-давно приручил животных.

– Собака – первый друг человека среди животных, верный, преданный, готовый всегда прийти на помощь, простить любую обиду. Собаки помогают охранять границу, спасают людей, есть собаки – поводыри для слепых, собаки – охотники…

– Конечно, всем ребятам хотелось бы иметь такого друга.

– Сейчас принят закон о содержании животных. Собаку не разрешается выгуливать без намордника и поводка; гулять разрешено только в специально отведенных местах. Детям младшего школьного возраста разрешается гулять только с собаками маленького размера.

– Содержать собаку, ухаживать за ней постоянно, уделять ей много времени – это очень трудно и ответственно. Это удается не всем, и часто собаки, исполнив роль плюшевой игрушки, оказываются на улице.

– Недавно мы побывали в одном из центров временного содержания животных в нашем городе. Нас очень удивило, как много там собак.

(Обращаются к ребятам).

– Какое впечатление на вас оказал приют?

– Что запомнилось?

– Какую помощь мы можем оказать приюту?

– Мы хотели бы сказать «спасибо» тем людям, которые заботятся об этих животных, помогают им найти нового хозяина. Но при всем их старании одни они справиться со всем этим не могут.

– Мы предлагаем устраивать благотворительные акции, выставки, выпускать открытки. Календари с напоминанием об этой помощи. А собранные средства пойдут на содержание таких приютов.

– А вы готовы взять собаку? – («да» – зеленую карточку, «нет» – красную)

ВЫВОД: сегодня мы затронули очень важные и интересные проблемы. Все они связаны с жизнью нашего города. Мы, взрослые, надеемся, что вы, как настоящие мурманчане, как наше будущее, не будете равнодушными никогда, и никогда не пройдете мимо проблем своего города, своей страны. Думайте о будущем, мечтайте о нем, оно меняется сегодня.

Приложение 1, Приложение 2.